г. Владимир
«20» августа 2020 года Дело № А43-49038/2019
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гущиной А.М.,
без вызова сторон,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административной комиссии Сормовского района города Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.02.2020 по делу № А43-49038/2019,
принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Исток» (ОГРН 1105259004212, ИНН 5259090138) о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Сормовского района города Нижнего Новгорода от 13.11.2019 № 869/8/19.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
При проведении должностным лицом муниципального казенного учреждения «Административно-техническая инспекция по благоустройству г. Нижнего Новгорода» ежедневного мониторинга состояния чистоты, порядка и благоустройства, внешнего вида территории г. Нижнего Новгорода 07.10.2019 в 13час. 56 мин. и 08.10.2019 в 13 час. 39 мин. по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Планетная, д. 26; 08.10.2019 в 14 час. 38 мин. и 09.10.2019 в 13 час. 34 мин. по адресу: г.Нижний Новгород, ул. Вождей Революции, д. 26; 09.10.2019 в 11 час. 13 мин. и 10.10.2019 в 11 час. 07 мин. по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Гаугеля, д.20; 09.10.2019 в 10 час. 43 мин. и 10.10.2019 в 10 час. 57 мин. по адресу: г. Нижний Новгород, пр. Кораблестроителей, д. 37, выявлен факт невывоза твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов с контейнерных площадок, расположенных по вышеуказанным адресам, что привело к нарушению графика вывоза мусора.
Названные обстоятельства зафиксированы в актах обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения от 08.10.2019 № 1274, от 09.10.2019 № 1279, от 10.10.2019№ 1287, от 10.10.2019 № 1286.
Усмотрев в деянии общества с ограниченной ответственностью «Исток» (далее – Общество) признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 3.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях (далее - КоАП НО), должностное лицо Сормовского отдела управления административно-технического и муниципального контроля администрации г. Нижнего Новгорода 16.10.2019 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении № 869/8.
Указанный протокол об административном правонарушении с приложенными материалами передан в административную комиссию Сормовского района города Нижнего Новгорода (далее – Комиссия, административный орган).
По итогам рассмотрения материалов дела административным органом 13.11.2019 вынесено постановление № 869/8/19 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной 1 статьи 3.2 КоАП НО, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением от 07.02.2020 Арбитражный суд Нижегородской области оспоренное постановление признал незаконным и отменил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комиссия обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что региональный оператор (подрядчик) по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) обязан осуществлять вывоз ТКО с контейнерных площадок, а не только из установленных на ней контейнеров.
По мнению Комиссии, именно Общество является ответственной организацией за вывоз ТКО с данной территории.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2). Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (часть 3). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
Частью 1 статьи 3.2 КоАП НО установлена административная ответственность за невывоз и (или) непринятие мер по вывозу мусора, грунта или снега, а равно нарушение сроков и (или) графика их вывоза.
Отношения в сфере обеспечения чистоты и порядка, требования к надлежащему состоянию объектов, расположенных на территории Нижегородской области регулируются Законом Нижегородской области от 10.09.2010 № 144-З «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» (далее - Закон № 144-З).
Пунктами 10, 11, 15, 16, 17 статьи 2 названного Закона установлены следующие понятия: контейнер - стандартная емкость для сбора мусора объемом до 2 кубических метров включительно; контейнерная площадка - специально оборудованная площадка для установки необходимого количества контейнеров с целью сбора и временного хранения мусора; мусор - отходы производства и потребления, коммунальные отходы, крупногабаритный мусор, строительный мусор; надлежащее состояние объекта - соответствие характеристик объекта и (или) отдельных его элементов установленным для него требованиям к обеспечению чистоты, порядка, внешнему виду, определенным настоящим Законом, муниципальными правовыми актами; обеспечение чистоты и порядка - комплекс мер, направленных на реализацию выполнения требований к надлежащему состоянию объектов и (или) обеспечение соответствия характеристик объекта и (или) отдельных его элементов требованиям, установленным настоящим Законом и муниципальными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 5 Закона № 144-З субъекты отношений в сфере обеспечения чистоты и порядка обязаны выполнять требования, установленные настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Нижегородской области и муниципальными правовыми актами в данной сфере правоотношений.
