г. Владимир
«07» июня 2022 года Дело № А43-41357/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.06.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Нижегородская областная коммунальная компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.04.2022 по делу № А43-41357/2021, принятое по заявлению акционерного общества «Нижегородская областная коммунальная компания» о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 20.12.2021 № 515-09-90-2021.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее по тексту – Инспекция) проведена проверка соблюдения акционерным обществом «Нижегородская областная коммунальная компания» (далее по тексту - Общество) обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений МКД: Нижегородская область, городской округ Шахунья, <...> д. №№1, 5, ул. Центральная, д.№№62, 6, 75; <...> д.№№17, 19; <...>; <...> д.№72.
По результатам проверки составлен актот 17.12.2021 № 515-09-90-2021.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Инспекции составило в отношении него протокол от 20.12.2021 №515-09-90-2021 и 20.12.2021 вынесло постановление №515-09-90-2021, которым Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 5800 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 12.04.2022 постановление административного органа изменено в части назначения административного наказания, при этом размер назначенного штрафа уменьшен до 5000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что протокол об административном правонарушении с указанием конкретных сведений о факте нарушения и определение о дате и времени рассмотрения дела на 20.1.2021 законному представителю не направлялись. Наличие общей доверенности на представление интересов Общества без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле, само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Общество заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Инспекция в отзыв на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг (далее - Правила №354).
Согласно пункту 2 Правил №354 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с абзацем 7 пункта 2 Правил №354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно подпункту «е» пункта 4 Правил №354 потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга - отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения №1 к настоящим Правилам.
Разделом VI Приложения №1 к Правилами №354 установлены требования к качеству коммунальной услуги отопления, в частности, обеспечение нормативной температуры воздуха: в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже – в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C). Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 °C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается (пункт 15).
В силу подпункта «а» пункта 31 Правил №354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон №190-ФЗ) организация отношений в сфере теплоснабжения должна формироваться на основе таких принципов как обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона №190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий поселений к отопительному периоду, утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов.
Пунктом 7 части 3 статьи 23 Закона №190-ФЗ предусмотрено, что уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения.
Судом установлено, что администрацией г.о.г.Шахунья Нижегородской области утвержден рекомендуемый температурный график отопления в г.о.г.Шахунья Нижегородской области.
В соответствии с пунктом 50 приказа Госстроя Российской Федерации от 21.04.2000 №92 «Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в Федерации» теплоснабжающая организация обязана поддерживать на границе эксплуатационной ответственности давление и температуру пара в соответствии с договором, с отклонениями не более чем обусловлено договором; поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.
Таким образом, законодательно предусмотрена обязанность теплоснабжающей организации по поддержанию температуры сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности. Температурный график регулирования тепловой нагрузки (тепловых сетей, котельной) разрабатывается из условий суточной подачи тепловой энергии на отопление, обеспечивающей потребность зданий в тепловой энергии в зависимости от температуры наружного воздуха, чтобы обеспечить требуемую температуру в жилых помещениях постоянной.
При соблюдении температурного графика, давления на подающем и обратном трубопроводах потребителям обеспечивается качественное предоставление услуг по отоплению. Несоответствие же температуры теплоносителя в обратном трубопроводе, давления на подающем и обратном трубопроводах центрального отопления, влечет предоставление услуг теплоснабжения ненадлежащего качества.
В силу подпункта «а» пункта 149 Правил №354 исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность, в том числе за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела, Общество на основании договоров ресурсоснабжения является исполнителем коммунальной услуги по теплоснабжению в г. Шахунья Нижегородской области.
В ходе обследования Инспекцией установлено, что: 1) температура носителя на вводе в многоквартирный дом по адресу: <...> д.№72 - +38С?, городской округ Шахунья, с. Хмелевицы - +36 С?-+38С?, д. Красногор - +43С? -+45С?, д. Большая Свеча - +41С?-+51С?, в подающем трубопроводе, что не соответствует температурному графику сетевой воды на границах эксплуатационной ответственности, утвержденному постановлением администрации г.о.г. Шахунья Нижегородской области от 07.11.2017 №1413 (+58С? в подающем трубопроводе при температуре наружного воздуха на момент проверки -4С?); 2) температура воздуха в жилых помещениях МКД по адресу: <...> д. №№1, 5, ул. Центральная, д.№№62, 6, 75 – +17,2С? -+18,6С? (угловые жилые помещения); <...> д.№№17, 19 - +17С? -+20С? (угловые жилые помещения); <...> д.№72 - +16,8С? -+17,4С?, при нормативной температуре воздуха не менее +18 С? (в угловых – не менее +20С?).
Замеры проводились термометром контактным цифровым ТК - 5.06, заводской номер 2096513, дата поверки 22.09.2020 (до 21.09.2022).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно: актом проверки (обследования), систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа документов (сведений), информации от 17.12.2021 №515-09-90-2021, протоколом об административном правонарушении от 20.12.2021 №515-09-90- 2021.
При изложенных обстоятельствах, вывод Инспекции и суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в статье 7.23Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует материалам дела.
Исследовав и оценив обстоятельства совершенного Обществом правонарушения, степень его вины, вредных последствий, суд первой инстанции уменьшил сумму административного штрафа по статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до 5000 рублей.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.
Довод Общества об отсутствии извещения законного представителя Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и о том, что доверенность ФИО1 является общей, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку уведомление № 515-09-90-2021 о возбуждении дела об административном правонарушении отправлено на электронную почту Общества - officе@nokk.ru. При вынесении постановления присутствовал представитель Общества ФИО1 по доверенности от 20.09.2021 № 57. Доверенность представителя не отозвана и является действующей. В доверенности прописано право на подписание протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении, делать замечание по содержанию протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом не нарушен.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает в действиях Общества малозначительности совершенного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.04.2022 по делу № А43-41357/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу акционерного общества «Нижегородская областная коммунальная компания» оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья Т.В. Москвичева
Судьи А.М. Гущина
М.Н. Кастальская