ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-2669/14 от 13.04.2015 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

13 апреля 2015 года

Дело №

А44-2669/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Подвального И.О., Самсоновой Л.А.,

рассмотрев 07.04.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Новсруб» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 21.08.2014 (судья Давыдова С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 (судьи Тарасова О.А., Докшина А.Ю., Ралько О.Б.) по делу № А44-2669/2014,

у с т а н о в и л:

Заместитель прокурора Новгородской области, место нахождения: 173003, Великий Новгород, Новолучанская улица, дом 11, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Прокурор), действующий в интересах Федерального агентства лесного хозяйства и Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (далее – Комитет) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к Комитету и к обществу с ограниченной ответственностью «Новсруб» (далее – Общество,
 ООО «Новсруб») о признании недействительными абзаца второго подпункта 18.8 пункта 18 в части слов «и его тушению», подпунктов 30.1 и 30.2 пункта 30 договора аренды лесного участка от 11.09.2012 № 361 заключенного между ответчиками. Исковое заявление принято с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –
 АПК РФ).

Решением суда первой инстанции от 21.08.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.12.2014, исковые требования Прокурора удовлетворены.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить.

В отзыве на кассационную жалобу Комитет полагает, что судебные акты незаконны и необоснованны, просит жалобу Общества удовлетворить.

В своем отзыве Прокурор полагает, что суды полно и объективно исследовали все обстоятельства дела и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем просит судебные акты оставить без изменения, а жалобу
 ООО «Новсруб» - без удовлетворения.

Участвующие в деле лица, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 11.09.2012 между Комитетом (арендодателем) и ООО «Новсруб» (арендатором) заключен договор № 361 аренды лесного участка (далее – Договор), согласно которому арендатор принимает во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 3 578, 54 га, расположенный в Новгородской области, Новгородском муниципальном районе, Новосилецком лесничестве, Пролетарском участковом лесничестве, кварталах
 № 9, 10, с 16-го по 20-й, 27, с 29-го по 33-й, с 39-го по 41-й, с 46-го по 48-й, 57, 58, со 133-го по 136-й, 138, 139, со 151-го по 155-й, для заготовки древесины.

Срок действия договора определен - 49 лет с момента его государственной регистрации.

Государственная регистрация произведена 22.01.2013.

Во втором абзаце подпункта 18.8 Договора установлена обязанность арендатора в случае обнаружения лесного пожара на арендуемом лесном участке немедленно сообщать об этом в региональный пункт диспетчерского управления арендодателя, специализированную диспетчерскую службу и (или) лесничество и принимать все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара и его тушению.

Пунктом 30 договора установлено, что внесение изменений в договор по соглашению сторон допускается в случаях:

- изменения состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждение лесов вредными организмами) (подпункт 30.1 Договора);

- изменения лесохозяйственного регламента лесничества в течение 3 месяцев с даты внесения в него изменений, проведения лесоустройства (подпункт 30.2 Договора).

Прокурор, ссылаясь на несоответствие действующему законодательству абзаца второго подпункта 18.8 пункта 18 Договора аренды в части возложения на арендатора обязанности тушить пожар и подпунктов 30.1, 30.2 пункта 30 названного Договора, в порядке статьи 52 АПК РФ обратился с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили исковые требования, посчитав их обоснованными.

Кассационная инстанция изучив материалы дела, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в виду следующего.

Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

Пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В силу пункта 4 статьи 421 Кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 названного Кодекса).

В абзаце втором подпункта 18.8 пункта 18 договора установлена обязанность арендатора в случае обнаружения лесного пожара на арендуемом лесном участке немедленно сообщать об этом в региональный пункт диспетчерского управления арендодателя, специализированную диспетчерскую службу и (или) лесничество и принимать все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара и его тушению.

Согласно части 1 и 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

В силу пункта 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений в части организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров).

Частью 1 статьи 52 ЛК РФ предусмотрено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Согласно части 2 статьи 53.4 ЛК РФ лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.

В силу части 1 статьи 53.4 ЛК РФ тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.

Пунктом 7 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, установлено, что привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и планами тушения лесных пожаров, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке. Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны, в частности, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организация тушения пожаров - совокупность оперативно-технических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первых мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

Кроме того, в данной статье дано понятие пожарной охраны как совокупности созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Суды пришли к обоснованному выводу, о том, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления.

Пунктом 30 Договора аренды установлено, что внесение изменений в договор по соглашению сторон допускается в случаях изменения состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждение лесов вредными организмами) (подпункт 30.1 Договора); изменения лесохозяйственного регламента лесничества в течение 3 месяцев с даты внесения в него изменений, проведения лесоустройства (подпункт 30.2 Договора).

Судебными инстанциями установлено, что данный договор заключен по результатам аукциона.

В соответствии с пунктом 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено названным Кодексом.

Частью 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключении договора аренды) предусматривалось, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 названного Кодекса.

Таким образом, частью 2 статьи 74 ЛК РФ установлено специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, ограничена случаем, предусмотренным непосредственно настоящим Кодексом (частью 7 статьи 53.7 Кодекса).

В связи с этим нормы гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон этого договора не могут быть применены.

Как обоснованно указали суды, порядок изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, предусмотренный статьей 451 ГК РФ, в данном случае неприменим, поскольку он предполагает изменение договора по соглашению сторон или по требованию одной из сторон в судебном порядке, что прямо исключается статьей 74 ЛК РФ.

Ввиду изложенного суды правомерно признали недействительным абзац второй подпункта 18.8 пункта 18 в части слов «и его тушению», подпунктов 30.1 и 30.2 пункта 30 Договора.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов двух инстанций и не свидетельствуют о неправильном применении ими норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 21.08.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 по делу № А44-2669/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Новсруб» – без удовлетворения.

Председательствующий

А.Г. Кудин

Судьи

И.О. Подвальный

Л.А. Самсонова