Статье 9 Закона № 144-З установлено, что временное хранение мусора осуществляется в контейнерах, бункерах-накопителях, урнах в соответствии с санитарными правилами и нормами, а также требованиями, установленными настоящим Законом. Контейнеры размещаются (устанавливаются) на контейнерных площадках (части 1, 2).
В силу частей 3, 6, 7, 8 статьи 9 Закона № 144-З допускается временная установка на дворовых территориях контейнеров и бункеров-накопителей для сбора строительного мусора вблизи мест производства ремонтных, аварийных, уборочных работ. Порядок временной установки контейнеров и бункеров-накопителей определяется органом местного самоуправления.
Сбор крупногабаритного мусора должен производиться в бункеры-накопители, а при их отсутствии на территории контейнерной площадки должны быть предусмотрены места для складирования крупногабаритного мусора. Такое место и его границы в пределах контейнерной площадки должны быть обозначены соответствующими надписями и обозначениями.
Переполнение контейнеров, бункеров-накопителей мусором не допускается. Переполнением считается заполнение контейнера, бункера-накопителя мусором, превышающим верхнюю границу корпуса контейнера, бункера-накопителя.
Контейнерная площадка должна быть очищена от мусора, находиться в чистоте и порядке, должна иметь с трех сторон чистое ограждение высотой не менее 1,2 метра, препятствующее попаданию мусора на прилегающую к контейнерной площадке территорию, асфальтовое или бетонное покрытие, удобный подъездной путь с твердым покрытием. Допускается изготовление контейнерных площадок по индивидуальным проектам (эскизам).
Территория вокруг контейнерной площадки и бункера-накопителя в радиусе 10 метров должна находиться в чистоте.
В целях поддержания чистоты в местах размещения мусора и на прилегающей к ним территории вывоз мусора должен осуществляться при заполнении контейнеров и бункеров-накопителей (часть 14 статьи 9 Закона № 144-З).
В соответствии с пунктом 20 части 4 статьи 5 Закона № 144-З обязанности по обеспечению чистоты на территории контейнерных площадок, надлежащего состояния контейнеров и территории вокруг контейнерных площадок возлагаются на лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности (управляющие, эксплуатационные, иные специализированные подрядные организации).
Согласно пунктам 2, 4 статьи 18 Закона № 144-З собственники, владельцы или пользователи домовладений, в том числе используемых для сезонного и временного проживания, обязаны: складировать мусор в специально оборудованных местах; осуществлять уборку принадлежащих им объектов в соответствии с установленными настоящим Законом требованиями.
Лица, на которые возложены обязанности по обеспечению надлежащего состояния соответствующих объектов, должны осуществлять мониторинг состояния этих объектов в целях поддержания их в чистоте и порядке (часть 3 статьи 10 Закона № 144-З).
Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом настоящих Правил (пункт 5 названных Правил).
В целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 23 Правил № 1156).
В соответствии с пунктом 9 Правил № 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 10 Правил № 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Пунктом 11 Правил № 1156 установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
Согласно пункту 12 Правил № 1156 вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.
Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, на региональных операторов (операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов) возложена обязанность по осуществлению вывоза твердых коммунальных отходов (в том числе и крупногабаритных) из специально отведенных мест: контейнерных площадок и специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.
В силу пункта 15 Правил № 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, между закрытым акционерным обществом «Управление отходами - НН» (региональный оператор) и Обществом (оператор по транспортированию) 03.07.2018 заключен договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Сормовского района г.о.г. Нижний Новгород Нижегородской области.
Согласно пункту 1.1 указанного договора региональный оператор поручает, а оператор по транспортированию принимает на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, в границах Сормовского района г.о.г. Нижний Новгород (зона деятельности оператора по транспортированию) в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Нижегородской области, утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 08.11.2016 № 752.
Пунктом 1.3 названного договора предусмотрено, что места передачи ТКО от исполнителя региональному оператору определены в Приложении № 1 к настоящему договору.
Таким образом, из содержания приведенных положений Закона № 144-З и Правил № 1156 следует, что региональный оператор или привлеченный оператор по обращению с ТКО обеспечивает сбор и вывоз мусора из установленных на контейнерных площадках бункеров и контейнеров для сбора мусора.
Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для сбора и накопления крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на территории, не входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория, самостоятельно.
