ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-2941/2021 от 01.10.2021 АС Новгородской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

01 октября 2021 года

г. Вологда

Дело № А44-2941/2021

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Алимовой Е.А., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Тверской области              от 26 июля 2021 года по делу № А44-2941/2021,

у с т а н о в и л:

государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонного) (ОГРН 1145321017918,                                      ИНН 5321173188; адрес: 173001, Новгородская область, Великий Новгород, улица Великая, дом 10; далее – управление, фонд) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Медведевой Ирине Александровне (ОГРНИП 305532101800361,                                            ИНН 532101352735; адрес: 173025, Новгородская область) о взыскании                             4 000 руб. финансовых санкций по решениям от 31.03.2021 № 063S19210001761 и от 17.04.2019 № 063S19190002109.

На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление фонда рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 19 июля 2021 года, вынесенным в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части по делу № А44-2941/2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.

По ходатайству управления судом 26.07.2021 изготовлено мотивированное решение.

Управление с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что срок для обращения в суд с заявлением о взыскании 500 руб. финансовых санкций по требованию от 14.05.2019                              № 063S01190004372 не пропущен. Не согласилось с выводами суда о возможности дополнения сведений за октябрь 2020 года, в обоснование применения финансовых санкций сослалось на пункт пункте 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н (далее - Инструкция № 211н).

От предпринимателя отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, предприниматель в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) является страхователем.

Предприниматель Медведева И.А. 16.11.2020  представила в управление сведения по форме СЗВ-М «Исходная» за октябрь 2020 года на 7 застрахованных лиц в установленный законом срок.

В дальнейшем предприниматель 18.11.2020 представил в управление сведения по форме СЗВ-М «Отменяющая» за октябрь 2020 года, тем самым отменила предоставление сведений на 7 застрахованных лиц по форме СЗВ-М «Исходная» за октябрь 2020 года.

Предприниматель 07.12.2020 представил в управление сведения по форме СЗВ-М «Дополняющая» за октябрь 2020 года на 7 застрахованных лиц.

Управлением составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, от 16.02.2021 № 063S18210000938.

Впоследствии управлением вынесено решение о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 31.03.2021                                                № 063S19210001761.

Размер финансовой санкции за несвоевременное представление сведений по форме СЗЗ-М за октябрь 2020 года составил 3 500 руб. (500 руб. х 7 застрахованных лиц).

Для добровольной уплаты недоимки предпринимателю направлено требование от 21.04.2021 № G63S01210002119.

Кроме того, 26.02.2019 предприниматель представил в управление сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год по форме «Исходная», в которой указал стаж в отношении 13 застрахованных работников, в том числе  в отношении Кураевой Т.С. с 01.01.2018 по 05.03.2018.

Также ответчик представил сведения по форме СЗВ-М за январь, февраль, март 2018 года в отношении своих работников в установленные законом сроки, в том числе и в отношении Кураевой Т.С.

Однако, 24.04.2018 ответчик прислал в управление сведения СЗВ-М за март 2018 года по форме «Отменяющая» на 1 застрахованное лицо -                         Кураеву Т.С.

При этом в СЗВ-СТАЖ за 2018 год ответчик соответствующие корректировки не внес.

Управлением выявлено наличие расхождений в двух формах отчетности, а именно по сведениям СЗВ-СТАЖ за 2018 год у Кураевой Т.С. есть стаж в марте 2018 года, а сведения по форме СЗВ-М за март 2018 года (с учетом отменяющей формы СЗВ-М за март 2018 года, присланной 24.04.2018) на данное застрахованное лицо (Кураеву Т.С.) не представлены.

В связи с этим в отношении ответчика составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.03.2019 № 063S18190001617.

Впоследствии управлением вынесено решение о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 17.04.2019                                             № 063S19190002109.

Размер финансовой санкции за непредставленне сведений по форме                  СЗВ-М за март 2018 года составил 500 руб. (500 руб. х 1 застрахованное лицо).

Для добровольной уплаты недоимки предпринимателю направлено требование от 14.05.2019 № 063S01190004372.

Требования не исполнены, в связи с этим управление 26.05.2021 обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.

Закон № 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также сведений о детях.

В силу статьи 1 указанного Закона под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным   периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

На основании части третьей статьи 17 данного Закона за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2                            статьи 11 настоящего Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении всех застрахованных лиц.

Сведения по форме СЗВ-М с типом «исходная» за октябрь 2020 года в отношении 7 застрахованных лиц представлены 16.11.2020 в установленный срок.

В дальнейшем предприниматель 18.11.2020 представил в управление сведения по форме СЗВ-М «Отменяющая» за октябрь 2020 года, тем самым отменил предоставление сведений на 7 застрахованных лиц по форме СЗВ-М «Исходная» за октябрь 2020 года.

