АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
23 декабря 2021 года | Дело № | А44-2772/2021 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Савицкой И.Г., при участии от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу Строя С.Г. (доверенность от 30.12.2020 № 2-34), рассмотрев 22.12.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда Новгородской области от 29.07.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2021 по делу № А44-2772/2021, у с т а н о в и л: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу, адрес: 197198, Санкт-Петербург, ул. Маркина, д.16Б, лит. А, ОГРН 1097847301661, ИНН 7840420941 (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Валдайская косметика», адрес: 174361, Новгородская обл., Окуловский р-н, пос. Строителей, д. 10,ОГРН 1135331000320, ИНН 5311007880; (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Решением суда от 29.07.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.09.2021, Управлению отказано в удовлетворении заявления. В кассационной жалобе Управление просит отменить судебные акты и привлечь Общество к административной ответственности согласно указанной в заявлении квалификации. По мнению Управления, в нарушение положений статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) суды неправомерно сочли, что у Общества нет обязанности составлять внутренние товарно-транспортные документы (ТТД, ТСД) при перемещении алкогольной продукции с железнодорожной станции Угловка до спиртохранилища Общества. Податель жалобы со ссылкой на положения статьи 9 Закона № 171-ФЗ, настаивает на том, что в данном деле внутренне перемещение этилового спирта невозможно. В отзыве на жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения. В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке (с учетом части 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ). Как видно из материалов дела и установлено судами, Управлением 17.02.2021 проведен осмотр принадлежащих Обществу помещений в ходе которого установлено, что согласно сведениям из Единой государственной автоматизированной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС), а именно отчета об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по 1 регистру по состоянию на 17.02.2021 на остатках Общества зафиксировано 112 022 007 штук спиртосодержащей непищевой продукции (парфюмерно-косметическая, бытовая химия), а также 181 518 380 дал этилового спирта, однако фактически готовая продукция, а также этиловый спирт на остатках отсутствует. По данному факту 18.02.2021 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении № 0201/180221/00442 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ (нарушение порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции). На основании анализа документов, представленных Обществом по запросу от 18.02.2021, контролирующий орган сделал вывод, что Общество получает закупленный этиловый спирт, в том числе железнодорожным транспортом на ж/д станцию Угловка (адрес поставки в накладных значится: Новгородская область, Окуловский район, рабочий поселок Угловка, улица Строителей, дом 10), тогда как деятельность по производству парфюмерных и косметических средств с использованием спирта этилового (денатурированного) Общество осуществляет только по адресу: Новгородская область, Окуловский район, Угловское сельское поселение, деревня Березовка, дом 75. При этом, Обществом по запросу не представлены документы, подтверждающие легальность перевозки спирта этилового, в том числе денатурированного, от ж/д станции Угловка до спиртохранилища Общества по месту осуществления деятельности. По факту указанного нарушения Управлением 29.04.2021 составлен протокол об административном правонарушении № 0201/290421/01731, которым действия Общества по перевозке этилового спирта без ТТД квалифицированы по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ. В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 202 и 203 АПК РФ Управление направило в арбитражный суд материалы административного дела для привлечения Общества к административной ответственности согласно указанной квалификации. Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о недоказанных Управлением событии и составе вменяемого Обществу административного правонарушения, что послужило основанием для отказа в привлечении Общества в административной ответственности по статье 14.16 КоАП РФ за нарушение требований статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ. Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего. Согласно части 2 статьи 14.16 КоАП РФ административная ответственность наступает за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных Федеральным законом. Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Законом № 171-ФЗ. На основании пункта 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона. В силу статьи 26 Закона № 171-ФЗ запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Закона. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, к которым отнесена товарно-транспортная накладная. Пунктом 2 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте. Судами установлено, что местом нахождения Общества является поселок Угловка, улица Строителей, дом 10, Окуловского района Новгородской области, необходимый в производстве Обществу этиловый спирт доставлялся железнодорожным транспортом в цистернах поставщика до ближайшей ж/д станции Угловка. На названой стадии перевозки этилового спирта (до станции Угловка) наличие у Общества предусмотренных Законом № 171-ФЗ товаросопроводительных документов подтверждающих его легальность, Управлением не ставится под сомнение. По прибытии на ж/д Угловка спирт из цистерн поставщика перекачивался в собственный транспорт (автоцистерны) и доставлялся до места производства (3 км) в деревню Березовка Окуловского района. На основании положений статьей 223 (пункт 1), 224 (пункт 1), 509 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации и условий договоров поставки этилового спирта, заключенных Обществом с контрагентами-поставщиками в 2020-2021 годах, суды обосновано сочли, что переход права собственности на товар к покупателю (Обществу) осуществлен с момента передачи товара поставщиком представителю Октябрьской железной дороги. Таким образом, Управление фактически вменило перемещение принадлежащего Обществу на праве собственности спирта между указанными адресами без предоставления внутренних ТТН, а не осуществление оборота алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, как того требует подпункт 1 пункта 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ. При этом, как справедливо указали суды, предоставление указанных накладных в подтверждение легальности оборота этилового спирта Законом № 171-ФЗ не предусмотрено. В соответствии с постановлением Госкомстата Российской Федерации от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: 1) товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей; 2) транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями - владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов. В данном случае, с учетом того, что пункт 5 Постановления Правительства РФ от 31.12.2005 № 864 (в редакции от 28.08.2018 № 4) «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольную и спиртосодержащую продукцию (за исключением спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий)» (вместе с «Правилами заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольную и спиртосодержащую продукцию (за исключением спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий)» с 01.01.2021 утратил силу, требование оформления ТТН при внутреннем перемещении товара силами покупателя не обоснованно. Исходя из сути вменения (Обществу вменено нарушение требований статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ - перевозка этилового спирта автомобильным транспортом с ж/д станции до адреса места осуществления Обществом деятельности в отсутствие внутренних ТСД) ссылка Управления на положения пункта 3 статьи 9 названного Закона (предусматривающего для целей регулирования оборота алкогольной продукции перемещение такой продукции при наличий у Общества автотранспорта, лицензии на перевозку и договора перевозки, заключенного между перевозчиком и покупателем), неправомерна. При изложенных обстоятельствах и доказательствах, суд округа соглашается с позицией судов, что в данном конкретном случае административный орган не представил безусловных доказательств совершения Обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, т.е. об отсутствии события инкриминируемого Обществу деяния. В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, что влечет признание незаконным и отмену постановления по делу об административном правонарушении. Учитывая изложенное, основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ). Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Новгородской области от 29.07.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2021 по делу № А44-2772/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | Л.Б. Мунтян | |||
Судьи | Е.А. Аникина И.Г. Савицкая | |||