ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-867/19 от 28.08.2019 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«04» сентября 2019 года Дело № А43-867/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 28.08.2019.

Постановление в полном объеме изготовлено 04.09.2019.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Промресурс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.05.2019 по делу № А43-867/2019, принятое судьей Волчанской И.С. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Промресурс» о признании незаконными действий Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей».

В судебном заседании приняли участие представители Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» – ФИО1 по доверенности от 27.08.2019 № 13-10/242 сроком действия до 31.12.2019, ФИО2 по доверенности от 27.08.2019 № 13-10/243 сроком действия до 31.12.2019, ФИО3 по доверенности от 14.12.2018 № 13-10/475 сроком действия до 31.12.2019.

Общество с ограниченной ответственностью «Промресурс» – надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Промресурс» (далее - Общество) обратилось в Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» (далее - Учреждение с заявлением о согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации на месторождении «Усть-Камское», расположенном на 1385,0 - 1395,0 км по судовому ходу реки Кама.

Решением Учреждения от 04.06.2018 в согласовании Обществу добычи общераспространенных полезных ископаемых было отказано, на основании того, что предоставленный Обществом пакет документов не соответствует требованиям пункта 4 «Порядка согласования добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации», утвержденного Приказом Минтранса России от 09.02.2018 №55, а именно: план русловой съемки части внутреннего водного пути с указанием на нем контура подсчета запасов, границ горного отвода и блоков разработки, судового хода и подходов к месторождению, который был приложен к заявке, содержит нарушения требований статей 3, 7, 8, 34 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (столбец 2 пункта 16 листа оценки комплектности представленных документов Приложения 1).

Общество обратилось в Учреждение с заявлением от 14.11.2018 о предоставлении на безвозмездной основе исчерпывающие данные, необходимые для нанесения на план русловой съемки части внутреннего водного пути месторождения «Усть-Камское», расположенном на 1385,0 - 1395,0 км по судовому ходу реки Кама (полные данные о судовом ходе: состав и координаты навигационной обстановки, координаты оси судового хода и его гарантированные габариты на данном участке пути); с просьбой сообщить о том, какие недостатки требуется устранить Обществу в связи с отказом Учреждения от 04.06.2018; подтвердить или опровергнуть возможность представления плана русловой съемки части внутреннего водного пути, составленного не Учреждением.

По электронной почтовой связи 17.12.2018 Учреждением направлен ответ №22-05/52 на заявление, в котором Учреждение отметило, что Приказом Минтранса России от 09.02.2018 №55 утвержден «Порядок согласования добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях РФ», устанавливающий процедуру согласования администрацией бассейна внутренних водных путей добычу общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях РФ.

Общество обратилось в Учреждение с заявлением о согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации на месторождении «Усть-Камское», расположенном на 1385,0-1395,0 км по судовому ходу реки Кама.

Учреждение 25.12.2018 на основании подпункта «а» пункта 11 Порядка согласования добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.02.2018 N 55 (далее - Приказ № 55), приняло решение об отказе в согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации, поскольку представленный пакет документов не соответствует требованиям пункта 4 указанного Порядка.

В листе оценки комплектности документов указано, что план русловой съемки частивнутреннего водного пути представлен Обществом с нарушением требований Приказа № 55 и выполнен с нарушением статей 3, 7, 8, 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Не согласившись с действиями Учреждения, выразившихся в отказе в предоставлении Обществу на безвозмездной основе исчерпывающих данных, необходимых для нанесения на план русловой съемки части внутреннего водного пути месторождения «Усть-Камское», расположенном на 1385,0 - 1395,0 км по судовому ходу реки Кама (полные данные о судовом ходе: состав и координаты навигационной обстановки, координаты оси судового хода и его гарантированные габариты на данном участке пути); в отказе в предоставлении информации о том, какие недостатки требуется устранить Обществу в связи с отказом Учреждения от 04.06.2018 в согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации; в отказе подтвердить или опровергнуть возможность представления плана русловой съёмки части внутреннего водного пути для рассмотрения вопроса о согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации в соответствии с Приказом Минтранса России от 09.02.2018 года №55, составленного не Учреждением; действиями Учреждения, заключающихся в требовании представить для рассмотрения вопроса о согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации в соответствии с Приказом Минтранса России от 09.02.2018 года №55 план, Общество, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 20.05.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной жалобе Общество ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 8 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации содержание внутренних водных путей, заключающееся в содержании судовых ходов (в том числе проведение путевых работ и осуществление навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов), проведении работ по устройству и содержанию рейдов в портах общего пользования и подходов к причалам общего пользования, содержании судов технического флота (судов, предназначенных для выполнения путевых, навигационно-гидрографических, вспомогательных работ и других, связанных с содержанием судовых ходов работ), содержании инфраструктуры внутренних водных путей, организация технологической связи организаций внутреннего водного транспорта осуществляются за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности, а также из других не запрещенных законом источников.

