ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-1942/18 от 21.08.2018 АС Новгородской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 августа 2018 года

г. Вологда

Дело № А44-1942/2018

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2018 года .

В полном объёме постановление изготовлено августа 2018 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и                 Докшиной А.Ю.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 28 апреля 2018 года по делу № А44-1942/2018 (судья Куропова Л.А.),

у с т а н о в и л:

Новгородская региональная общественная организация «Общество охотников и рыболов работников лесного хозяйства» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 173003, Новгородская область, Великий Новгород, улица Германа, дом 25а, офис 8; далее – организация, общество) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Комитету охотничьего хозяйства и рыболовства Новгородской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 173000, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Московская, дом 24; далее - комитет) о признании недействительным приказа от 11.12.2017 № 1071, а также о возложении на ответчика обязанности восстановить долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира от 16.09.2005 серии ХХ № 6422 и во исполнение части 10 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» восстановить право заявителя и заключить охотхозяйственное соглашение в пределах максимальной площади охотничьих угодий для Новгородской области в размере 70 000 га.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 28 апреля 2018 года по делу № А44-1942/2018 заявленные требования удовлетворены.

Комитет с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Указывает на то, что частью 9 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -  Закон № 209-ФЗ, Закон об охоте) установлен пятилетний срок, в течение которого заявитель мог  реализовать свое право на заключение охотхозяйственных соглашений, закрепленное в пункте 3 статьи 71 Закона об охоте. В рассматриваемом случае общество пропустило такой срок на обращение с заявлением о заключении охотхозяйственных соглашений. Считает, что прерывание пятилетнего срока давности введением моратория в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 № 17-П на применение части 3 статьи 71 Закона об охоте (на период с 25.06.2015 по 10.08.2017) не распространяется на положения части 9 статьи 71 Закона № 209-ФЗ.

Организация отзыв на апелляционную жалобу не представила.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, 25.08.2005 обществу выдана долгосрочная лицензия серии XX № 6422 на пользование объектами животного мира сроком действия с 25.08.2005  по 25.08.2030 (лист дела 16).

С обществом 14.09.2005 заключен договор о предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, согласно которому в пользование  охотпользователю  предоставлена территория площадью 69,572 тыс. га сроком на 25 лет в границах Любытинского района (листы дела 86-90).

Указом Губернатора Новгородской области от 01.09.2016 № 329 утверждена схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Новгородской области, согласно подпункту 7.7 Приложения № 1 к которой площадь закрепленных за организацией охотничьих угодий увеличилась до 88 051 га. При этом границы  охотничьих угодий не изменились.

Общество 05.12.2017 обратилось в Департамент  природных ресурсов и экологии Новгородской области (далее - департамент), который в соответствии с постановлением Правительства Новгородской области от 21.12.2017 № 449 переименован в комитет, с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения  в отношении  охотничьих угодий  площадью 88051 га, указанных в схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий (листы дела 26-27).

Письмом от 11.12.2017 № ПР-9331-и, ссылаясь на часть 9 статьи 71 Закона об охоте, департамент отказал организации в заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона в связи с тем, что закрепленная за организацией площадь  охотничьих угодий  превышает максимальную площадь 70 тыс.га и организация до 02.07.2017 не воспользовалась правом на заключение такого охотхозяйственного соглашения (листы дела 22-24). В указанном письме также отмечено, что право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании лицензии серии XX№ 6422 прекращается.

Вновь со ссылкой на часть 9 статьи 71 Закона № 209-ФЗ департаментом издан приказ от 11.12.2017 № 1071  об  аннулировании долгосрочной лицензии  на право пользования объектами животного мира от 16.09.2005 серии                          ХХ № 6422 (лист дела 25).

Общество не согласилось с указанным отказом и оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в связи со следующим.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

В соответствии с частью 1 статьи 71 Закона об охоте право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло на основании долгосрочных лицензий в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу названного Закона, сохраняется до истечения срока действия лицензий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 71 названного Закона. Долгосрочные лицензии, указанные в части 1 данной статьи, не подлежат продлению (часть 2 статьи 71 данного Закона).

