ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-5852/20 от 30.08.2022 АС Волго-Вятского округа

243/2022-22215(2)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082 

 http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции 

Нижний Новгород Дело № А43-5852/2020
30 августа 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2022 года.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Кислицына Е.Г., Павлова В.Ю.,

в отсутствие представителей сторон

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу соответчика –  комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Выкса Нижегородской области 

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.01.2022,  принятое судьей Беловой К.В., и 

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2022,

принятое судьями Протасовым Ю.В., Богуновой Е.А., Фединской Е.Н.,  по делу № А43-5852/2020 

по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Стройком-

плект» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к администрации городского округа город Выкса Нижегородской области  (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) и 

к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа  город Выкса Нижегородской области 

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о взыскании задолженности за коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома 

и у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Стройкомплект» (далее – Компания) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иском к администрации городского округа город Выкса Нижегородской области (далее – Администра-


[A1] ция) и к комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации (далее – Комитет) о взыскании 99 614 рублей 58 копеек задолженности за коммунальные услуги и услуги  по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома № 32 по улице Красные  зори города Выкса Нижегородской области (далее – МКД) за период с августа 2018 года по  декабрь 2019 года. 

Исковые требования основаны на статьях 210, 249 и 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 36, 39, 153 и 155 – 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и  мотивированы неисполнением ответчиком обязанности по несению расходов на коммунальные услуги, услуги по содержанию и ремонт общего имущества в МКД, который управляется  истцом и в котором расположены принадлежащие ответчику нежилые помещения. 

Арбитражный суд Нижегородской области решением от 24.01.2022, оставленным в силе постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2022, удовлетворил  иск к Комитету в полном объеме, взыскав с него 99 614 рублей 58 копеек задолженности и  отказав в удовлетворении иска к Администрации. 

Комитет не согласился с принятыми судебными актами в части определения надлежащего ответчика и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просил их отменить и отказать в удовлетворении иска. Не оспаривая судебные акты на предмет наличия задолженности муниципального образования, Комитет сослался  на то, что надлежащим ответчиком является Администрация. 

По мнению заявителя, суды не учли статьи 38 и 52 Устава городского округа город  Выкса Нижегородской области, принятого решением Совета депутатов городского округа города Выкса Нижегородской области от 04.07.2016 № 56 (далее – Устав города Выкса), пункт  5.7 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа город Выкса Нижегородской области, утвержденного решением Совета депутатов городского округа города Выкса Нижегородской области от  03.04.2012 № 42 (далее – Положение № 42) и пункты 1.1, разделы 3 и 4 Положения о Комитете, утвержденного решением Совета депутатов городского округа г. Выкса Нижегородской  области от 03.04.2012 № 41 (далее – Положение № 41). Подробно доводы заявителя изложены  в кассационной жалобе. 

Отзывы на кассационную жалобу в суд округа не поступили.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили своих представителей в судебное заседание окружного суда, в  связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие. 

Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области, постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского  округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам. 

Как следует из материалов дела, и установили суды первой и апелляционной инстанций, Компания является организацией, осуществляющей управление МКД № 32 по улице  Красные зори в городе Выкса Нижегородской области, на основании заключенного договора  управления многоквартирным домом от 01.07.2017 в соответствии с решением общего собрания собственников помещений, оформленным протоколом от 19.05.2017 № 1. 

Муниципальное образование городской округ город Выкса Нижегородской области в  период с августа 2018 года по декабрь 2019 года являлось собственником нежилых помещений общей площадью 107,6 и 165,1 квадратного метра, расположенных в спорном МКД. 

В спорный период Компания осуществляла содержание и ремонт общего имущества  указанного МКД, а собственник названных помещений свои обязательства по оплате услуг, 


[A2] оказанных Компанией, не исполнил. По расчету Компании, задолженность за коммунальные  услуги и услуги содержанию и ремонту общего имущества указанного МКД по спорным помещениям составила 99 614 рублей 58 копеек. 

Компания в претензии от 17.01.2020 № 9 потребовала от Администрации погасить эту  задолженность. Данное требование не было исполнено. 

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Компании в арбитражный суд с настоящим иском. 

Изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского  округа не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов. 

В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, исходя из  доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если  иное не предусмотрено данным кодексом. Таким образом, предметом кассационного обжалования является вопрос о надлежащем ответчике по настоящему спору. 

Согласно Уставу города Выкса (пункт 10 части 1 статьи 22, пункту 7 статьи 38, части 1  и 3 статьи 52) органы местного самоуправления городского округа от имени городского округа самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. Совет депутатов определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в  муниципальной собственности городского округа. К полномочиям Администрации, в частности, относится управление и распоряжение муниципальной собственностью городского округа в соответствии с порядком, определенным Советом депутатов в соответствии с федеральными законами. 

В Положении № 42 определено, что от имени городского округа город Выкса Нижегородской области права собственника по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью осуществляют Совет депутатов, глава местного самоуправления,  администрация городского округа в пределах их компетенции, установленной Уставом городского округа, этим Положением и иными нормативными правовыми актами. Структурные  подразделения администрации городского округа могут осуществлять отдельные полномочия  по управлению муниципальной собственностью в соответствии с положением о нем, утверждаемым Советом депутатов городского округа (пункты 3.1 и 3.2). При этом оплату расходов  на содержание имущества, входящего в состав казны, обеспечивает администрация городского округа город Выкса Нижегородской области (пункт 5.7, введен решением Решение Совета  депутатов от 29.01.2019 № 6). 