Статья 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации устанавливает, что Администрация бассейна внутренних водных путей для обеспечения безопасности судоходства осуществляет в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей.

Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 года №623 утвержден Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта (далее -Технический регламент), который устанавливает обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов технического регулирования, направленные на достижение предусмотренных настоящим техническим регламентом целей, требования к маркировке и правила ее нанесения, а также правила идентификации объектов регулирования.

В соответствии с пунктом 418 Технического регламента (глубина, ширина и радиус закругления его оси) и судоходной обстановки устанавливаются Федеральным агентством морского и речного транспорта. Гарантированные габариты судового хода и выставление знаков судоходной обстановки обеспечивают организации, находящиеся в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта.

Данные о границах участка водного пути, результатах промеров габаритов судового хода, выполненных тральных, дноуглубительных и дноочистительных работах, транспортных происшествиях, установленных габаритах пути, а также схема расстановки знаков судоходной обстановки доводятся до сведения судовладельцев организациями, находящимися в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта (пункт 442 Технического регламента).

Учреждение в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года №1748-р является подведомственным Федеральному агентству морского и речного транспорта федеральным бюджетным учреждением и осуществляет функции администрации Волжского бассейна внутренних водных путей по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области внутреннего водного транспорта.

Учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральное агентство морского и речного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение имеет в своем составе филиалы, не являющиеся юридическими лицами и действующие на основании Положений, согласованных с Росморречфлотом.

Учреждение создано в результате преобразования Государственного предприятия «Водные пути Волжского бассейна» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1995 №12 и действует на основании Устава, утвержденного распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 20.02.2013 №АД-46-р.

Учреждение осуществляет свои полномочия в Волжском бассейне внутренних водных путей.

Целями деятельности Учреждения являются эксплуатация и развитие внутренних водных путей и гидротехнических сооружений; обеспечение судоходства на внутренних водных путях, безопасности судоходных гидротехнических сооружений.

Учреждение осуществляет основные виды деятельности, предусмотренные Уставом, имеет право осуществлять определенную Уставом приносящую доход деятельность, служащую достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям.

Главой 3 Устава Учреждения определен перечень работ и услуг, осуществляемых за счет средств бюджета, услуг предоставляемых на платной основе и услуг и перечень видов деятельности осуществляемых Администрацией на возмездной основе.

В соответствии с пунктом 3.2.1. Устава, установленными целями деятельности и/или утвержденными Федеральным агентством морского и речного транспорта государственными заданиями Учреждения осуществляет в числе прочих такие виды деятельности, как: навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов и путевые работы на внутренних водных путях; содержание судоходных гидротехнических сооружений и пропуск судов и плавучих объектов через судоходные гидротехнические сооружения; осуществление мероприятий по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

Согласно подпункту 1 пункта 3.4. Устава проведение изыскательских работ на внутренних водных путях РФ, осуществляемых сверх параметров, установленных Госзаданием, относится к видам деятельности, осуществляемым Учреждением на возмездной основе.

Из представленного в материалы дела ответа от 17.12.2018 №22-05/52 на обращение Общества следует, что последнему была предоставлена именно та информация, на получение которой на безвозмездной основе имеют право хозяйствующие субъекты в соответствии с пунктом 442 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта и положениями Устава Учреждения.

При этом в соответствии с пунктом 442 Технического регламента данные о границах участка водного пути, результатах промеров габаритов судового хода, выполненных тральных, дноуглубительных и дноочистительных работах, транспортных происшествиях, установленных габаритах пути публикуются в открытом доступе и регулярно обновляются на официальном сайте Учреждения -волгаводпуть.рф.

Схема расстановки знаков судоходной обстановки доводится до сведения судовладельцев путем издания Атласов ЕГС ЕЧ РФ, карт рек и выпуском корректуры к ним не менее 3 раз в год.

Вместе с тем, в указанном ответе №22-05/52 Учреждение указало на возможность предоставления сведений о координатах навигационной обстановки и оси судового хода, однако отметило, что данные сведения могут быть получены Обществом только в результате выполнения работ на договорной основе за определенную плату, поскольку в соответствии с Государственным заданием выполнение изыскательских работ для нужд Общества не заложено.

