АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 февраля 2020 года | Дело № | А44-11058/2018 | ||
Резолютивная часть постановления объявлена 18.02.2020. Постановление в полном объеме изготовлено 19.02.2020. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М., рассмотрев 18.02.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 10.09.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2019 по делу № А44-11058/2018, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Успех», адрес: 173000, Великий Новгород, Большая Московская улица, дом 20/4, кабинет 47а, ОГРН 1165321057417, ИНН 5321185507 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Комитету государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области, адрес: 173008, Великий Новгород, Большая Санкт-Петербургская улица, дом 81, ОГРН 1035300272171, ИНН 5321091224 (далее - Комитет), о признании незаконным и отмене предписания от 29.10.2018 № ЛК-1047-18. Решением суда первой инстанции от 10.09.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.11.2019, предписание Комитета признано незаконным. В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить. Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Комитет на основании приказа от 12.10.2018 № ЛК-1047-18 провел в отношении Общества внеплановую документарную проверку по вопросу соблюдения требований к установлению размера платы за содержание жилого помещения с 2018 года. В ходе проверки было установлено нарушение Обществом части 7 статьи 156, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), абзацев первого и второго подпункта «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила № 416), выразившееся в начислении платы за содержание жилого помещения в марте и апреле 2018 года в размере 23 руб. за 1 кв. м, а с мая по сентябрь 2018 года в размере 20 руб. 65 коп. за 1 кв. м (с учетом исключения платы за вывоз твердых бытовых отходов; далее - ТБО), вместо ранее утвержденной (28.02.2017) платы за содержание жилого помещения в размере 20 руб. 47 коп. за 1 кв. м с марта по апрель 2018 года и с мая по сентябрь 2018 года в размере 18 руб. 12 коп. за 1 кв. м за минусом платы за ТБО. Предписанием от 29.10.2018 № ЛК-1047-18 предложено Обществу в срок до 04.12.2018 произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения всем собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: Великий Новгород, улица Свободы, дом 16/11, путем возврата излишне начисленных денежных средств за период с марта по апрель 2018 года, исходя из размера платы за содержание жилого помещения, утвержденной протоколом от 28.02.2017, то есть 20 руб. 47 коп. за 1 кв. м, путем возврата 2 руб. 53 коп. за 1 кв. м; произвести перерасчет платы путем возврата излишне начисленных денежных средств за период с мая по сентябрь 2018 года (в случае начисления и далее, то по последний месяц начисления платы в размере 20 руб. 65 коп. за 1 кв.м), исходя из размера платы за содержание жилого помещения, утвержденной протоколом от 28.02.2017 (20 руб. 47 коп. за 1 кв. м), за вычетом платы за сбор, вывоз, утилизацию ТБО, равной 2 руб. 35 коп. за 1 кв. м, то есть произвести перерасчет путем возврата за указанный выше период на 2 руб. 53 коп.; начислять в дальнейшем плату за содержание жилого помещения в размере 18 руб. 12 коп. 1 за кв. м. Общество не согласилось с предписанием Комитета, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд. Суды двух инстанций не усмотрели оснований для выдачи Обществу предписания, в связи с чем признали его недействительным. Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам. Согласно пункту 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ). Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. В данном случае судами установлено, что решением внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД, оформленным протоколом от 28.02.2017, заключен договор управления с Обществом и установлен тариф на содержание и текущий ремонт в размере 20 руб. 47 коп. на 2017 год; решением внеочередного общего собрания собственников помещений указанного дома, оформленный протоколом от 28.01.2018, установлен тариф на содержание и текущий ремонт – 23 руб. за 1 кв.м. с 01.01.2018. Утверждение в предписании Комитета о ничтожности решения от 28.01.2018, поскольку оно принято менее чем рез 1 год, не принято судами двух инстанций во внимание. Суды, ссылаясь на положения статей 181.1 и 181.4, пункта 1 статьи 183.1 Гражданского кодекса Российской Федерации указали, что вопрос об установлении тарифа на 2018 год включен в повестку дня общего собрания, Обществом был произведен перерасчет платы за содержание за январь, февраль 2018 года, в связи с чем пришли к выводу о том, что фактическое применение утвержденной в 2017 году платы имело место на протяжении одного года, по истечении которого Общество правомерно применяло тариф на содержание жилого помещения в размере 23 руб. за 1 кв.м., установленный решением общего собрания собственников от 28.01.2018. Судебные инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, учитывая, вступившее в законную силу решение Новгородского районного суда от 12.02.2019 по делу Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды, руководствуясь частью 2 статьи 201 АПК РФ, правомерно удовлетворили требование Общества. Несогласие Комитета с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием апелляционным судом положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ). Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Новгородской области от 10.09.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2019 по делу № А44-11058/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области - без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | А.Г. Кудин | |||
Судьи | О.А. Алешкевич В.М. Толкунов | |||