АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород | Дело № А43-4085/2021 |
29 июля 2022 года |
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 27.07.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш. ,
судей Башевой Н.Ю., Домрачевой Н.Н. ,
при участии представителей
от заинтересованного лица: ФИО1 (доверенность от 13.09.2021 № ЛШ/19794/21),
от общества с ограниченной ответственностью «Нижегородский ЛесоКомбинат»:
ФИО2 (доверенность от 10.01.2022),
от общества с ограниченной ответственностью «ГРУП ДЕЛЬТА ИНВЕСТМЕНТС»:
ФИО3 (доверенность от 25.07.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира
Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.12.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022
по делу № А43-4085/2021
по заявлениям Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира
Нижегородской области
о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
и по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Нижегородский
ЛесоКомбинат» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – общество с ограниченной ответственностью «ГРУП ДЕЛЬТА ИНВЕСТМЕНТС», общество с ограниченной ответственностью «Древпром», общество с ограниченной ответственностью «ЛК Вудтех», общество с ограниченной ответственностью «Агросервис»,
и у с т а н о в и л :
Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее – Управление) от 03.02.2021 № 052/01/18.1-109/2021 в части признания жалобы общества с ограниченной ответственностью «ГРУП ДЕЛЬТА ИНВЕСТМЕНТС» обоснованной и предписания от 03.02.2021 по делу № 052/01/18.1-109/2021.
Общество с ограниченной ответственностью «Нижегородский ЛесоКомбинат» (далее – Комбинат) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Управления от 03.02.2021 052/01/18.1-109/2021.
Определением суда от 10.06.2021 дела объединены в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу номера А43-4085/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «ГРУП ДЕЛЬТА ИНВЕСТМЕНТС» (далее – Общество), общество с ограниченной ответственностью «Древпром» (далее – ООО «Древпром»), общество с ограниченной ответственностью «ЛК Вудтех» (далее – ООО «ЛК Вудтех») и общество с ограниченной ответственностью «Агросервис» (далее – «Агросервис»).
Решением суда от 15.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022 решение суда оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили статьи 80.1 и 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации, сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Управление не установило фактического нарушения конкурсной комиссией лесного законодательства в связи с отклонением или неправильной оценкой конкурсного предложения. Ни одна заявка и конкурсные предложения не отклонены комиссией по причине неправильного оформления в связи с несоответствием конкурсной документации; неправильного победителя торгов не выявлено. Противоречия в конкурсной документации не повлияли на изменения хода торгов и не нарушили права их участников. Предписание Управления незаконно и неисполнимо. Также незаконно требование заново принять заявки, рассмотрение которых завершено. Доказательств наличия иных претендентов на участие в конкурсе не представлено. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Представитель Управления в судебном заседании отклонил доводы жалобы.
Комбинат в отзыве и представитель в судебном заседании изложили позицию по кассационной жалобе.
Представитель Общества в судебном заседании возразил против позиции заявителя.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрении кассационной жалобы откладывалось (определение суда от 15.06.2022).
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, 21.08.2020 Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (в настоящее время – Министерство) разместил на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов извещение и документацию о конкурсе на право заключения договора аренды лесного участка кадастровый номер 52:11:0000000:569 и 52:11:0000000:239, номер извещения 210820/0168806/01.
Многоконтурный лесной участок, предполагаемый к предоставлению в аренду, расположен в Воскресенском районе Нижегородской области, Воскресенском районом лесничестве, Красноярском участковом лесничестве, кварталах № 5 – 9, 17 – 19, 25 – 27, 34 – 37, 44 – 48, 55 – 59, 73 – 82, 98 – 104, 117 – 123, 130 – 135, части квартала 142 (кроме выдела 12, части выдела 21), 143 – 147, части квартала 152 (кроме части выдела 1), 153 – 176, части квартала 177, части квартала 178, 179, 180, 223, 224, общей площадью 17 032,9511 га.
Ежегодный объем заготовки древесины – 29,74 тысячи кубических метров, в том числе 15,08 тысячи кубических метров по хвойному хозяйству. Обременения на лесном участке отсутствуют. Начальная цена предмета конкурса (начальный размер арендной платы) составляет 6 834 924 рубля 17 копеек.
В соответствии с документацией о конкурсе оценка предложенных условий и определение победителя конкурса конкурсная комиссия проводит на основании критериев, утвержденных Правилами оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и критериев, на основании которых проводятся оценка предложенных условий и определение победителя конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 № 241 (далее – Правила № 241).
Конкурсные предложения должны содержать следующие показатели: 1) предлагаемая цена предмета конкурса (ежегодная арендная плата), руб.; 2) планируемая стоимость (годовая) произведенных изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации, получаемая с лесного участка, являющегося предметом конкурса, руб.; 3) планируемое увеличение численности работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации, получаемой с лесного участка, являющегося предметом конкурса, чел.; 4) наличие у участника конкурса договоров аренды лесных участков для заготовки древесины, срок действия которых в день оценки конкурсного предложения не истек, шт.; 5) численность работников участника конкурса, чел.
В соответствии с документацией о конкурсе к заявке прилагаются в числе прочего конкурсные предложения, содержание которых установлено приложением № 4 документации о конкурсе.
Приложением № 5 к заявке определено обоснование конкурсных предложений участников конкурса.
Одним из показателей, которые участники должны указать в своем конкурсном предложении, является планируемое увеличение численности работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации, получаемой с лесного участка являющегося предметом конкурса.