Как установлено судом первой инстанции, Учреждение, являющееся бюджетным учреждением, не вправе выполнять работы, на осуществление которых требуются дополнительные затраты, не заложенные на их выполнение в соответствии с Госзаданием и бюджетом.

Таким образом, Учреждение, в своем ответе №22-05/52 сообщило Обществу именно тот объем информации, которая у него имелась и за предоставление которой не требуются дополнительные расходы и затраты.

Довод Общества относительно возможности получить у Учреждения все запрошенные сведения безвозмездно, поскольку последнему они известны без проведения каких-либо работ, основаны лишь на предположениях Общества, какие-либо документальные подтверждения сказанному последним не представлены, а из приведенных норм действующего законодательства, и Устава Учреждения, регламентирующего его деятельность, не усматривается предоставление испрашиваемых Обществом сведений в части координат навигационной обстановки и оси судового хода на безвозмездной основе.

Из материалов дела следует, что Учреждение в порядке, установленном названным Федеральным законом №59-ФЗ, ответ на обращение Общества, изложенный в письме от 17.12.2018 №22-05/52, предоставило последнему бесплатно.

С учетом установленных по делу обстоятельств, поскольку соответствующий ответ на обращение Общества был предоставлен Учреждением, однако не устроил Общество ввиду непредставления сведений, которые Учреждение не вправе было предоставить в рамках такого обращения в силу норм действующего законодательства, не имеется оснований для признания указанных действий (бездействия) заинтересованного лица незаконными.

Из материалов дела следует, что 04.06.2018 Учреждением на основании подпункта «а» пункта 11 Порядка согласования добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.02.2018 №55, принято решение об отказе в согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации, поскольку представленный пакет документов не соответствует требованиям пункта 4 указанного Порядка.

В листе оценки комплектности документов указано, что план русловой съемки части внутреннего водного пути представлен Обществом с нарушением требований Приказа Минтранса России от 09.02.2018 №55 и выполнен с нарушением статей 3, 7, 8, 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Процедура согласования администрацией бассейна внутренних водных путей добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации, планируемой к проведению в границах соответствующего бассейна внутренних водных путей установлена Порядком согласования добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденным Приказа Минтранса России от 09.02.2018 №55 и зарегистрированным в Минюсте России 20.03.2018 №50414 (далее - Порядок).

Для получения решения о согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации пользователь недр подает в администрацию в электронной форме или на бумажном носителе заявление о согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации (пункт 2 Порядка).

В силу пункта 4 Порядка к заявлению прилагаются копии следующих документов:

а) учредительные документы (для юридического лица);

б) документ, удостоверяющий личность заявителя (для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя);

в) свидетельство о постановке на учет заявителя в налоговых органах;

г) технический проект разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых, согласованный и утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в части: мероприятий по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами; мероприятий по рациональному использованию и охране недр; мероприятий по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности при пользовании недрами;

информации о сроках и условиях выполнения работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, а также рекультивации земель; объемов работ, сроков начала и завершения работ; порядка ввода эксплуатационных объектов в разработку; технико-экономических показателей разработки месторождения полезных ископаемых, в том числе уровней годовой добычи полезных ископаемых, степени извлечения основных и попутных полезных ископаемых из недр; срока выхода на проектную мощность; порядка и условий осуществления первичной переработки (обогащения) полезных ископаемых;

д) план русловой съемки части внутреннего водного пути с указанием на нем контура подсчета запасов, границ горного отвода и блоков разработки, судового хода и подходов к месторождению;

е) предыдущее решение о согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации администрации бассейна внутренних водных путей (предоставляется в случае повторного рассмотрения документов).

Заявление и прилагаемые документы на бумажном носителе направляются в администрацию почтовым отправлением с описью вложения или представляются заявителем лично. Заявление и прилагаемые документы могут быть направлены в электронном виде по адресу электронной почты администрации. Заявление должно быть скреплено печатью заявителя (при наличии) и подписано заявителем, а случае его подачи в электронном виде - подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (пункт 5 Порядка).

В соответствии с пунктом 8 Порядка в рамках рассмотрения заявления администрация осуществляет оценку представленных заявителем документов, указанных в подпунктах «г» - «е» пункта 4 настоящего Порядка, на соответствие добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации требованиям нормативных правовых актов в области безопасности судоходства.

