ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-40645/2021 от 30.05.2022 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир

«30» мая 2022 года Дело № А43-40645/2021

Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гущиной А.М.,

без вызова сторон,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.04.2022 по делу № А43-40645/2021,

принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Компания по развитию скоростного судоходства «Водолет» (ОГРН 1195275039772, ИНН 5260465416) о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 01.12.2021 № НН-89РМ/21.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

В Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление, административный орган)23.09.2021 поступила информация из Управления Федеральной службы безопасности по Нижегородской области (далее - УФСБ России по Нижегородской области) от 23.09.2021 № 106/6/3/3308 о том, что перевозчиком - обществом с ограниченной ответственностью «Компания по развитию скоростного судоходства «Водолет» (далее – Общество) при осуществлении перевозки пассажиров речным круизом по маршруту «Нижний Новгород-Чебоксары» (дата рейса 11.09.2021) не передавались сведения в автоматизированную централизованную базу персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств (далее - АЦБПДП).

На основании данной информации административным органом направлен запрос в адрес генерального директора Федерального государственного унитарного предприятия «ЗащитаИнфоТранс» (далее – ФГУП «ЗащитаИнфоТранс») о предоставлении информации по передаче данных вышеуказанным перевозчиком при осуществлении рейса 11.09.2021.

В адрес административного органа 28.10.2021 поступил ответ от 27.10.2021 № ЗИТ-2357, в котором сообщается, что по состоянию на 27.10.2021 Общество в реестре поставщиков информации АЦБПДП не зарегистрировано.

Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицоадминистративного органа 19.11.2021 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении ААА № 6НН-89РМ/21.

По результатам рассмотрения материалов административного дела Управлением 01.12.2021 вынесено постановление НН-89РМ/21о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления от 01.12.2021 № НН-89РМ/21.

Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.

Решением от 11.04.2022 Арбитражный суд Нижегородской области оспоренное постановление признал незаконным и отменил.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.

Управление обращает внимание на то, что статья 19.7.9 КоАП РФ подразумевает под собой конкретное событие не передачи данных в АЦБПДП, либо нарушение порядка передачи таковой, произошедшее в момент осуществления таких перевозок.

Как утверждает Управление, в данном случае сам факт отсутствия Общества в реестре поставщиков информации АЦБПДП является нарушением требования статьи 11 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон № 16-ФЗ), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.

Общество отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.

Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Как следует из постановления от 01.12.2021 № НН-89РМ/21, Общество осуществляло межсубъектовые перевозки пассажиров по маршруту Нижний Новгород – Чебоксары 12.06.2021, 26.06.2021, 28.08.2021, 11.09.2021 без передачи данных о пассажирах и персонале транспортных средств в связи с отсутствием регистрации Общества в реестре поставщиков информации АЦБПДП. Административный орган посчитал, что сам факт отсутствия Общества в реестре поставщиков информации АЦБПДП является нарушением требования статьи 11 Федерального закона № 16-ФЗ, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.

Между тем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что названное постановление о привлечении Общества к ответственности содержит неправильную квалификацию правонарушения.

Как следует из положений Федерального закона №16-ФЗ, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено данным законом и иными федеральными законами (часть 1 статьи 4 Федерального закона № 16-ФЗ).

Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности, являющаяся собственностью Российской Федерации, создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в целях осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности (часть 1 статьи 11 Федерального закона № 16-ФЗ).

Эта информационная система состоит, в том числе, из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств. Такие базы формируются при осуществлении перевозки автомобильным транспортом, в том числе по заказу, в международном сообщении и в междугородном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов Российской Федерации (пункт 4 части 2 статьи 11 Федерального закона № 16-ФЗ).

Автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств формируются на основании информации, предоставленной субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками (часть 3 статьи 11 Федерального закона № 16-ФЗ).

На основании пункта 7 Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах, а также предоставления содержащихся в них данных, утвержденного приказом Минтранса России от 19.07.2012 № 243 (далее - Порядок № 243) субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обеспечивают передачу сведений о пассажирских перевозках при совершении регистрируемых операций в ходе оформления проездных документов (билетов), к которым относятся: бронирование проездного документа (билета), его продажа, возврат, регистрация пассажира, посадка пассажира на транспортное средство, изменение или прекращение перевозки.

Срок представления информации в ЕГИС ОТБ составляет не более 30 минут после ввода данных в информационную систему перевозчика (субъекта транспортной инфраструктуры), если технологией передачи сведений о пассажирских перевозках конкретным видом транспорта не установлено иное (пункт 30 Порядка № 243).

Передача персональных данных пассажиров осуществляется в соответствии с требованиями пункта 30 данного порядка, но не позднее времени отправления транспортного средства (пункт 57 Порядка № 243).

Таким образом, Федеральным законом №16-ФЗ и Порядком №243 установлена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков по обеспечению передачи сведений о пассажирских перевозках, а не сам факт регистрации в реестре поставщиков информации АЦБПДП.

При этом, ответственность за непредставление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств или представление недостоверных сведений либо нарушение порядка формирования и ведения указанных баз, совершенные по неосторожности, предусмотрена специальной нормой, а именно частью 1 статьи 19.7.9 КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьи 19.7.9 КоАП РФ, является установленный порядок в сфере обеспечения транспортной безопасности. Дополнительным объектом являются отношения, связанные с ведением единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в непредставлении сведений (включая представление недостоверных сведений) в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств либо нарушение порядка предоставления таких сведений.

В данном случае деяние Общества охватывается специальной правовой нормой (частью 1 статьи 19.7.9 КоАП РФ), которая имеет приоритет над общей нормой, установленной в части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление Управления от 01.12.2021 № НН-89РМ/21.

Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на ошибочном понимании закона.

Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.

Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.04.2022 по делу № А43-40645/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Судья А.М. Гущина