ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://fasvvo.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А43-4863/2009-1-127
26 октября 2009 года
(дата изготовления в полном объеме)
Резолютивная часть объявлена 20.10.2009.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Евтеевой М.Ю.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.
при участии представителей
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 12.10.2009 № 2-ЮР),
от заинтересованного лица:
ФИО2 (доверенность от 17.12.2008 № 01-03-20/15716),
ФИО3 (доверенность от 18.05.2009 № 01-03-20/06822)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица –
Нижегородской таможни
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.06.2009,
принятое судьей Мустафаевым Г.И., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009,
принятое судьями Смирновой И.А., Протасовым Ю.В., Захаровой Т.А.,
по делу № А43-4863/2009-1-127
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ГЕМА»
к Нижегородской таможне
о признании недействительным решения
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «ГЕМА» (далее – ООО «ГЕМА», Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к Нижегородской таможне (далее – Таможня, таможенный орган) о признании недействительным решения от 17.12.2008 № 10408000/171208/63.
Решением от 11.06.2009 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 10.08.2009 данное решение оставлено без изменения.
Таможня не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды не применили нормы права, подлежащие применению, а именно статью 15 Конституции Российской Федерации, статью 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе, статью 37 Таможенного кодекса Российской Федерации, статьи 5 и 6 Международного соглашения от 12.04.1996 «О Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций». На его взгляд, Общество представило ненадлежащим образом заполненный сертификат по форме «А», поэтому не подтвердило происхождение спорного товара из Республики Турция и, как следствие, правомерность применения тарифных преференций.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило; с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласилось.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области решения и Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в рамках внешнеторгового контракта от 09.06.2008 № 0412-2008, заключенного с компанией RENKPLAST PLASTIK SANAYI TIC.A.S (Турция, продавцом), в адрес Общества в сентябре 2008 года поступил товар – лак и краски типографские. В целях таможенного оформления товара Общество предъявило на Московский таможенный пост Нижегородской таможни грузовую таможенную декларацию № 10408090/120908/П006723.
Для получения преференций в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины Общество представило сертификат о происхождении товаров формы «А» от 12.08.2008 № 0732990, на основании которого Московский таможенный пост принял решение от 29.09.2008 о предоставлении Обществу тарифных преференций с уплатой таможенных платежей в размере 3,75 процентов.
В результате проверки Нижегородская таможня пришла к выводу о том, что названный сертификат не может являться основанием для предоставления тарифных преференций, поскольку в графе 7 указано только наименование товара; в графе 9 не указаны данные о весе (брутто) или иные данные о количестве товара для каждого отдельно поименованного товара; в графе 11 отсутствует дата удостоверения сертификата органом, уполномоченным в соответствии с национальным законодательством удостоверять происхождение товаров.
С учетом изложенного Таможня приняла решение от 17.12.2008 № 10408000/171208/63 об отмене решения Московского таможенного поста.
Общество не согласилось с решением таможенного органа и обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 412 Таможенного кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-I «О таможенном тарифе», суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование и исходил из того, что Общество подтвердило право на использование тарифных преференций.
Апелляционный суд, дополнительно сославшийся на Правила определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций, принятые Соглашением государств-участников Содружества Независимых Государств от 12.04.1996 и утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1997 № 479, согласился с данным выводом и оставил принятое решение в силе.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения
В соответствии со статьей 412 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее Кодекс), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами, вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа, а также принять любые предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов.
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-I «О таможенном тарифе» при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза и товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в пять лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 № 1057 утвержден перечень стран – пользователей схемой преференций Российской Федерации, в число которых включена Республика Турция.
При определении происхождения товаров из развивающихся стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации применяются Правила определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций (далее - Правила), принятые Соглашением государств участников Содружества Независимых Государств от 12.04.1996 и утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1997 № 479.
В соответствии с пунктом 4 Правил тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, предоставляются только при условии непосредственной закупки таких товаров в этих странах и прямой поставки их в страну, предоставляющую тарифные преференции. Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
В силу пункта 1 статьи 37 Кодекса при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется в случае, если стране происхождения данных товаров Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется таможенному органу одновременно с представлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме, предусмотренной международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 34 Кодекса предусмотрено, что документами, подтверждающими происхождение товаров из данной страны, являются декларация о происхождении товара (статья 35 Кодекса) или в случаях, определяемых Правительством Российской Федерации, сертификат о происхождении товара (статья 36 Кодекса).
Сертификат о происхождении товара – документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами или организациями данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (пункт 1 статьи 36 Кодекса).
В пункте 4 статьи 36 Кодекса установлено, что если сертификат о происхождении товара не является надлежащим образом оформленным (имеются подчистки, помарки или незаверенные исправления, отсутствуют необходимые подписи или печати, сведения в сертификате не позволяют установить их отношение к декларируемым товарам, в сертификате неоднозначно указаны страна происхождения товаров либо критерии, на основании которых сделан вывод о стране происхождения товаров, если указание таких критериев является обязательным в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации) либо если были обнаружены признаки того, что сертификат содержит недостоверные сведения, таможенный орган вправе обратиться к компетентным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения.
В пунктах 16 и 19 Правил определено, что в случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений таможенный орган страны ввоза может обратиться к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к компетентным органам страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения.
При этом таможенный орган страны ввоза в целях устранения возникших сомнений не лишен права принимать во внимание иные сведения и документы, которыми он располагает, то есть сертификат не является единственным документом, необходимым для определения страны происхождения товара.
Республика Турция включена в перечень стран – пользователей схемой преференций Российской Федерации.
В подтверждение страны импортера (ввоза товара) Общество представило документы: контракт от 09.06.2008 № 0412-2008, грузовую таможенную декларацию, инвойс, упаковочный лист, национальный инвойс, экспортную декларацию, выданную таможенным органом Турецкой Республики, сертификат по форме «А».
Вопреки требованиям части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации достаточных доказательств, указывающих на то, что сертификат выдан на иные товары, которые отличаются от товаров, ввезенных Обществом, таможенный орган не представил; полномочиями на обращение к национальным органам или организациям страны, которые выдали сертификат, не воспользовался.
Всесторонне, полно, объективно рассмотрев представленные документы и оценив их во взаимосвязи и в совокупности, суды пришли к правильному выводу о том, что спорный сертификат о происхождении товара относится непосредственно к ввезенным Обществом товарам, происходящим из Республики Турция, и в рассматриваемом случае позволяет применить преференциальный режим.
Отсутствие в сертификате данных о весе, количестве товара, а также даты удостоверения сертификата органом, уполномоченным в соответствии с национальным законодательством удостоверять происхождение товаров, не может являться основанием для лишения Общества права на применение тарифных преференций.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.06.2009 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 по делу № А43-4863/209-1-127 оставить без изменения, а кассационную жалобу Нижегородской таможни – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.Ю. Евтеева
Судьи
Н.Ю. Башева
Н.Ш. Радченкова