АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.aritr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А43-5108/2021
14 декабря 2021 года
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Когута Д.В.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
муниципального казенного учреждения «Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов города Нижнего Новгорода»
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.06.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2021
по делу № А43-5108/2021
по заявлению муниципального казенного учреждения «Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов города Нижнего Новгорода»
(ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18.02.2021 № 11
и у с т а н о в и л :
муниципальное казенное учреждение «Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов города Нижнего Новгорода» (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы по тарифам Нижегородской области (далее – Служба, административный орган) от 18.02.2021 № 11 о привлечении к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 24.06.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2021, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя жалобы, в его деянии отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку плата за пользование водоотводящими объектами, находящимися в муниципальной собственности, не подлежит тарифному регулированию; суды не учли, что срок давности привлечения Учреждения к административной ответственности за вменяемое административное правонарушение, истек 30.11.2020. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Служба в отзыве возразила против доводов административного органа, сославшись на законность обжалованных решения и постановления судов.
Согласно части 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.12.2019 № 406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу 13.12.2019) решение по делу о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для физических лиц пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 данного Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» кассационные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично, без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, и без осуществления протоколирования.
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 данной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, при рассмотрении обращения общества с ограниченной ответственностью «Заводские сети» (далее – Общество) административным органом установлен факт неправомерного применения Учреждением при расчете размера платы за пользование водоотводящими объектами, используемыми для приема и транспортировки сточных вод, тарифа в сфере водоотведения, не установленного Службой.
По данному факту 23.11.2020 возбуждено дело об административном правонарушении.
В ходе административного расследования Служба установила, что распоряжением администрации города Нижнего Новгорода от 17.10.2000 № 3070-р «О мерах по развитию и обслуживанию объектов ливневой канализации города Нижнего Новгорода» объекты ливневой канализации Автозаводского района города Нижнего Новгорода, в том числе и Автозаводский главный обводной канал, включены в состав муниципальной имущественной казны города Нижнего Новгорода.
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 21.12.2006 № 4553 «О передаче имущества муниципальной имущественной казны города Нижнего Новгорода» указанное имущество предоставлено в безвозмездное пользование администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода; постановлением от 10.12.2009 № 5745 Учреждение определено уполномоченным органом по контролю за пользованием водоотводящими объектами, находящимися в муниципальной собственности города Нижнего Новгорода, и ему поручено заключать договоры на прием сточных вод с организациями независимо от формы собственности, осуществляющими сброс сточных вод в водоотводящие объекты.
Общество (абонент) и Учреждение заключили договор от 22.04.2011 № 15/01/11 на пользование водоотводящими объектами, в соответствии с которым абонент для транспортировки поверхностных и близких к ним по составу производственных стоков использует водоотводящие объекты и принимает на себя обязательства по выплате абонентской платы за пользование водоотводящими объектами в размере, предусмотренном настоящим договором.
По условиям данного договора Учреждение определяет Обществу размер абонентской платы за пользование водоотводящими объектами в соответствии с Правилами пользования водоотводящими объектами, находящимися в муниципальной собственности города Нижнего Новгорода, утвержденными постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 25.06.2008 № 104 (далее – Правила № 104), а также установленным нормативом объемов стоков и фактической концентрацией загрязняющих веществ.
В соответствии с пунктом 1.7 раздела 1 Правил № 104 постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 20.02.2020 № 577 «Об утверждении тарифа за пользование водоотводящими объектами, находящимися в муниципальной собственности города Нижнего Новгорода» утвержден тариф в размере 7 рублей 70 копеек за 1 кубический метр сточных вод.
Во исполнение договора заявитель ежеквартально рассчитывает фактический размер платы за пользование водоотводящими объектами, используемыми для приема и транспортировки сточных вод и выставляет платежные документы за пользование данными водоотводящими объектами, что подтверждается расчетами фактического размера платы за пользование водоотводящими объектами, находящимися в муниципальной собственности за 1, 2, 3 кварталы 2020 года, счетами от 06.04.2020 № 00000060, от 30.06.2020 № 00000147, от 30.09.2020 № 00000216, актами об исполнении обязательств и актами об определении стоимости за пользование водоотводящими объектами, находящимися в муниципальной собственности города Нижнего Новгорода.
Расчет платы заявителем производился согласно Приложению № 1 к договору по следующей формуле: ВОМС = (Уплан - Уплан х m/n) х Тпл. + Уплан х m/n х Тпл. х К2, где: ПВОМС – плата за пользование водоотводящими объектами, находящимися в муниципальной собственности; Уплан – плановый (нормативный) объем сточных вод, отводимый абонентом через ВОМС; Тпл. – тариф за пользование ВОМС; n – общее количество контролируемых показателей (загрязняющих веществ); m – количество контролируемых показателей (загрязняющих веществ), по которым превышены установленные нормативы.
