ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-443/17 от 04.09.2017 АС Волго-Вятского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А43-443/2017

06 сентября 2017 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 04.09.2017.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В. ,

судей Новикова Ю.В., Чижова И.В.

при участии представителей       

от заявителя: ФИО1 (доверенность от 23.01.2017 № 01-06/93),

от заинтересованного лица – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы            № 15 по Нижегородской области: ФИО2 (доверенность от 01.06.2017)  

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Лысковскому району

Нижегородской области

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.02.2017,

принятое судьей Соколовой Л.В.,  и                    

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017,

принятое судьями Гущиной А.М., Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,

по делу № А43-443/2017

по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда

Российской Федерации по Лысковскому району Нижегородской области

о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Нижегородской области и Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области

и   у с т а н о в и л :

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Лысковскому району Нижегородской области (далее – Фонд) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области в заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Нижегородской области (далее – Инспекция) и Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области (далее – УФНС России по Нижегородской области) по отказу в возврате оригинала учредительного документа – Положения о Государственном учреждении – Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации по Лысковскому району Нижегородской области, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15.06.2016 № 560п (далее – Положение о Фонде № 560п).

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 27.02.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.

 Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.  

Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, действующее законодательство не содержит запрета на возврат заявителю подлинного экземпляра учредительных документов в случае вынесения налоговым органом решения об отказе в государственной регистрации. Заявитель указывает, что отказ в возврате подлинного экземпляра Положения о Фонде № 560п затрудняет его работу.

Подробно позиция Фонда изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.

Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании возразили относительно доводов Фонда, просили оставить жалобу без удовлетворения.

УФНС России по Нижегородской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.

Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Фонд 19.07.2016 представил в муниципальное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Лысковского муниципального района» заявление по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, связанных с внесением в учредительные документы юридического лица, о наименовании учреждения, с приложением следующих документов: постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15.06.2016 № 560П, Положение о Фонде № 560п (один экземпляр и одна копия), документ об уплате государственной пошлины (копия платежного поручения от 15.07.2016), копия приказа о приеме на работу от 02.02.2016 № 26к, копии паспорта руководителя Фонда и свидетельств.

   Рассмотрев данное заявление, Инспекция на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) вынесла решение от 27.07.2016 № 13479А об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением Положения о Фонде от № 560п в двух экземплярах.

   Фонд обратился в УФНС России по Нижегородской области с жалобой, в которой просил отменить решение регистрирующего органа от 27.07.2016 № 13479А и обязать Инспекцию возвратить подлинник учредительных документов.

   Решением от 11.10.2016 № 09-12/21140@ УФНС России по Нижегородской области оставило жалобу Фонда без удовлетворения.

   Посчитав свои права нарушенными, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Инспекции и УФНС России по Нижегородской области по отказу в возврате оригинала Положения о Фонде № 560п.

Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 5, 9, 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей», Порядком ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.02.2015 № 25н, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.01.2013 № 15н «Об утверждении Порядка учета и хранения регистрирующим органом всех представленных в регистрирующий орган документов, а также порядка и сроков хранения регистрирующим органом содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей документов и порядка их передачи на постоянное хранение в государственные архивы», Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемых действий.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

   В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

   - подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

   - решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;

   - изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте;

   - документ об уплате государственной пошлины;

   - документ, подтверждающий принятие Банком России решения о регистрации проспекта акций, если в учредительные документы юридического лица, являющегося непубличным акционерным обществом, вносятся изменения о включении в его фирменное наименование указания на то, что оно является публичным;

   - документ, подтверждающий принятие Банком России решения об освобождении юридического лица, являющегося публичным акционерным обществом, от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, если в учредительные документы юридического лица, являющегося акционерным обществом, вносятся изменения об исключении из его фирменного наименования указания на то, что оно является публичным;

   - документ, подтверждающий факт принятия общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью решения об увеличении уставного капитала общества, или решение единственного участника общества с ограниченной ответственностью об увеличении уставного капитала общества, если в устав общества с ограниченной ответственностью, утвержденный его учредителями (учредителем) или участниками (участником), внесены изменения, связанные с увеличением уставного капитала общества, на основании указанных решения общего собрания участников общества или решения единственного участника общества.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица либо сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного в соответствии с федеральным законом.

Документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и представленные в регистрирующий орган при государственной регистрации, являются частью соответственно единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (пункт 6 статьи 5 Закона № 129-ФЗ).

В пункте 3.1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ определено, что регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных в соответствии с настоящим Федеральным законом документов в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.02.2015 № 25н утвержден Порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в пункте 1 которого установлено, что ведение Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП) осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях.

Ведение ЕГРЮЛ и ЕГРИП на бумажных носителях осуществляется путем хранения представленных в налоговые органы при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов на бумажных носителях в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.01.2013 № 15н «Об утверждении Порядка учета и хранения регистрирующим органом всех представленных в регистрирующий орган документов, а также порядка и сроков хранения регистрирующим органом содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей документов и порядка их передачи на постоянное хранение в государственные архивы» (далее – Порядок № 15н).

Согласно пунктам 2, 3 Порядка № 15н представленные при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств документы на бумажных носителях и документы в форме электронных документов учитываются налоговым органом, в который представлены такие документы, путем их регистрации с присвоением представленным документам входящего номера с указанием даты их получения налоговым органом.

Представленные при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств документы, а также документы, включенные в государственные реестры, хранятся в местах, недоступных для посторонних лиц, в условиях, обеспечивающих предотвращение их хищения и утраты, искажения, подделки и утраты содержащейся в них информации.

   Приказом Федеральной налоговой службы от 15.02.2012 № ММВ-7-10/88@ утвержден «Перечень документов, образующихся в деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения», раздел 11 которого посвящен документации, относящейся к государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, учету организаций и физических лиц, ведению Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Единого государственного реестра налогоплательщиков. В состав такой документации входят, в частности, документы (заявления и иные документы, представленные при государственной регистрации, решения об отказе в государственной регистрации и др.) об отказе в государственной регистрации в отношении юридического лица со сроком хранения три года (пункт 497 Перечня).

Таким образом, возврат документов, представленных заявителем в регистрирующий орган при обращении за государственной регистрацией юридического лица, действующим законодательством не предусмотрен.

При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии у регистрирующего органа оснований для возврата документов, представленных Фондом при обращении за государственной регистрацией изменений, связанных с внесением в учредительные документы юридического лица, и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

   Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.   

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.02.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017 по делу № А43-443/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Лысковскому району Нижегородской области – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

           Председательствующий

Т.В. Шутикова

Судьи

Ю.В. Новиков

И.В. Чижов