Вместе с тем 07.12.2020, то есть до составления фондом акта                            от 16.02.2021 № 063S18210000938 предпринимателем подана форма СЗВ-М («доп») за октябрь 2020 года в отношении тех же 7 застрахованных лиц в связи с самостоятельным обнаружением ошибок.

Отчетность, представляемая по форме СЗВ-М, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 № 83п (далее – Постановление № 83п).

Этим постановлением в поле «Тип формы» предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: «исхд», «доп» и «отмн»:

код «исхд» (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;

код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;

код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы                          СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Часть третья статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусматривает ответственность за различные правонарушения, в том числе за непредставление сведений в установленный срок, представление неполных сведений, представление недостоверных сведений.

Согласно пункту 38 Инструкции № 211н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

В силу абзацев второго, третьего пункта 40 Инструкции № 211н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Таким образом, на основании положений Закона № 27-ФЗ и                Инструкции № 211н страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.

В данном случае страхователь, предоставляя сведения за октябрь                      2020 года, самостоятельно устранил допущенную ошибку в представленных исходных сведениях о застрахованных лицах, таким правом в силу положений Закона № 27-ФЗ он наделен, в связи с этим суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ обстоятельства, послужившие основанием для применения к страхователю меры ответственности, пришел к выводу об отсутствии в действиях заявителя вины.

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.

Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения управлением, предприниматель реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировал их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

Указанная позиция отражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 № 303-КГ18-99, от 05.09.2018                                       № 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 № 307-КГ18-6769, от 05.07.2019                                     № 308-ЭС19-975, от 22.07.2019 № 305-ЭС19-2960 и обоснованно применена судом первой инстанции.

Дополняющие сведения представлены страхователем самостоятельно. Данное обстоятельство ответчиком по существу не оспорено и документально не опровергнуто.

Коллегия судей не принимает ссылку апеллянта на абзац четвертый пункта 40 Инструкции № 211н, в соответствии с которым в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.

Как установлено пунктом 1 Инструкции № 211н, она разработана в соответствии с Законом № 27-ФЗ и определяет порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах.

В силу пункта 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019 (далее – Обзор № 4), Пенсионный фонд не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом и представил в пенсионный фонд исправленные сведения за этот период.

Поскольку изменения в положения Закона № 27-ФЗ, в частности, в                                   статьи 15 и 17 указанного Закона, не вносились, принятие и введение в действие Инструкции № 211н, предусматривающей иные основания для освобождения страхователя от ответственности в случае дополнения им ранее представленных сведений в связи с самостоятельным обнаружением ошибки, нежели предусмотренные Инструкцией № 766н, не может быть направлено на преодоление законодательных положений, регулирующих вопросы привлечения к ответственности и наделяющих страхователя соответствующими правами.

Учитывая  изложенное, суд первой инстанции обоснованно признал, что привлечение предпринимателя к ответственности является неправомерным, в связи с этим посчитал, что основания для удовлетворения требований фонда о взыскании финансовой санкции по решению от 31.03.2021 № 063S19210001761 размере 3 500 руб. отсутствуют.

Отказывая в удовлетворении требований фонда о взыскании с предпринимателя 500 руб. финансовой санкции по решению от 17.04.2019                         № 063S19190002109 за несвоевременное представление сведений за март                       2018 года, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что фондом пропущен срок на обращение в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций, поскольку срок обнаружения совершенного страхователем правонарушения должен исчисляться с 16.04.2018.

Согласно части шестой статьи 17 Закона № 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом.

На основании части седьмой названной статьи акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Частью восьмой указанной статьи предусмотрено, что лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.

В силу части девятой данной статьи акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Согласно частям одиннадцатой, двенадцатой указанной статьи по результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, которое в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

На основании части тринадцатой названной статьи решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).

Частью пятнадцатой указанной статьи предусмотрено, что в течение                 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

На основании части шестнадцатой вышеназванной статьи требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение                       10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.

Согласно части семнадцатой статьи 17 указанного Закона в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Вместе с тем согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001                   № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

К отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом № 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) установлено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В пункте 3 статьи 46 НК РФ установлено, что заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.

В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2                  статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

Таким образом, как установил суд первой инстанции, предельный срок взыскания с предпринимателя неуплаченных сумм финансовых санкций включает в себя: 3 месяца на проведение проверки и составление акта + 5 дней на направление (вручение) акта + 6 дней на вручение акта (в случае направления акта по почте) + 15 дней на представление страхователем возражений + 10 дней на вынесение решения + 5 дней на направление (вручение) решения + 6 дней на вручение решения (в случае направления решения по почте) + 10 дней на вступление в силу решения по проверке + 10 дней на направление требования + 6 дней на получение требования в случае направления по почте + 10 календарных дней на исполнение требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании + 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.