В Положении № 41 установлено, что Комитет осуществляет деятельность по управлению и распоряжению имуществом, межотраслевую координацию деятельности муниципальных организаций в процессе управления муниципальным имуществом городского округа, а  также иные полномочия в соответствии с настоящим положением. Комитет от имени городского округа город Выкса Нижегородской области своими действиями приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступает в суде в пределах полномочий, установленных настоящим положением, либо по специальному  поручению органа местного самоуправления (пункт 1.2). 

К задачам Комитета отнесено проведение единой политики в области имущественных и  земельных отношений; приватизация, а также управление и распоряжение муниципальным  имуществом и земельными ресурсами иными способами в пределах своей компетенции  (пункты 2.1 и 2.2). Комитет осуществляет функции продавца муниципального имущества городского округа (пункт 3.8), а также функции получателя средств бюджета городского округа  (пункт 3.9). Он выступает в соответствии с законодательством на основании решения органов  местного самоуправления городского округа покупателем имущества, приобретаемого в собственность городского округа (пункт 3.11), выступает арендодателем муниципального иму-


[A3] щества городского округа, заключает договоры аренды, производит расчет арендной платы  (пункт 3.13). Кроме того, Комитет выступает от имени городского округа при государственной регистрации движимого и недвижимого имущества, в том числе права муниципальной  собственности и иных вещных прав, ограничений этих прав, их возникновения, перехода и  прекращения, регистрации сделок с объектами муниципальной собственности, постановке на  учет бесхозяйных недвижимых вещей; самостоятельно выступает в судах и иных органах судебно-исполнительной системы от имени городского округа по вопросам защиты имущественных интересов городского округа (пункты 3.30, 3.31). 

В спорный период были утверждены и действовали муниципальные программы «Имущественно-земельная политика администрации городского округа город Выкса Нижегородской области на 2016 – 2018 гг.» и «Имущественно-земельная политика администрации городского округа город Выкса Нижегородской области на 2019 – 2021 гг.», которые были  утверждены постановлениями Администрации от 27.10.2015 № 3805 и от 25.12.2018 № 4293.  Целью данных программ являлось формирование эффективной структуры муниципальной  собственности и системы управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами,  позволяющих полностью обеспечить исполнение муниципальных функций, максимизировать  пополнение доходной части и предотвратить убытки расходной части бюджета городского  округа город Выкса Нижегородской области, снизить расходы бюджета на содержание муниципального имущества. Эти программы включают мероприятие «Охрана и содержание объектов муниципальной имущественной казны» (3.2), исполнителем которого является Комитет,  при этом на исполнение выделено из местного бюджета городского округа 350 000 рублей в  2018 году, в 2019 году – 249 500 рублей. Расходы на обеспечение указанного мероприятия  отмечены как расходы бюджета городского округа. 

Одним из результатов программы является снижение затрат бюджета городского округа город Выкса Нижегородской области на содержание и ремонт недвижимого имущества, не  являющегося необходимым для осуществления полномочий органов местного самоуправления, определенных законодательством Российской Федерации. В данной программе Комитет  обозначен как заказчик-координатор. 

При этом, в решении Совета депутатов от 17.12.2018 № 127 «О бюджете городского  округа город Выкса Нижегородской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», в ведомственной структуре расходов бюджета по Комитету на 2019 год, предусмотрено  6 860 100 рублей на исполнение указанной муниципальной программы, что в полном объеме  соответствует расходам, предусмотренным на исполнение указанной программы, в частности  в постановлении Администрации от 25.12.2018 № 4293. 

Таким образом, совокупность указанных нормативных правовых актов муниципального уровня позволяет сделать вывод о том, что расходы на содержание недвижимого имущества в муниципальной казне выделяются Комитету, и он их несет, как орган, в задачи которого входит проведение единой политики в области имущественных и земельных отношений, а  не Администрация. 

Иное толкование муниципальных правовых актов Комитетом не является основанием  для отмены обжалованных судебных актов. Комитет является надлежащим ответчиком. 

Наличие судебной практики по взысканию расходов с Администрации судом округа не  принимается во внимание, поскольку вопрос о полномочиях органов местного самоуправления в них не ставился; Администрация не выдвигала подобных возражений. 

Это не противоречит положениям о том, что оплату расходов на содержание имущества, входящего в состав казны, обеспечивает администрация городского округа город Выкса  Нижегородской области, поскольку расходы на содержание имущества выделены из бюджета  городского округа. В любом случае, сложности перераспределения полномочий между орга-


[A4] нами муниципалитета не должны являться препятствием для взыскания долга в пользу частного лица. 

Наличие долга за услуги, оказанные Компанией при управлении спорным домом, и его  размер, в кассационном порядке Комитет не оспаривает. 

По приведенным мотивам суды правомерно установили надлежащего ответчика и удовлетворили иск. 

Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам  права. Оснований для отмены обжалованного судебного акта по приведенным в кассационной  жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не  допущено. 

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании статьи 333.37  Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от ее уплаты. 

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.01.2022 и постановление Первого  арбитражного апелляционного суда от 18.04.2022 по делу № А43-5852/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Выкса Нижегородской области – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий  двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий  О.Н. Голубева 

Судьи  Е.Г. Кислицын 

В.Ю. Павлов