ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-7177/2021 от 21.07.2021 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«28» июля 2021 года Дело № А43-7177/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 21.07.2021.

Постановление в полном объеме изготовлено 28.07.2021.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобуГосударственной жилищной инспекции Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.05.2021 по делу №А43-7177/2021, принятое по заявлению акционерного общества «Теплоэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 18.02.2021 № 515-15-169/2021.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

На основании приказа от 18.02.2021 № 515-15-169/2021 Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее по тексту – Инспекция) проведена внеплановая документарная проверка акционерного общества «Теплоэнерго» (далее по тексту - Общество) с целью проверки фактов, изложенных в обращении собственников жилых помещений № 63 и № 75 многоквартирного дома №10 корп. 3 по ул. Казанское шоссе г. Нижнего Новгорода и письме УСЗН Нижегородской области о превышении предельных максимальных индексов изменения размера вносимой платы за коммунальные услуги за январь 2021 года.

По результатам проверки составлен акт от 18.02.2021 № 515-15-169/2021 и выдано предписание от 18.02.2021 № 515-15-169/2021.

Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании его недействительным.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: ФИО1, ФИО2, ТСЖ «Печоры».

Решением от 21.05.2021 заявленное требование удовлетворено.

В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на неправильное применение норм материального права.

Считает необоснованным вывод суда о том, что ответственным за правильное определение размера платы потребителей за коммунальные услуги, в том числе в части ограничения повышения размера платы за коммунальные услуги, является исполнитель этих коммунальных услуг, а не ресурсоснабжающая организация, поскольку пунктом 61 Основ установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный жилищный надзор, обязан выдать лицу, по вине которого произошло фактическое увеличение размера платы за коммунальные услуги, обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

Указывает, что в рассматриваемом случае на рост платы граждан за коммунальные услуги выше установленного предельного (максимального) индекса повлияла смена ресурсоснабжающей организации и применение при расчете размера платы двухставочного тарифа «отопление - энергия», «отопление-мощность», установленного для Общества решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 19 декабря 2017 г. № 66/41 «Об установлении акционерному обществу «Теплоэнерго» г. Нижний Новгород тарифов на горячую воду, предоставляемую потребителям городского округа город Нижний Новгород с использованием закрытой системы горячего водоснабжения».

Кроме того указывает, что Инспекция не обязывает Общество в оспариваемом предписании произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги, а предписывает Обществу принять меры по изменению данного размера платы.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.

Инспекция заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Из оспариваемого предписания усматривается, что на Общество возложена обязанность в срок до 12.03.2021 принять меры с 01.01.2021 по изменению фактического размера платы за коммунальные услуги в жилых помещениях №63 и №75 многоквартирного дома №10 корп.3 по ул.Казанское шоссе г.Нижнего Новгорода с учетом предельного (максимального) индекса, который на первое полугодие 2021 года составляет 0%.

В части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

На основании части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества; плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за отопление и горячее водоснабжение (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 7 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса

В силу части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Статьей 4 Федерального закона от 28.12.2013 №417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что предельные (максимальные) индексы изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги и индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на первый долгосрочный период устанавливаются в порядке и на период, которые предусмотрены основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, не позднее чем 01.05.2014 и вводятся в действие с 01.07.2014.

В силу подпункта «в» пункта 5 Постановления №400 изменения объемов предоставления гражданам субсидий, предусмотренных статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, и мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предоставляемой в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за исключением мер дополнительной социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета муниципального образования, направленных на соблюдение установленных предельных индексов.

В силу пункта 10 Постановления №400 применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации.

Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.

Предельные (максимальные) индексы изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Нижегородской области на 2021-2023 годы утверждены Указом Губернатора Нижегородской области от 10.12.2020 №207 и с 01.01.2021 по 30.06.2021 составляет 0%.

Как следует из материалов дела, Инспекцией в ходе проверки установлено, что совокупный размер платы за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения в жилом помещении №75 многоквартирного дома №10 корп.3 по ул.Казанское шоссе г.Нижнего Новгорода в декабре 2020 года составил 5562 руб. 17 коп., а в январе 2021 года - 5553 руб. 28 коп. Рост платы составил 32,29%.

Совокупный размер платы за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения в жилом помещении №63 многоквартирного дома №10 корп.3 по ул.Казанское шоссе г.Нижнего Новгорода в декабре 2020 года составил 4345 руб. 75 коп., а в январе 2021 года - 4242 руб. 79 коп. Рост платы составил 35,17%.

Вместе с этим согласно части 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Пунктом 31 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено, что исполнитель коммунальных услуг обязан, в том числе предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт «а»); производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги (подпункт «г»).

В соответствии с пунктом 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №416, управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (подпункт «ж»).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, согласно протоколу общего собрания членов ТСЖ «Печоры» от 03.12.2019 №16 ТСЖ «Печоры» является управляющей компанией многоквартирного дома №10 корп.3 по ул.Казанское шоссе г.Нижнего Новгорода.

Поставка коммунальных ресурсов на нужды отопления и горячего водоснабжения указанного многоквартирного дома осуществляется от котельной, расположенной по адресу: <...>, принадлежащей Обществу на праве собственности (свидетельство о регистрации права от 15.01.2020 №52:18:0060257:540-52/127/2020-7), на основании договора купли-продажи коммунальных ресурсов от 23.01.2020 №559114, заключенного с ТСЖ «Печоры».

Общество не осуществляет управление спорным многоквартирным домом, договорных отношений с собственниками и пользователями помещений в этом доме не имеет.

Расчеты за коммунальный ресурс, поставляемый на нужды жителей дома, производятся между Обществом и ТСЖ «Печоры», которое является исполнителем коммунальных услуг в этом доме, осуществляющее поквартирное начисление платы гражданам за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению.

Как верно указано судом первой инстанции, ответственным за правильное определение размера платы потребителей за коммунальные услуги, в том числе в части ограничения повышения размера платы за коммунальные услуги, является исполнитель этих коммунальных услуг, а не ресурсоснабжающая организация.

Кроме того, применение организацией, осуществляющей предоставление коммунальных услуг гражданам, предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, приводит к невозможности применения указанной организацией установленных регулирующим органом экономически обоснованных тарифов и, как следствие, возникновению у такой организации убытков в сумме недополученных доходов, которые подлежат возмещению ей со стороны муниципального образования.

Постановлением администрации г.Нижнего Новгорода от 08.10.2014 №4074 утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета г.Нижнего Новгорода на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с применением предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги с 01.07.2014.

В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка субсидия предоставляется исполнителям коммунальных услуг в липе управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов, а также ресурсоснабжающим организациям в отношении собственников многоквартирном доме или жилом доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом и/или заключивших от своего имени договоры на поставку коммунальных ресурсов.

Поскольку в многоквартирном жилом доме №10 корп.3 по ул.Казанское шоссе собственниками помещений выбран способ управления - управление товариществом собственников жилья, которое в силу жилищного законодательства наделено статусом исполнителя коммунальных услуг, Общество не сможет претендовать на получение вышеуказанной субсидии и возмещение убытков в сумме недополученных доходов, вызванных незаконно возложенной на последнего обязанности по применению предельных (максимальных) индексов изменения размера платы за коммунальные услуги.

При изложенных обстоятельствах, оснований для выдачи Обществу предписания от 18.02.2021 №515-15-169/2021 в рассматриваемом случае у Инспекции не имелось.

Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.05.2021 по делу № А43-7177/2021 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Нижегородской области оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья Т.В. Москвичева

Судьи М.Б. Белышкова

М.Н. Кастальская