Суд первой         инстанции установил, что индивидуальные сведения о застрахованных лицах за март 2018 года должны быть представлены предпринимателем в фонд не позднее 16.04.2018. Следовательно, срок на взыскание санкций в судебном порядке, исчисленный исходя из совокупности вышеуказанных сроков, истек 20.05.2019.

Поскольку фонд обратился с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке 26.05.2021, то есть с пропуском совокупного срока для обращения с таким требованием в арбитражный суд, ходатайства о восстановлении процессуального срока для подачи заявления о взыскании финансовой санкции он не заявлял, суд посчитал, что заявителем пропущен срок на судебное взыскание штрафа, и, как следствие, утратившим право на взыскание штрафа.

Выводы суда первой инстанции о пропуске срока для обращения в суд с данным требованием коллегия судей полагает ошибочными, однако такие выводы не привели к неверному принятию решения суда на основании следующего.

Абзацем четвертым статьи 48 НК РФ определено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб., за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 этой статьи.

Согласно разъяснениям, изложенным в ответе на вопрос № 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, требования территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть рассмотрены арбитражным судом в порядке приказного производства при наличии следующих условий: страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям превысила 3 000 рублей, но не превышает                        100 000 рублей.

Согласно части восемнадцатой статьи 17 Закона № 27-ФЗ, действующей с 31.07.2020, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.

На основании части девятнадцатой указанной статьи в случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Частью двадцатой названной статьи предусмотрено, что в случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3 000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Исходя из указанных правовых норм право Пенсионного фонда на обращение в суд с требованием о взыскании штрафа предусмотрено исключительно в следующих случаях:

1) превышения суммы штрафа, начисленного страхователю по одному требованию, 3 000 руб.;

2) превышения суммы штрафов, начисленных страхователю по нескольким требованиям, 3 000 руб. (накопления до суммы, превышающей                  3 000 руб.);

3) истечения трехлетнего срока с даты истечения срока исполнения самого раннего требования по штрафу, не превышающему сумму 3 000 руб.

В данном случае с учетом установленного срока для представления индивидуальных сведений о застрахованных лицах за март 2018 года 16.04.2018 совокупный срок истекает в мае 2019 года, с учетом даты 26.02.2019 – в апреле 2020 года, следовательно, требование от 14.05.2019                                           № 063S01190004372 выставлено в установленный срок.

Общая сумма финансовых санкций по указанному требованию составила 500 руб. и не превысила 3 000 руб., поэтому у фонда право на обращение в суд с заявлением об их взыскании не возникло.

Общая сумма финансовых санкций по рассматриваемым решениям составила 4 000 руб. и превысила 3 000 руб. в связи с принятием решения от 31.03.2021.

На момент превышения суммы 3 000 руб. трехлетний срок со дня истечения срока исполнения требования от 14.05.2019                                           № 063S01190004372 не истек.

Управление 26.05.2021 обратилось с настоящим заявлением в суд, заявителем не пропущен и шестимесячный срок для обращения в суд  со дня превышения суммы финансовой санкции в 3 000 руб.

Вместе с тем, оценивая правомерность привлечения к ответственности, суд апелляционной инстанции установил следующее.

В рассматриваемом случае предприниматель представил сведения по форме СЗВ-М за январь, февраль, март 2018 года в отношении своих работников в установленные законом сроки, в том числе и в отношении Кураевой Т.С., 24.04.2018 ответчик прислал в управление сведения СЗВ-М за март 2018 года по форме «Отменяющая» на 1 застрахованное лицо -                         Кураеву Т.С.

Из представленных 26.02.2019 предпринимателем сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год по форме «Исходная» фонд установил, что в отношении Кураевой Т.С. указан период работы с 01.01.2018 по 05.03.2018.

Управление в жалобе указало, что в СЗВ-СТАЖ за 2018 год ответчик соответствующие корректировки не внес.

Вместе с тем из материалов дела не следует, что в соответствии с требованиями Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, страхователю вручалось либо направлялось уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий.

Следовательно, страхователю не предоставлен пятидневный срок для предоставления уточненных сведений.

В акте и решении управлением отражено, что в результате произведенной сверки сведений о застрахованных лицах в формах СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ обнаружено отсутствие сведений по форме СЗВ-М на одно застрахованное лицо.

Управление, привлекая предпринимателя к ответственности за несвоевременное представление сведений в отношении одного застрахованного лица, ни в акте, ни в решении не указывает, в чем конкретно выразилось нарушение по несвоевременному представлению сведений.

В акте проверки управлением указаны даты предоставления соответствующих сведений, которые свидетельствуют о своевременном их предоставлении.

Таким образом, в рассматриваемом случае оснований для взыскания штрафа в сумме 500 руб. не имеется.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 26 июля 2021 года по делу № А44-2941/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонного)  – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Е.А. Алимова