ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-4224/2021 от 28.07.2021 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«28» июля 2021 года Дело № А43-4224/2021

Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.

рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобуобщества с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» (ИНН <***>, ОГРН <***>) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.05.2021 по делу № А43-4224/2021, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Кстовского муниципального района Нижегородской области от 03.02.2021 № 18/2021.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Административной комиссией Кстовского муниципального района Нижегородской области (далее по тексту – административная комиссия) в ходе проведения ежедневного мониторинга состояния чистоты и порядка, благоустройства, внешнего вида территории г.Кстово Нижегородской области 15.01.2021 с 15:10 по 15:25 и 18.01.2021 с 11:00 по 11:20 по адресу: <...> установлено нарушение пунктов 12.1, 12.3, 12.8.2, 12.8.6, 12.8.7, 12.9.1, 12.9.2, 12.9.3 Правил благоустройства города Кстово Кстовского муниципального района Нижегородской области, утвержденных решением городской Думы г.Кстово от 28.11.2019 №419 (далее - Правила №419), выразившееся в не принятии мер по надлежащему содержанию придомовой территории (придомовая территория (внутридворовые проезды и пешеходные дорожки) не очищены от наледи и снега до твердого основания).

Усмотрев в действиях общества с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» (далее по тексту - Общество) состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, административная комиссия составила в отношении Общества протокол от 26.08.2020 № 10 об административном правонарушении и 03.02.2021 вынесла постановление №18/2021 о привлечении Общества к административной ответственности, в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании его незаконным.

Решением от 12.05.2021 (резолютивная часть от 16.04.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Общество указывает, что суд при вынесении решения не учел письмо Минстроя России от 24.05.2016 № 19304-ОГ/04 «О разъяснении законодательства в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства». По мнению Общества, оно не несет обязанности по уборке внутридворового проезда, в связи с чем в бездействии Общества отсутствует состав вменяемого правонарушения.

Считает, что поскольку дорожное полотно и тротуар вдоль него являются автомобильной дорогой местного значения и ответственным за уборку такой дороги является муниципальное образование г.Кстово в лице администрации г.Кстово.

Указывает на отсутствие полномочий на проведение проверок и составление протоколов у должностных лиц сектора административно-технического контроля управления строительства и благоустройства администрации Кстовского муниципального района.

Административная комиссия в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.

Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению ввиду нижеследующего.

Частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований к надлежащему состоянию и содержанию объектов, установленных нормативными правовыми актами области и (или) муниципальными правовыми актами в сфере обеспечения чистоты и порядка, благоустройства, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 - 11 настоящей статьи.

Согласно части 5 статьи 10 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 №144-З «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» (далее по тексту - Закон №144-З)в зимний период уборочных работ дорожки и площадки парков, скверов, бульваров, дворовые территории, проезды, контейнерные площадки, подъездные пути к ним, дороги, улицы, магистрали, остановки пассажирского транспорта, имеющие усовершенствованное покрытие (асфальт, бетон, тротуарная плитка), должны быть очищены от снега и наледи до твердого покрытия, в случае гололеда - обработаны противогололедным материалом.

В части 1 статьи 8 Закона №144-З определено, что субъекты отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка обязаны производить регулярную уборку территории, находящейся в их ведении.

В силу части 2 статьи 8 Закона №144-З границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования земельным участком, и прилегающей к его границам территории.

Зимний период уборочных работ устанавливается с 1 ноября текущего календарного года по 15 апреля следующего календарного года (часть 1 статьи 10 Закона №144-З, пункт 12.8.1 Правил №419).

Согласно пункт 12.1 Правил №419 физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством и настоящим разделом.

Пунктом 12.3 Правил №419 установлено, что на хозяйствующие субъекты возлагается обязанность по содержанию и уборке территории в соответствующих границах согласно действующему законодательству и настоящим Правилам.

В соответствии с пунктом 12.8.2 Правил №419 в период зимней уборки проводится, в том числе очистка пешеходных дорожек от снега при снегопадах не позднее 1 часа после окончания снегопада; формирование снежных валов; вывоз снега с территорий, не позволяющих организовать хранение накопившегося объема снега без значительного зауживания проезжей части и тротуаров.

Согласно пункту 12.8.6 Правил №419 все тротуары, дворы, лотки проезжей части улиц, площадей, набережных, рыночные площади и другие участки с асфальтовым покрытием необходимо очищать от снега и обледенелого наката и посыпать песком до 7 часов утра.

Пунктом 12.8.7 Правил №419 установлено, что в зимний период дорожки, садовые диваны, урны и прочие элементы (МАФ), а также пространство перед ними и с боков, подходы к ним должны быть очищены от снега и наледи.

Уборка автомобильных дорог включает комплекс мероприятий по регулярной очистке проезжей части, тротуаров, парковок (парковочных карманов), остановок общественного транспорта, искусственных дорожных сооружений от грязи, мусора, снега и льда (12.9.1 Правил №419).

К мероприятиям по уборке дорог в зимний период относятся, в том числе уборка и вывоз мусора, снега и льда, грязи; сгребание и подметание снега; формирование снежного вала для последующего вывоза; выполнение разрывов в снежных валах у остановок общественного транспорта, подъездов к административным и общественным зданиям, выездов с внутриквартальных территорий, из дворов, на пешеходных переходах, в иных местах; зачистка дорожных лотков после удаления (вывоза) снега с проезжей части; скалывание льда и уборка снежно-ледяных образований (12.9.2 Правил №419).

Технология и режимы производства уборочных работ на проезжей части улиц и проездов, тротуарах и дворовых территориях должны обеспечить беспрепятственное движение транспортных средств и пешеходов независимо от погодных условий (12.9.3 Правил №419).

Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...>, находится на обслуживании Общества на основании договора от 01.01.2020, заключенного с товариществом собственников недвижимости «Меридиан».

В соответствии с пунктом 5.15 Перечня работ и услуг по обслуживанию общего имущества многоквартирного жилого дома, являющегося приложением к вышеназванному договору, Общество обязано проводить уборку земельного участка со стороны входов в подъезды (отмостка, газон, тротуар).

Из оспариваемого постановления усматривается, что Обществу вменяется нарушение пунктов 12.1, 12.3, 12.8.2, 12.8.6, 12.8.7, 12.9.1, 12.9.2, 12.9.3 Правил №419, а именно: придомовая территория (внутридворовые проезды и пешеходные дорожки) не очищен от снега и наледи до твердового основания.

Изложенные обстоятельства подтверждаются актами мониторинга от 15.01.2021 №10/2021, от 18.01.2021 №11/2021 и приложенных к ним фотоматериалам, актом обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, от 18.01.2021, протоколом об административном правонарушении от 20.01.2021 №10

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.

Довод Общества о том, что оно не является лицом, ответственным за выявленное нарушение, поскольку один из земельных участков, в границах которого расположен спорный многоквартирный дом, не разграничен и не поставлен на кадастровый учет, а также, что тротуары являются элементами обустройства автомобильных дорог, обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Согласно пункту 11 части 4 статьи 5 Закона № 144-3 обязанности по обеспечению чистоты и порядка в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства, дворовой территорией, иными объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, включая коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, возлагаются на собственников помещений такого дома либо организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом.

Согласно пункту 6 статьи 2 Закона 144-3, статье 1.10 раздела 1 Правил благоустройства города Кстово Кстовского муниципального района Нижегородской области, утв. Решением городской Думы города Кстово от 28.11.2019 №419, дворовая территория -территория, прилегающая к жилому зданию и ограниченная жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями, включая подходы и подъезды к дому, автостоянки, территории зеленых насаждений, площадки для игр, отдыха и занятий спортом, хозяйственные площадки; Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования земельным участком, и прилегающей к его границам территории (часть 2 статьи 8 Закона №144-3).

Уборка придомовой территории, входящей в состав общего имущества, отнесена к обязанностям и находится в сфере ответственности управляющей организации (подп. «г», «з» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491)

Вопреки доводам жалобы, территория, прилегающая к многоквартирному дому по проспекту Победы, д. 14 г. Кстово Нижегородской области при обследовании которой установлен факт непроведения работ по очистке внутридоворового проезда и пешеходных дорожек, находится в границах земельных участков многоквартирного дома (земельных участков с кадастровыми номерами: 52:25:0010332:80 (вид разрешенного использования земельного участка: для эксплуатации жилого дома), 52:25:0010332:356 (вид разрешенного использования: для эксплуатации многоквартирного жилого дома), 52:25:0010332:78 (вид разрешенного использования: под многоквартирным жилым домом), следовательно, по смыслу пункта 4 части 1 статьи 36, части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, является придомовой территорией, входящей в состав общего имущества многоквартирного дома (ОИ МКД), входит в границы уборки территории, в границы ответственности Общества. Внутридворовые проезды и пешеходные дорожки, где обнаружено правонарушение, входят вграницы земельных участков под многоквартирным домом.

Довод об отсутствии полномочий на проведение проверок и составление протоколов у должностных лиц сектора административно-технического контроля управления строительства и благоустройства администрации Кстовского муниципального района отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.

В силу вышеназванных нормативных правовых актов соглашения о передаче полномочий от муниципального образования городское поселение «город Кстово» муниципальному образованию «Кстовский муниципальный район» на рассмотрение административных дел, составление протоколов не требуется. Администрация Кстовского муниципального района осуществляет вышеуказанные полномочия в силу закона.

В силу Закона Нижегородской области от 04.08.2011 № 91-3 «Об административных комиссиях в Нижегородской области и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области законодательства об административных правонарушениях» (принят постановлением ЗС НО от 28.07.2011 №174-V) (вместе с «Методикой расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов Нижегородской области для осуществления переданных государственных полномочий Нижегородской области по созданию административных комиссий в Нижегородской области») органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по созданию административных комиссий для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Нижегородской области об административных правонарушениях. Комиссии создаются в муниципальных районах, муниципальных округах, городских округах Нижегородской области (ст. ст. 2, 3 Закона).

Административная комиссия Кстовского муниципального района был создана на основании постановлением администрации Кстовского муниципального района № 1471 от 01.07.2019 «О создании административной комиссии Кстовского муниципального района Нижегородской области и утверждении Регламента работы административной комиссии Кстовского муниципального района Нижегородской области».

В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 131-ФЗ Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. При этом в поселении местная администрация не образуется.

Согласно статье 44 Устава Кстовского муниципального района администрация района - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления района, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения межпоселенческого характера и отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законами Нижегородской области. Администрация района осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами, законами Нижегородской области, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области, настоящим Уставом, а также нормативными правовыми актами Земского собрания.

Согласно статье 22 Устава муниципального образования городское поселение город Кстово Кстовского района Нижегородской области администрация города не образуется. Исполнение полномочий администрации города в соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возлагается на администрацию Кстовского муниципального района.

Оценив характер правонарушения и роль правонарушителя, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о невозможности применения к совершенному Товариществом правонарушению статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду его малозначительности.

Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.

Наказание назначено в пределах, установленных законом, и с соблюдением срока давности.

Повторно проверив порядок привлечения Общества к административной ответственности, суд апелляционной инстанции не установил со стороны административного органа процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.

Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.05.2021 по делу № А43-4224/2021 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройкомплект» оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Т.В. Москвичева