Частью 3 статьи 71 Закона об охоте (в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 29.07.2017 № 224-ФЗ) установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу данного Закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.

В силу части 4 статьи 71 Закона об охоте органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 данной статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 9 статьи 71 Закона № 209-ФЗ по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром (в случае, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий), прекращается при условии, что указанные лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренным частью 3 настоящей статьи.

Согласно части 10 названной статьи  случаях, указанных в части 9 настоящей статьи, право юридического лица, индивидуального предпринимателя на заключение охотхозяйственного соглашения, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, распространяется на площадь охотничьих угодий в пределах максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (в случае, если такая максимальная площадь охотничьих угодий установлена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).

Во исполнение Закона об охоте приказом Минприроды России от 18.05.2012 №137(далее – Приказ №137), утверждены максимальные площади охотничьих угодий по субъектам Российской Федерации, в отношении которых охотхозяйственные соглашения могут быть заключены одним лицом или группой лиц. В соответствии с пунктом  59  приложения к названному приказу Минприроды России, максимальная площадь охотничьих угодий по Новгородской области, в отношении которых возможно заключение охотхозяйственных соглашений, установлены в 70 000 га (в пределах одного муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 № 17-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации» (вступило в силу 25.06.2015; далее - постановление № 17-П) часть 3 статьи 71 Закона об охоте в той мере, в какой на ее основании решается вопрос о сроках охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, заключаемых без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений, с лицами, имеющими долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации.

В указанном постановлении № 17-П определено, что федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, - незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания части 3 статьи 71 Закона об охоте (пункт 5.2 постановления).

В пункте 5.3 рассматриваемого постановления Конституционный Суд Российской Федерации установил следующий порядок исполнения принятого постановления. Впредь до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений применение части 3 статьи 71 Закона об охоте приостанавливается; при этом право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в силу полученных долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 данной статьи, не подлежит (абзац 2). Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в установленном порядке инициировавшие процедуру заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона до вступления в силу настоящего Постановления, вправе завершить ее с применением правил, предусмотренных в части 1 статьи 27 Закона об охоте (абзац 3). Что касается охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с частью 3 статьи 71 Закона об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к моменту провозглашения настоящего Постановления, то они пересмотру (изменению, отмене) в связи с их заключением на установленные на основании части 1 статьи 27 данного Закона сроки их действия, в том числе в случае судебного оспаривания, не подлежат (абзац 4).

Анализ изложенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что реализация права на заключение охотхозяйственных соглашений могла быть осуществлена организацией только после устранения законодателем неопределенности нормативного содержания части 3 статьи 71 Закона об охоте и внесения соответствующих изменений в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов, а также при соблюдении условий, изложенных в пункте 5.3 постановления № 17-П, при этом течение пятилетнего срока, в пределах которого заявитель вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением на заключение охотхозяйственных соглашений, также приостановлено.

С 10 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 224-ФЗ, которым внесены дополнения в часть 3 статьи 71 Закона об охоте,  том числе в части установления срока, на который может быть заключено охотхозяйственное соглашение.   

В соответствии с частью 9 статьи 71 Закона об охоте по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром (в случае, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий), прекращается при условии, что указанные лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренным частью 3 настоящей статьи.

В части 10 статьи 71 Закона об охоте установлено, что в случаях, указанных в части 9 настоящей статьи, право юридического лица, индивидуального предпринимателя на заключение охотхозяйственного соглашения, предусмотренное частью 3 данной статьи, распространяется на площадь охотничьих угодий в пределах максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (в случае, если такая максимальная площадь охотничьих угодий установлена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).

Поскольку в период приостановления применения части 3 статьи 71 Закона об охоте общественная организация не могла реализовать право на заключение охотхозяйственных соглашений в отношении всех охотничьих хозяйств (угодий), которые находятся у нее в пользовании на основании долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира (срок действия лицензий, выданной организации в 25.08.2005, установлен до 25.08.2030), применение после 10.08.2017 к заявителю ограничения в виде максимальной площади охотугодий не соответствует положениям статьи 71 Закона об охоте в ее истолковании, приведенном в постановлении № 17-П, следовательно, принимая во внимание приостановление Конституционным Судом Российской Федерации применение части 3 статьи 71 Закона об охоте (пункт 5.3 постановления № 17-П) и обращение с заявлением в разумный срок, пятилетний срок на реализацию права  организация не пропустила.

