г. Владимир
«31» мая 2022 года Дело № А43-41340/2021
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гущиной А.М.,
без вызова сторон,
рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Нижэкология-НН» на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.03.2022 по делу № А43 41340/2021,
принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Нижэкология-НН» (ОГРН 1155261002720, ИНН 5261098663) о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 08.12.2021 №515-13-103/10/ТКО/2021.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Администрацией Автозаводского района г. Нижнего Новгорода при проведении инспекционных обследований (осмотров), осуществленных в период с 08.09.2021 в 11 час. 51 мин. по 12.09.2021 в 16 час. 04 мин. по адресу: г. Нижний Новгород, ул.Ляхова, дом 107, выявлено, что обществом с ограниченной ответственностью «Нижэкология-НН» (далее - Общество) более трех суток не произведен вывоз твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) из места накопления ТКО (из бункера-накопителя).
Материалы обследований направлены администрацией Автозаводского района г. Нижнего Новгорода в Государственную жилищную инспекцию Нижегородской области.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее – Инспекция, административный орган) 01.12.2021составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении № 515-13-103/10/ТКО/2021.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Инспекцией 08.12.2021вынесено постановление № 515-13-103/10/ТКО/2021 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 6000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции от 08.12.2021 № 515-13-103/10/ТКО/2021.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 11.03.2022 изменил постановление от 08.12.2021 № 515-13-103/10/ТКО/2021в части административного наказания, уменьшив размер штрафа до 5000 руб. В остальной части требования Общества оставлены без удовлетворения.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы отмечает, что в Территориальной схеме обращения с отходами, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 18.11.2019 № 843, контейнерной площадки у дома № 107 по ул. Ляхова г. Нижнего Новгорода не имеется, бункеров для сбора крупногабаритного мусора (далее – КГМ) по данному адресу не предусмотрено. Более того, в доме № 107 по ул. Ляхова расположен не жилой фонд, а юридическое лицо – магазин «Магнит».
По мнению Общества, из представленных в материалы дела фотографий не следует, что зафиксированный бункер располагается на специально отведенном для этого месте, что данное местоположение является специальным местом для накопления КГО и имеет соответствующее обозначение.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354), регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 Правил № 354 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с абзацем 7 пункта 2 Правил № 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В силу пункта 148 (1) Правил № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Из содержания пунктов 148 (3) - 148 (5) Правил № 354 следует, что исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, а также собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) может выступать, в том числе региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления (пункт 5 Правил № 1156).
В пункте 2 Правил № 1156, определено, что «крупногабаритные отходы» - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Пунктом 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 № 144-З «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» (далее – Закон № 144-З) установлено, что бункер-накопитель - стандартная емкость для сбора крупногабаритного и другого мусора объемом свыше 2 кубических метров.
В силу пунктов 9, 10, 11 Правил № 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
Согласно пункту 12 Правил № 1156 вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.
Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, действующим законодательством закреплены обязанности регионального оператора как по вывозу ТКО из контейнеров, так и крупногабаритных отходов, относящихся к ТКО, из бункеров и со специально отведенных мест для складирования крупногабаритных отходов, расположенных на контейнерных площадках.
Согласно подпункту «а» пункта 148 (22) Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
В пункте 17 Приложения № 1 к Правилам № 354 установлено, что обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
Положения указанного пункта (в части допустимых отклонений) подлежат применению для целей изменения размера платы за коммунальную услугу по вывозу ТКО при предоставлении этой услуги ненадлежащего качества. Следовательно, отклонение от установленных требований означает предоставление услуги ненадлежащего качества.
В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила № 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 11 Правил № 1039 реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
На основании пункта 12 Правил № 1039 реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в пего сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что в соответствии с протоколом от 28.12.2017 № 2 о рассмотрении заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области (зона деятельности 1) Общество выбрано региональными оператором по вывозу ТКО на территории г. Нижнего Новгорода.
Согласно подпункту «а» пункта 11 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами Общество как региональный оператор обязано принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении к настоящему договору.
В соответствии с реестром мест (площадок) накопления ТКО на территории города Нижнего Новгорода, размещенном на официальном сайте Администрации города Нижнего Новгорода, по адресу: г. Нижний Новгород, ул.Ляхова, д.107, предусмотрено 4 контейнера V-1,1 м3 и 1 контейнер V- 8 м3 (бункер-накопитель).
Вопреки доводам апелляционной жалобы место (площадка) накопления ТКО, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Ляхова, д. 107, является специально отведенным местом для накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, оборудованным бункером-накопителем для складирования КГМ.