Согласно письмам Общества объем поверхностных сточных вод за 1, 2, 3 кварталы 2020 года рассчитывался Учреждением в среднеквартальном значении и за указанные периоды не изменялся. Вместе с тем, показатели объема производственных сточных вод учитывались согласно данным «Журнала учета водопотребления (водоотведения) сточных вод в водоотводящие объекты» и при расчетах за 1, 2, 3 кварталы 2020 года имели разные количественные значения.
Усмотрев в деянии Учреждения признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, Служба 04.02.2021 составила протокол об административном правонарушении № 2 и постановлением от 18.02.2021 привлекла нарушителя к административной ответственности по указанной норме в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 65, 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями КоАП РФ, Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон N 416-ФЗ) и Правилами № 104, Арбитражный суд Нижегородской области признал доказанным наличие в деянии заявителя состава вмененного административного правонарушения, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу, оснований для признания правонарушения малозначительным и возможности замены административного штрафа предупреждением на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, в числе прочего, обязан проверить имелись ли законные основания для привлечения к ответственности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодекса предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
В Законе № 416-ФЗ закреплено, что организации, осуществляющие теплоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны осуществлять данный вид деятельности на основе тарифов, установленных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Согласно пункту 15 статьи 2 Закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), – юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Установив, что Учреждение осуществляет эксплуатацию отдельных объектов централизованной системы водоотведения, которые предназначены для приема поверхностных сточных вод и производственных сточных вод, а также последующей транспортировки их в водные объекты города, суды правомерно указали, что на его деятельность распространяется действие Закона № 416-ФЗ.
На основании подпункта «б» пункта 11 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования), тарифы в сфере водоотведения могут устанавливаться в соответствии с методическими указаниями дифференцировано такой категории сточных вод, как поверхностные сточные воды.
Отведение поверхностных сточных вод осуществляется с непосредственным подключением или без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения (пункт 41 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения»).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 107 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, в зависимости от своего предназначения системы водоотведения включают в себя в том числе, централизованные ливневые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод.
Материалами дела подтверждено, что ливневые объекты водоотведения, с помощью которых осуществляется прием и транспортировка сточных на территории Автозаводского района города Нижнего Новгорода (в том числе отводимых Обществом), являются составляющими единой централизованной системы водоотведения.
Стороны не оспаривают, что в спорных периодах Учреждение и Общество состояли в фактических договорных отношениях в сфере водоотведения. Как правильно указали суды, оказание услуг по водоотведению с использованием ливневых систем водоотведения относится к регулируемым видам деятельности; плата за пользование водоотводящими объектами представляет собой плату за транспортировку сточных вод и подпадает под понятие «водоотведение» в соответствии с Законом № 416-ФЗ и, согласно положениям подпункта «в» пункта 4, подпункта «б» пункта 11 раздела II Основ ценообразования, подлежит государственному регулированию.
В части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам указанной статьи, суды установили, что до настоящего времени Служба не осуществляла государственное регулирование тарифов в сфере водоотведения в отношении заявителя, в связи с чем обоснованно посчитали, что Учреждение неправомерно применило при расчете размера платы за пользование водоотводящими объектами, используемыми для приема и транспортировки сточных вод, тариф в сфере водоотведения, не установленный Службой. Факт применения Учреждением в расчетах с Обществом тарифа, установленного постановлением администрации города Нижнего Новгорода, не свидетельствует об отсутствии в действиях заявителя признаков нарушения порядка ценообразования, поскольку указанный тариф не является тарифом на транспортировку сточных вод.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что в деянии Учреждения имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Учреждение предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено; штраф назначен в ниже минимального размера санкции, предусмотренной в части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Установив, что оспариваемое постановление Службы соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Учреждения, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Вопреки доводу Учреждения, срок давности привлечения к административной ответственности административным органом соблюден. Факт применения в расчетах за транспортировку сточных вод тарифа, не утвержденного Службой, имел место в 1, 2, 3 кварталах 2020 года, постановление о назначении административного наказания по делу вынесено 18.02.2021, то есть в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Иное толкование заявителем положений административного законодательства и другая оценка обстоятельств настоящего дела не являются основанием для отмены принятого судебного акта в суде кассационной инстанции.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Учреждения не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.06.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2021 по делу № А43-5108/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального казенного учреждения «Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов города Нижнего Новгорода» – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья
Д.В. Когут