ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
19 августа 2020 года | г. Вологда | Дело № А44-1877/2020 | |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальная управляющая компания Окуловкасервис» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 июня 2020 года по делу № А44-1877/2020,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Межмуниципальная управляющая компания Окуловкасервис» (ОГРН 1085302000167, ИНН 5311006773; адрес: 174350, Новгородская область, район Окуловский, город Окуловка, улица Новгородская, дом 33; далее – общество, ООО «МУК Окуловкасервис») обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Комитету по тарифной политике Новгородской области (ОГРН 1055300905406, ИНН 5321101666; адрес: 173001, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 6/11, кабинет 49; далее – комитет) о признании незаконным и отмене постановления от 23.03.2020 № 13 о привлечении к административной ответственности по части 10 статьи 19. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в сумме 50 000 руб.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 25 июня 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции материального права, на отсутствие события административного правонарушения, на нарушение процедуры привлечения к административной ответственности.
От комитета отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) регулируемую деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2, частью 1 статьи 25 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности (виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов), должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - Программа энергосбережения).
Пунктом 15 Требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории Новгородской области, на 2019 - 2021 годы, утвержденных постановлением комитета от 30.03.2018 № 9 (далее - Требования к программам), определено, что контроль за реализацией Программы осуществляется путем анализа ежегодного отчета организации. Организация в течение 30 календарных дней по окончании отчетного года представляет отчет по форме согласно приказу Министерства энергетики Российской Федерации от 30.06.2014 № 398. Отчеты представляются на бумажном носителе за подписью руководителя Организации (уполномоченного лица) и лица, ответственного за их составление, заверенные печатью.
В связи с непредставлением по состоянию на 03.02.2020 отчета по Программе энергосбережения за 2019 год комитетом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 19.03.2020 № 9 , а также вынесено постановление от 23.03.2020 № 13, которым ООО «МУК Окуловкасервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. (л.д.7-9).
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество оспорило указанное постановление в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как отмечалось ранее, в силу положений статьи 10 статьи 2, частью 1 статьи 25 № 261-ФЗ организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать Программы энергосбережения.
Из части 7 статьи 25 Закона № 261-ФЗ следует, что расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение утвержденных целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также на проведение мероприятий, обязательных для включения в программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, подлежат учету при установлении цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций (в том числе при определении инвестированного капитала, учитываемого при установлении долгосрочных тарифов) с учетом данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Согласно статье 24.8 Закона № 89-ФЗ к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится захоронение твердых коммунальных отходов.
Постановлением комитета от 15.12.2017 № 50 утверждены долгосрочные параметры регулирования тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов на 2018-2022 годы для ООО «МУК Окуловкасервис» и предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов на 2018-2022 годы.
Из части 2 статьи 25 Закона № 261-ФЗ следует, что при разработке программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и внесении в них изменений организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности, обязана выполнять требования, установленные к форме этих программ и отчетности о ходе их реализации.
Уполномоченным органом по осуществлению за этим контроля согласно подпункту 3.8.5 Положения о комитете по тарифной политике Новгородской области, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 21.07.2016 № 258, является комитет.
Правила установления требований к программам в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 № 340 (далее – Правила), из положений пункта 14 которых следует, что от регулируемой организации в регулирующий орган не позднее 1 февраля должны представляться ежегодные отчеты о фактическом исполнении установленных требований к программе, составленных по форме, утвержденной регулирующим органом.
Как отмечалось ранее, пунктом 15 Требований к программам также предусмотрено, что контроль за реализацией Программы осуществляется путем анализа ежегодного отчета Организации. Организация в течение 30 календарных дней по окончании отчетного года представляет отчет по форме согласно приказу Министерства энергетики Российской Федерации от 30.06.2014 № 398. Отчеты представляются на бумажном носителе за подписью руководителя Организации (уполномоченного лица) и лица, ответственного за их составление, заверенные печатью.
При этом в рассматриваемом случае такой отчет о реализации Программы энергосбережения за 2019 год по состоянию на 03.02.2020 обществом не предъявлен, что им не отрицается.
Доводы общества фактически сводятся к тому, что в его деянии нет состава вмененного ему административного правонарушения, поскольку у него отсутствует Программа энергосбережения, что влечет за собой, по его мнению, и освобождение от обязанности по направлению в комитет ежегодного отчета.
С такой позицией нельзя согласиться, поскольку она основана на неправильном применении норм права.
Обязанность по разработке Программы энергосбережения и направлению ежегодного отчета по программе в области энергосбережения является императивно установленной приведенными выше положениями Закона № 261-ФЗ, Правилами и Требованиями к программам.
Кроме того, отсутствие разработанной Программы энергосбережения не свидетельствует об освобождении от исполнения иных возложенных на организацию, осуществляющую регулируемые виды деятельности, обязанностей.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия им исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения правонарушения, не представлено, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о вине общества во вмененном ему правонарушении.
В связи с этим в деянии общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности не установлено, в постановлении комитета содержатся все перечисленные в части 1 статьи 29.10 КоАП РФ сведения.
Постановление вынесено в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Довод общества о нарушении его процессуальных прав в связи с ненаправлением комитетом в его адрес извещения как самостоятельного процессуального документа, а также непродолжительным периодом времени с даты направления извещения до составления протокола об административном правонарушении, не может быть принят как надуманный.
В материалах дела имеется уведомление от 16.03.2020 № 392-и об извещении общества о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, направленное ему по его юридическому адресу, а также по электронное почте 16.03.2020.
Процессуального требования к форме такого извещения КоАП РФ не устанавливает.
Обществом в адрес комитета направлено письмо от 19.03.2020 № 359, в котором оно отмечает, что признает свою вину в нарушении законодательства об энергосбережении, выразившемся в отсутствии Программы энергосбережения, просит составить протокол без его участия и приобщить изложенные в письме пояснения к протоколу.
В связи с изложенным, оснований для вывода о существенном нарушении процедуры привлечения к административной ответственности не усматривается.
Наказание назначено в минимальном размере санкции части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным совершенному правонарушению.
Выводы суда, изложенные в решении от 25.06.2020, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 июня 2020 года по делу № А44-1877/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальная управляющая компания Окуловкасервис» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятияпо основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья | Н.В. Мурахина |