Названное место складирования ТКО включено в реестр мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории г. Нижнего Новгорода. Указанный реестр содержит сведения о размещении по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Ляхова, д. 107, бункера-накопителя для сбора КГО, объеме бункера-накопителя (20м3).
Согласно данному реестру Общество является лицом, оказывающим услуги по сбору и транспортированию ТКО на территории частного сектора Автозаводского района г. Нижнего Новгорода, в том числе по адресу: г.Нижний Новгород, ул. Ляхова, д.107.
Как установлено судом первой инстанции, Общество в ответ на обращение администрации от 13.10.2020 представило в адрес администрации письмом от 15.10.2020 №28580 рекомендуемый повременной график вывоза КГО с мест (площадок) их накопления в частном секторе Автозаводского района г.Н.Новгорода с указанием спорного адреса, в соответствии с которым по адресу: г.Нижний Новгород, ул. Ляхова, д.107, Обществом предложен повременной график вывоза из евроконтейнеров объемом 1,1 м3 с 11-00-14:00, из бункера с 07:00-10:00, КГО с 07:00-22:00.
Однако, Обществом в период с 11 час. 51 мин. 08.09.2021 до 16 час. 04 мин. 12.09.2021 не произведен вывоз ТКО (мешки, коробки, доски) из мест (площадки) для сбора КГМ, расположенной по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Ляхова, д.107, что является нарушением пункта 17 Приложения № 1 к Правилам № 354.
Согласно данным «Гисметео» среднесуточная температура в г. Нижнем Новгороде с 8 сентября 12 сентября 2021 года была свыше + 5 °С, то есть вывоз ТКО из мест (площадок) накопления должен быть произведен региональным оператором не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Из представленных в материалы дела документов следует, что вышеназванная площадка является специально отведенным местом для накопления, в том числе крупногабаритных отходов.
Данные обстоятельства подтверждены письмом администрации от 20.09.2021 № Сл-01-04-547537/21 с приложенными фотоматериалами, из которых с достоверностью усматривается наличие в период с 08.09.2021 по 12.09.2021 идентичного КГМ (мешки, коробки, доски), протоколом об административном правонарушении от 01.12.2021 № 515-13-103/10/ТКО/2021.
Представленные фотоматериалы содержат дату и время фиксации правонарушения, имеют соответствующие сопроводительные пояснительные надписи, удостоверяющие место фотосъемки и являются надлежащим доказательством по делу.
КоАП РФ не содержит специальных требований к оформлению материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, которые направляются в орган, уполномоченный возбуждать дела об административных правонарушениях.
Виды отходов, относящиеся к ТКО, определены Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее - Классификационный каталог отходов), согласно которому к ТКО относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 ООО 00 00 0), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО.
В соответствии с Классификационным каталогом отходов отходы из жилищ крупногабаритные относятся к ТКО.
Самыми распространенными и объемными являются следующие виды ТКО:
- «Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам» (код по Классификационному каталогу отходов 7 31 200 00 00 0), в том числе: мусор и смет уличный; мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства;
- «Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковьши посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам» (код по Классификационному каталогу отходов 7 31 300 00 00 0), в том числе: растительные отходы при уходе за газонами, цветниками; растительные отходы при уходе за древесно- кустарниковыми посадками.
Довод Общества о том, что по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Ляхова, д. 107, потребителями был нарушен порядок накопления ТКО, а именно, допущено складирование отходов от строительства, отработанных шин, вырубленных деревьев, вне определенных законодательством мест накопления отходов, противоречит представленным в материалам дела фотоматериалам, согласно которым в бункере-накопителе по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Ляхова, д. 107, отсутствуют строительные отходы, отработанные шины, вырубленные деревья (ветки таковыми не являются).
Факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, подтвержден материалами дела.
Как обоснованно выявила Инспекция, Общество в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей по вывозу отходов, нарушило режим обеспечения населения коммунальными услугами по обращению с ТКО, в результате чего бункер-накопитель долгое время оставался переполненным и жители складировали отходы рядом с бункером-накопителем, в связи с чем ежедневно увеличивался навал ТКО.
Доказательства того, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в статье 7.23 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось надлежащим образом (л.д. 48, 53).
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд первой инстанции не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния. Существенная угроза заключается в пренебрежительном отношении Общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей.
Суд также не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
Вместе с тем суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для изменения оспоренного постановления в части назначенного административного наказания и уменьшил размер штрафа до 5000 рублей.
В указанном размере административный штраф отвечает принципу справедливости наказания и в то же время обеспечивает его неотвратимость.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.03.2022 по делу № А43-41340/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Нижэкология-НН» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Судья А.М. Гущина