ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-8096/2008 от 24.07.2009 АС Волго-Вятского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://fasvvo.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А43-8096/2008-37-165

24 июля 2009 года

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Ногтевой В.А.,

судей Каширской Н.А., Чигракова А.И.

при участии представителей

от истца: ФИО1 по доверенности от 21.07.2009,

ФИО2 по доверенности от 21.07.2009,

от ответчика: ФИО3 по доверенности от 24.06.2009 № 28

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца –

Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Нижегородской области

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.01.2009,

принятое судьей Гущевым В.В., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009,

принятое судьями Протасовым Ю.В., Захаровой Т.А., Урлековым В.Н.,

по делу № А43-8096/2008-37-165

по иску Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Нижегородской области

к ликвидационной комиссии государственного учреждения Нижегородской области

«Городецкий лесхоз»

о включении требования в ликвидационный баланс

и у с т а н о в и л :

Межрайонная инспекция ФНС России № 5 по Нижегородской области (далее – Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к ликвидационной комиссии государственного учреждения Нижегородской области «Городецкий лесхоз» (далее – ГУ «Городецкий лесхоз») о включении в ликвидационный баланс с требованием в размере 23 751 174 рублей 09 копеек, в том числе 9 544 845 рублей 12 копеек недоимки, 14 028 108 рублей 11 копеек пеней и 178 220 рублей 86 копеек штрафных санкций (с учетом увеличения размера требования).

Решением от 15.01.2009 суд отказал в удовлетворении иска, указав, что спорное требование не подтверждено судебным актом, как того требует пункт 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 2, 100 и 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 45 – 47 Налогового кодекса Российской Федерации и статьями 161, 239 Бюджетного кодекса, Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 08.05.2009 оставил решение от 15.01.2009 без изменения.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 15.01.2009 и постановление от 08.05.2009.

По мнению заявителя жалобы, суды двух инстанций неправомерно применили к спорным правоотношениям статьи 45, 47 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.01.2007. Спорные правоотношения возникли до 01.01.2007 и в силу пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшего в прежней редакции, взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в судебном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами; на юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика. Нормы налогового законодательства, действующие в спорный период времени, не предусматривали, что недоимка (пени и штрафные санкции) с государственного учреждения может быть взыскана только в судебном порядке.

Заявитель жалобы настаивает на том, что доходы ГУ «Городецкий лесхоз» складывались из доходов, получаемых из бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также от осуществления учреждением предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности. Налоговый орган не применял процедуру бесспорного взыскания задолженности с лицевых счетов налогоплательщика и не нарушал статью 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (иммунитет бюджета). Взыскание производилось за счет средств предпринимательской деятельности учреждения в порядке, предусмотренном в пункте 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

Инспекция также указала на неправомерное применение судом апелляционной инстанции к спорным правоотношениям положений Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

ГУ «Городецкий лесхоз» в отзыве отклонило доводы кассационной жалобы и просило оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании от 22.07.2009 объявлен перерыв до 24.07.2009.

Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 15.01.2009 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009 по делу № А43-8096/2008-37-165 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Департамент лесного комплекса Нижегородской области издал приказ от 14.01.2008 № 4 о ликвидации ГУ «Городецкий лесхоз» и создал ликвидационную комиссию. Данная информация опубликована в журнале «Вестник государственной регистрации» от 30.01.2008.

Порядок добровольной ликвидации юридического лица установлен в статьях 61 – 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия после окончания срока предъявления требований кредиторами составляет промежуточный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

Согласно пункту 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Инспекция 28.03.2008 направила в адрес ликвидационной комиссии ГУ «Городецкий лесхоз» заявление о наличии задолженности в размере 28 830 748 рублей, в том числе 10 342 254 рубля недоимки, 18 253 647 рублей пеней и 234 846 рублей штрафа. В подтверждение задолженности налоговый орган сослался на решения о взыскании налогов за счет имущества от 19.12.2007 № 3777, от 13.02.2007 № 4051, от 24.03.2007 № 4502, от 25.04.2007 № 4551, от 24.06.2007 № 5089, от 13.09.2007 № 5486, от 26.11.2007 № 5879, от 17.12.2007 № 6055 и от 20.03.2008 № 6450.

ГУ «Городецкий лесхоз» в письме от 31.03.2008 № 102 сообщило, что не признает предъявленную задолженность в размере 23 536 447 рублей 03 копеек, так как у налогового органа истек срок предъявления требования на ее взыскание (превышает три года).

Предметом возникших разногласий явилось требование Инспекции в размере 23 751 174 рублей 09 копеек, в том числе 9 544 845 рублей 12 копеек недоимки,
 14 028 108 рублей 11 копеек пеней и 178 220 рублей 86 копеек штрафа.

Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования») в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Кодекса.

При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится в судебном порядке.

В пункте 8 статьи 45 данного Кодекса установлено, что правила этой статьи применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

ГУ «Городецкий лесхоз» является получателем бюджетных средств, включено в реестр получателей средств федерального бюджета, ему открыты лицевые счета в Управлении Федерального казначейства по Нижегородской области.

Кроме того, в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» разъяснено, что взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Кодекса внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 Кодекса.

Следовательно, с 01.01.2007 взыскание с учреждений, к которым относится ответчик, налога, пеней и штрафа может производиться только в судебном порядке.

Установив, что спорное требование налогового органа не подтверждено судебным актом, суды двух инстанций правомерно отказали в удовлетворении иска Инспекции, предъявленного к ликвидационной комиссии ГУ «Городецкий лесхоз».

Вместе с тем суд округа счел необходимым отметить, что в мотивировочной части обжалуемого постановления суд апелляционной инстанции неправомерно сослался на нормы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». В рассматриваемом случае спор возник вследствие добровольной ликвидации учреждения, а потому спорные правоотношения не регулируются нормами названного закона. Кроме того, в силу пункта 4 статьи 61 и пункта 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» учреждение не может быть признано несостоятельным (банкротом).

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.

С учетом изложенного кассационная жалоба Инспекции не подлежит
 удовлетворению.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского
 округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.01.2009 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009 по делу № А43-8096/2008-37-165 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Нижегородской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.А. Ногтева

Судьи

Н.А. Каширская

А.И. Чиграков