Размещение мусора в указанные мусоронакопители возложено в силу приведенных норм на потребителей (в том числе, собственников помещений многоквартирных домов). При невыполнении указанной обязанности надлежащим образом ответственность за обеспечение чистоты на территории контейнерных площадок, надлежащего состояния контейнеров и территории вокруг контейнерных площадок возлагаются на самих собственников, а также уполномоченные ими управляющие организации.
Обеспечение складирования мусора в бункеры и контейнеры, поддержание контейнерной площадки и прилегающей к ней территории не входит в зону ответственности регионального оператора, обязанного осуществить сбор и вывоз мусора, размещенного в бункерах и контейнерах, непосредственно с территории контейнерной площадки.
Из материалов дела следует, что при осуществлении мониторинга состояния чистоты и порядка, благоустройства по адресам: <...> уполномоченным должностным лицом муниципального казенного учреждения «Административно-техническая инспекция по благоустройству г. Нижнего Новгорода» выявлено скопление спила деревьев и веток на территории, прилегающей к контейнерным площадкам, а не непосредственно на контейнерных площадках, что усматривается из фотографий, приложенных к актами № 1286, №1287.
По адресам: <...> уполномоченным должностным лицом муниципального казенного учреждения «Административно-техническая инспекция по благоустройству г. Нижнего Новгорода» обнаружено скопление крупногабаритных бытовых отходов (мебель, доски и прочее) также на территории, прилегающей к контейнерным площадкам, что подтверждается фотографиями приложенными к актам №1279, №1274.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что обнаруженные в ходе ежедневного мониторинга состояния чистоты, порядка и благоустройства, внешнего вида территории г. Нижнего Новгорода ТКО И КГМ расположены на прилегающих к контейнерным площадкам территориях, непосредственно в бункеры-накопители и контейнеры не помещены.
При этом, из фотографий и актов обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, не усматривается, что 07.10.2019 в 13 час. 56 мин. и 08.10.2019 в 13 час. 39 мин. по адресу: <...>; 08.10.2019 в 14 час. 38 мин. и 09.10.2019 в 13 час. 34 мин. по адресу: <...>; 09.10.2019 в 11 час. 13 мин. и 10.10.2019 в 11 час. 07 мин. по адресу: <...>; 09.10.2019 в 10 час. 43 мин. и 10.10.2019 в 10 час. 57 мин. по адресу: <...>, допущено переполнение мусорных контейнеров.
Убедительных доказательств нарушения Обществом срока и графика вывоза ТКО по вышеназванным адресам административным органом не представлено.
Напротив, из представленных сведений спутникового мониторинга процессов транспортирования ТКО с приложенными фотографиями, следует, что по адресу: <...>, вывоз ТКО осуществлялся 09.10.2019 в 15:49, 08.10.2019 в 13:59; по адресу: <...> - 09.10.2019 в 11:53, 10.10.2019 в 11:53; по адресу: <...>, - 09.10.2019 в 11:10, 10.10.2019 в 09:38; по адресу: <...>, - 08.10.2019 в 09:05, 07.10.2019 в 08:32.
Вместе с тем, обязанность по содержанию территории вокруг контейнерных площадок на регионального оператора вышеназванными нормами права не возложена, иное противоречило бы целям его деятельности.
Доказательства, достоверно подтверждающие, что места, на которых административным органом обнаружены складированные ветки деревьев и иной мусор, являются специально отведенными площадками для складирования крупногабаритного мусора, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, при наличии вышеперечисленных обстоятельств, зафиксированных в вышеуказанных актах с приложенными фотоматериалами, факт складирования около спорных контейнерных площадок спила деревьев и веток, а также иного КГМ не позволяет достоверно установить, что лицом, ответственным за данное нарушение является именно Общество.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае имеются неустранимые сомнения в виновности Общества в выявленном правонарушении, доказательства, с достоверностью свидетельствующих о вине Общества в его совершении, в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного суд первой инстанции верно посчитал недоказанным в действиях Общества события и состава вмененного административного правонарушения.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление Комиссии от 13.11.2019 № 869/8/19.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.02.2020 по делу № А43-49038/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу административной комиссии Сормовского района города Нижнего Новгорода – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Судья А.М. Гущина