Помимо того, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2018 № 1671-О-Р  отмечено, что право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с полученными до 1 апреля 2010 года долгосрочными лицензиями на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в период до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений, вытекающих из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2015 года № 17-П, не подлежит, а потому после вступления в силу Федерального закона от 29 июля 2017 года № 224-ФЗ им должна быть предоставлена - при условии, что право пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов не было прекращено в связи с истечением сроков охотхозяйственных соглашений, заключенных на основании долгосрочных лицензий (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2016 года N 2363-О-Р), - возможность заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона с учетом того, что в отсутствие предусмотренного названным Постановлением временного моратория на применение части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» они могли бы воспользоваться правом на заключение таких соглашений в период с 25 июня 2015 года по 2 июля 2017 года.

Иное не только расходилось бы со смыслом пункта 5.3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2015 года № 17-П, предопределенным целями обеспечения стабильности правоотношений в области охотхозяйственной деятельности и соблюдения баланса законных интересов субъектов этих правоотношений, но и не отвечало бы вытекающему из статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципу поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагает, помимо прочего, надлежащее гарантирование правового положения субъектов длящихся правоотношений и адекватных условий реализации предоставленных прав и свобод с учетом правил их осуществления, ранее установленных законодателем (постановления от 24 мая 2001 года № 8-П, от 20 апреля 2010 года № 9-П, от 6 февраля 2014 года № 2-П, от 1 июля 2015 года № 18-П, от 13 декабря 2017 года № 40-П, от 27 марта 2018 года № 13-П и др.).

В связи с изложенным организация не утратила право на обращение в уполномоченный орган в порядке части 3 статьи 71 Закона об охране с заявлением о заключении с ней охотхозяйственного соглашения без права проведения аукциона.

Довод комитета о том, что увеличение площади охотничьих угодий также препятствовало принятию решения в порядке части 4 статьи 71 Закона об охоте, были предметом исследования суда и правомерно отклонены.

Как отмечалось ранее,  с долгосрочной лицензией были предоставлены охотничьи угодья площадью 69 572 га. В связи с проведением  охотустроительных работ  по заданию департамента площадь охотничьих угодий, закрепленных за  организацией,  увеличилась до 88 051 га.  При этом расчет  площади охотничьих угодий проводился исходя из описания границ, указанных в долгосрочной лицензии, что подтверждено комитетом  и следует из утвержденной Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Новгородской области.

Сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья должны быть включены в охотхозяйственное соглашение (пункт 1 части 4 статьи 27 Закона № 209-ФЗ).

Приказом  Минприроды РФ от 31.08.2010 № 335 утвержден Порядок составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требования к ее составу и структуре (далее – Порядок № 335).

В соответствии с пунктом 2 Порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.08.2010 № 335, схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации является документом территориального охотоустройства, осуществляемого в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и направленного на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации.

Требования к описанию границ охотничьих угодий утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.08.2010 № 306, согласно пункту 11 которых все ориентиры, используемые при описании границ охотничьих угодий, должны быть указаны на схеме (карте), являющейся неотъемлемой частью описания.

Составление Схемы осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в данном случае таковым является Комитет (пункт 4 Порядка № 335).

Согласно пункту 5 названного Порядка Схема утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Кроме того, увеличение площади охотхозяйственных угодий в силу положений статьи 71 Закона об охоте не может служить безусловным основанием для отказа в заключении охотхозяйственного соглашения. Помимо того, такое основание для отказа обществу не приведено и в письме департамента от 11.12.2017.

С учетом приведенных выше норм права, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, а также  изложенных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно признал недействительным приказ департамента от 11.12.2017 № 1071.

Избранный способ восстановления нарушенного права соответствует требованиям законодательства.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заявителя не содержит.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.

Руководствуясьстатьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Новгородской области от 28 апреля 2018 года по делу № А44-1942/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Новгородской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                      Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.В. Мурахина

Судьи

Е.А. Алимова

А.Ю. Докшина