ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-1052/2022 от 27.07.2023 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27 июля 2023 года

Дело №

А44-1052/2022

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,

при участии от акционерного общества «Научно-производственное объединение «Квант» Дугиной И.А. (доверенность от 09.01.2023 № 0113/27),

рассмотрев 24.07.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Новгородской области от 17.10.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 по делу № А44-1052/2022,

у с т а н о в и л:

Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с акционерного общества «Научно-производственное объединение «Квант», адрес: 173008, Великий Новгород, Большая Санкт-Петербургская ул., д. 73, ОГРН 1115321008175, ИНН 5321151441 (далее - Общество), платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за 2018 год в размере 200 307 руб. 96 коп., из которых 401 руб. 60 коп. - плата за выбросы, 199 906 руб. 36 коп. - плата по отходам производства и потребления.

Определением от 16.06.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество «Новгородское спецавтохозяйство» (далее - ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство») и общество с ограниченной ответственностью «Экосервис» (далее - ООО «Экосервис»).

Решением суда первой инстанции от 17.11.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.01.2023, исковые требования удовлетворены частично: с Общества в пользу Управления с зачислением в доход соответствующих бюджетов взыскана плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 401 руб. 60 коп., в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Управление, указывая на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие их выводов представленным доказательствам и фактическим обстоятельствам спора, просит отменить обжалуемые судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В судебном заседании представитель Общества возражала против удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии с положениями статей 156, 284 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления, извещенного надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 15.02.2019 Общество представило в Управление декларацию о плате за НВОС за 2018 год (далее - Декларация), согласно которой размер подлежащей внесению в бюджет платы за размещение отходов производства и потребления, составил 50 888 руб. 86 коп., а за выбросы в атмосферный воздух - 1 097 руб. 85 коп.

Указанную плату Общество внесло в бюджет.

По результатам проверки представленной ответчиком Декларации Управление выявило нарушения при определении размера платы за НВОС, составило акт от 23.03.2020 и направило требование о погашении задолженности по плате за НВОС, в том числе 20 934 руб. 98 коп. по выбросам в атмосферный воздух стационарными объектами загрязняющих веществ и 199 906 руб. 36 коп. за размещение отходов производства и потребления.

Управление указало, что в отсутствие действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством порядке, Обществом не был применен 25-кратный повышающий коэффициент. Поскольку Общество не представило технический отчет по обращению с отходами, не указало место размещения отходов, не представило документы, подтверждающие размещение отходов на полигоне надлежало применить 5-кратный повышающий коэффициент при исчислении платы.

Отказ Общества удовлетворить требования Управления в добровольном порядке послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания платы за размещение отходов за 2018 год в сумме 199 906 руб. 36 коп., иск удовлетворил в соответствующей части.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в обжалуемой части и удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Согласно пункту 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов.

Управление выражает несогласие с отказом в удовлетворении иска в части взыскания 199 906 руб. 36 коп. за размещение отходов производства и потребления.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Управление предъявило Обществу требование о внесении платы в сумме 199 906 руб. 36 коп. за размещение отходов производства и потребления за 2018 год, рассчитав ее с применением 5-кратного повышающего коэффициента. В обоснование своей позиции Управление сослалось на отсутствие сведений о размещении отходов производства и потребления на конкретном полигоне, а также непредставление ежегодного технического отчета по обращению с отходами.

В силу пункта 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

В соответствии с постановлением Департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области от 07.11.2016 № 15 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами» (действовавшим в спорный период) ввиду отсутствия в Великом Новгороде полигонов размещения отходов отходы подлежат размещению на полигоне г. Малая Вишера и вывозу указанными в названном постановлении организациями, в число которых включено и ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство».

Суды установили, что между Обществом и ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» заключены договоры от 01.05.2017 № 1168, от 01.09.2017 № 1231, от 11.12.2017 № 1260 на вывоз твердых отходов IV и V класса опасности с последующим захоронением на полигоне твердых бытовых отходов.

Суды приняли во внимание представленные ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» товарные накладные за 2018 год на покупку талонов на захоронение отходов, оформленные в рамках заключенного с ООО «Экосервис» договора оказания услуг на прием и размещение отходов от 28.07.2015 № 70, а также документы, подтверждающие оказание ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» услуг в рамках заключенных договоров от 01.05.2017 № 1168, от 01.09.2017 № 1231, от 11.12.2017 № 1260.

Суды также установили, что разрешение на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» подтверждается лицензией серии 53 № 00050, с приложением перечня отходов и видов работ в составе лицензируемой деятельности.

В Декларации в качестве места размещения отходов указан полигон твердых бытовых отходов г. Малая Вишера, который включен в государственный реестр объектов размещения отходов (регистрационный номер объекта 53-00004-3-00479-010814). Фактическая масса размещенных отходов, указанная в декларации, соответствует массе отходов, передаваемых ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство».

Материалами дела также подтверждается, что 01.11.2018 Общество представило в Управление технический отчет по обращению с отходами за период с 24.10.2017 по 24.10.2018.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суды сделали обоснованный вывод о том, что поскольку Обществом не осуществляется деятельность по размещению отходов производства и потребления, то у него отсутствует обязанность вносить соответствующую плату, в связи с чем отказали в удовлетворении иска о взыскании 199 906 руб. 36 коп. задолженности за размещение отходов производства и потребления.

Иное толкование подателем кассационной жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, не опровергают выводов судов.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 17.10.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2023 по делу № А44-1052/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.А. Аникина

Судьи

Л.Б. Мунтян

И.Г. Савицкая