Решение о согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации подписывается руководителем администрации или лицом, его замещающим, скрепляется печатью администрации и выдается лично или направляется заявителю на адрес электронной почты (при наличии) с последующей досылкой оригинала почтовым отправлением с уведомлением о вручении на почтовый адрес, указанный в заявлении, в день подписания (пункт 9 Порядка).

В силу пункта 11 Порядка основаниями для принятия администрацией решения об отказе в согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации являются:

а) подача заявления с нарушением пунктов 3 и 4 настоящего Порядка;

б) наличие в заявлении и (или) прилагаемых документах недостоверных сведений;

в) несоответствие добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях требованиям нормативных правовых актов в области безопасности судоходства при добыче общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации, в том числе в части обеспечения сохранности и видимости средств навигационного оборудования, установленных габаритов судовых ходов и навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов, обеспечения беспрепятственного прохода судов по внутренним водным путям Российской Федерации, отсутствия условий для временного изменения габаритов судового хода и его местоположения и (или) изменения организации движения судов за счет заявителя.

Решение об отказе в согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации подписывается руководителем администрации или лицом, его замещающим, скрепляется печатью администрации и выдается лично или направляется заявителю на адрес электронной почты (при наличии) с последующей досылкой оригинала почтовым отправлением с уведомлением о вручении на почтовый адрес, указанный в заявлении, в день подписания (пункт 12 Порядка).

Оспариваемым решением отказано в согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации на месторождении «Усть-Камское», расположенном на 1385,0 - 1395,0 км по судовому ходу реки Кама, поскольку представленный пакет документов не соответствует требованиям пункта 4 указанного Порядка. В листе оценки комплектности документов указано, что план русловой съемки части внутреннего водного пути представлен обществом с нарушением требований Приказа Минтранса России от 09.02.2018 №55 и выполнен с нарушением статей 3, 7, 8, 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Администрация бассейна внутренних водных путей - организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения и осуществляющая в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей, государственный портовый контроль и иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом (абзац 19 статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).

В силу абзаца 24 статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов -комплекс мероприятий по обеспечению внутренних водных путей навигационной обстановкой, включающих в себя оборудование внутренних водных путей аппаратурой систем навигации и связи, средствами навигационного оборудования, световыми и звуковыми сигнальными средствами, а также по обеспечению судов информацией о навигационных и гидрометеорологических условиях плавания судов.

Согласно пункту 4 статьи 7 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов по внутренним водным путям, за исключением участков пограничных зон Российской Федерации, осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей.

В силу пункта 4 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации администрация бассейна внутренних водных путей для обеспечения безопасности судоходства осуществляет в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей.

Как установлено в решении Арбитражного суда Нижегородской области от 01.10.2018 №А43-25704/2018, на основании плана месторождения «Усть-Камское», выполненного обществом с ограниченной ответственностью «ГеоМаркСервис», Обществом самостоятельно (что Обществом не оспаривается и подтверждается штампом на плане русловой съемки Общества), не имея лицензии на производство указанных работ и не обладая информацией по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов, дополнило план дополнительными сведениями и составило план русловой съемки месторождения «Усть-Камское».

Более того, представленный Обществом план поименован «План месторождения «Усть-Камское», а не план русловой съемки части внутреннего водного пути, как предусмотрено в подпункте «д» пункта 4 Порядка.

Помимо этого, представленный план русловой съемки в нарушение подпункта «д» пункта 4 Порядка не содержит указаний судового хода. В соответствии с абзацем 21 статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судовой ход - часть внутреннего водного пути, предназначенная для движения судов и обозначенная навигационными знаками или иным способом. Однако на представленном обществом плане судовой ход вообще не содержит навигационных знаков.

Поскольку представленный Обществом план не соответствует указанным требованиям, Учреждение правомерно пришло к выводу о том, что представленный пакет документов не соответствует требованиям пункта 4 Порядка и на основании подпункта «а» пункта 11 Порядка приняло оспариваемое решение.

Как установлено в решении Арбитражного суда Нижегородской области от 01.10.2018 №А43-25704/2018, основания отказа и указанные нормы перечислены в оспариваемом решении об отказе.

Доводы Общества относительно отказа Учреждения представить информацию о том, какие недостатки требуется устранить Обществу в связи с отказом Учреждения от 04.06.2018 в согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации, обоснованно отклонены судом первой инстанции, как не соответствующие действительности и основанные на ошибочной трактовке содержания решения Учреждения от 04.06.2018 и ответа от 17.12.2018 на обращение.