Согласно таблице 2 приложения № 5 к заявке планируемое увеличение численности работников указывается как разность показателей, указанных в столбце 2 «Численность работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины» и в столбце 3 «Численность работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, с которыми заключен трудовой договор длительностью более 6 месяцев».
Таким образом, согласно обоснованию конкурсного предложения в части планируемого увеличения численности работников, приведенному в приложении № 5, в конкурсном предложении подлежит указанию значение, на которое планируется увеличить численность работников.
Вместе с тем согласно инструкции по заполнению, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации, показатель критерия № 3 указывается как количество человек, до которого планируется увеличить численность работников, состоящих в штате заявителя и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, получаемой в результате заготовки древесины на лесном участке, являющимся предметом конкурса, после заключения договора аренды.
Посчитав действия Министерства при организации и проведении конкурса на право заключения договора аренды лесного участка (номер извещения 210820/0168806/01) незаконными, Общество 21.01.2021 обратилось в Управление с жалобой.
Решением Управления от 03.02.2021 по делу № 052/01/18.1-109/2021 жалоба Общества на действия Министерства при проведении конкурса на право заключения договора аренды лесного участка (номер извещения 210820/0168806/01) признана обоснованной в части установления противоречивых сведений относительно указания информации по критерию № 3 конкурсного предложения, конкурсная комиссия признан нарушившей требования статей 80.1, 80.2 Лесного кодекса Российской Федерации.
Управление выдало Министерству обязательное для исполнения предписание, обязывающее Министерство в срок до 17.02.2021 отменить все протоколы, составленные в ходе проведения указанной закупки, внести изменения в документацию конкурса на право заключения договора аренды лесного участка кадастровый номер 52:11:0000000:569, 52:11:0000000:239, размещенного на сайте https://torgi.gov.ru/, номер извещения 210820/0168806/01 с учетом выводов Комиссии, изложенных в решении по делу, а также продлить срок подачи заявок на участие в запросе предложений в электронной форме с учетом требований действующего законодательства.
Министерство оспорило решение Управления в части признания жалобы Общества обоснованной и предписание в судебном порядке.
Комбинат также оспорил решение Управления в судебном порядке.
Руководствуясь статьями 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 80.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), статьями 1, 3, 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Правилами 241, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемых решения и предписания и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, определены Федеральным законом 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) в том числе организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ).
В части 17 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ предусмотрено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 данного закона (часть 20 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ).
На основании подпункта «а» пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган осуществляет полномочия, в том числе выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Рассматриваемые торги проводились в соответствии с нормами Кодекса.
Открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины проводится на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих распоряжение лесными участками в соответствии с полномочиями, определенными в соответствии со статьями 81 – 84 Кодекса, принимаемого на основании заявления о проведении конкурса, поданного лицом, указанным в части 2 данной статьи (часть 1 статьи 80.1 Кодекса).
В соответствии с пунктами 8 и 12 части 17 статьи 80.1 Кодекса извещение о проведении конкурса должно содержать сведения, в том числе, о форме заявки на участие в конкурсе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в конкурсе. Срок подачи заявок на участие в конкурсе должен составлять не менее шестидесяти дней; о требованиях к содержанию конкурсных предложений, а также о порядке их представления в конкурсную комиссию.
Согласно пункту 4 части 18 статьи 80.1 Кодекса документация о конкурсе наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении конкурса, должна содержать форму заявки на участие в конкурсе, а также инструкцию по ее заполнению.
Таким образом, инструкция о заполнении заявки является частью документации о конкурсе наряду с требованиями к содержанию конкурсных предложений.
В силу частей 4, 5 статьи 80.2 Кодекса при рассмотрении конкурсных предложений устанавливается их соответствие требованиям конкурсной документации, проверяются наличие необходимых документов и правильность их оформления. Оценка конкурсных предложений проводится конкурсной комиссией.
Правила оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и критериев, на основании которых проводятся оценка предложенных условий и определение победителя конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины определены в Правилах № 241.
Планируемое увеличение численности работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Кодекса, является одним из критериев оценки предложенных условий и определения победителя конкурса.
Как следует из материалов дела и установили суды, в соответствии с конкурсной документацией оценка предложенных условий и определение победителя конкурса проводятся конкурсной комиссией на основании критериев, утвержденных Правилами № 241.
Приложением № 5 к заявке определено обоснование конкурсных предложений участников конкурса.
Одним из показателей, которые участники должны указать в своем конкурсном предложении, является планируемое увеличение численности работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 Кодекса, получаемой с лесного участка, являющегося предметом конкурса.
Исследовав и оценив представленные в дело документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае Министерством при составлении конкурсной документации допущено наличие противоречивых сведений относительно указания информации по критерию № 3 конкурсного предложения, что могло привести к возникновению у участников закупок ошибок при заполнении и формировании своих заявок, повлиять на результаты рассмотрения и оценки конкурсных предложений, прилагаемых к заявке.
Таким образом, как верно указали суды, Министерство нарушило статьи 80.1, 80.2 Кодекса в части организации конкурса, что выразилось в указании в извещении и документации о конкурсе требований к содержанию конкурсных предложений, являющихся приложением к заявке, а также в инструкции по заполнению заявки, имеющих неоднозначное толкование со стороны участников конкурса.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что оспариваемые решение и предписания отвечают целям Закона № 135-ФЗ, критериям законности, обоснованности и исполнимости и не нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем правомерно отказали Министерству в удовлетворении заявленного требования.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и апелляционного суда и получили надлежащую оценку.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.12.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022 по делу № А43-4085/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий | Н.Ш. Радченкова | |
Судьи | Н.Ю. Башева Н.Н. Домрачева |