Указанным ответом Учреждение не нарушило законных прав и интересов Общества.

Несогласие Общества с содержанием и изложением ответа Учреждения, при соответствии последнего нормам права, не является основанием для признания указанного ответа и соответствующих действий незаконными.

Как следует из материалов дела, основанием для отказа в согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации на месторождении «Усть-Камское», расположенном на 1385,0-1395,0 км по судовому ходу реки Кама, в решении от 25.12.2018 указано на то, что представленный пакет документов не соответствует требованиям пункта 4 указанного Порядка.

В силу преамбулы Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» недрами является часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков.

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, а также право разработки полезных ископаемых.

Решение о согласовании добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации подписывается руководителем администрации или лицом, его замещающим, скрепляется печатью администрации и выдается лично или направляется заявителю на адрес электронной почты (при наличии) с последующей досылкой оригинала почтовым отправлением с уведомлением о вручении на почтовый адрес, указанный в заявлении, в день подписания (пункт 9 Порядка).

Выявленная некомплектность связана с не принятием представленного обществом плана русловой съемки части внутреннего водного пути.

Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Порядок согласования добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации не определяют организацию, которая составляет план русловой съемки части водного пути.

Вместе с тем в силу требований Федерального закона от 30.12.2015 №431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» геодезическая и картографическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Аналогичные разъяснения даны в письме Федерального агентства морского и речного транспорта от 22.10.2018 №АП-28/11736.

Как следует из материалов дела, на основании плана месторождения «Усть-Камское», выполненного обществом с ограниченной ответственностью «ГеоМаркСервис» в 2017 году, Общество самостоятельно (что подтверждается штампом на плане русловой съемки, в отсутствие лицензии на производство указанных работ (доказательств обратного материалы дела не содержат), в отсутствии полномочий на подтверждение безопасности обеспечения судоходства и не обладая информацией по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов, составило план русловой съемки месторождения «Усть-Камское».

В подтверждение полномочий на проведение работ по выполнению соответствующей съемки, по нанесению судового хода и навигационных знаков обществом представлены в материалы дела лицензии, выданные обществу с ограниченной ответственностью «ГеоМаркСервис» от 30.09.2011 ПМ 432-004886 и Обществу от 23.07.2018 №ПМ 43-006264 на осуществление производство маркшейдерских работ.

Согласно названным лицензиям общество с ограниченной ответственностью «ГеоМаркСервис» и Общество выполняют следующие виды работ в составе производство маркшейдерских работ:

- пространственно-геометрические измерения горных разработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации:

-наблюдение за состоянием горных отводов и обоснование их границ;

-ведение горной графической документации;

-учет и обоснование объемов горных разработок;

- определение опасных зон горных разработок, а также мер по охране горных разработок, зданий, сооружений и природных объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами, проектирование маркшейдерских работ.

Постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 №73 утверждена «Инструкции по производству маркшейдерских работ», пунктом 2 которой предусмотрено, что ее требования являются обязательными для всех организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию объектов по добыче и переработке полезных ископаемых, а также объектов пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

В соответствии со статьей 24 Закона о недрах одним из основных требований по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, является проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон.

Безопасность судоходства, вышеуказанными нормативными актами не рассматривается.

Таким образом, составленный обществом с ограниченной ответственностью «ГеоМаркСервис» и Обществом план русловой съемки, в отсутствии полномочий на подтверждение безопасности судоходства месторождения «Усть-Камское» при проведении работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях РФ, правомерно не принят Учреждением.

В ответе от 17.12.2018 №22-05/52 на обращение Общества от 14.11.2018, Учреждение сообщило, что выполнять планы русловых съемок могут организации, имеющие соответствующие квалификации и уполномоченные на проведение работ в соответствии с законодательством РФ, в том числе и Администрация бассейна внутренних водных путей.

Планы русловых съемок части внутреннего водного пути - это конечный материал камеральной обработки данных русловых изысканий, которые необходимо выполнить.

Указанный Порядок №55 устанавливает процедуру согласования администрацией бассейна внутренних водных путей добычи общераспространенных полезных ископаемых на внутренних водных путях Российской Федерации, планируемой к проведению в границах соответствующего бассейна внутренних водных путей. Проведение русловой съемки возможно только на договорной основе за определенную плату.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.05.2019 по делу № А43-867/2019 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Промресурс» оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья Т.В. Москвичева

Судьи А.М. Гущина

М.Н. Кастальская