ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
19 октября 2022 года | г. Вологда | Дело № А44-3138/2022 | |
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2022 года .
В полном объеме постановление изготовлено октября 2022 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Колтаковой Н.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «ЛОДЛЕС» представителя ФИО1 по доверенности от 02.09.2022, от Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области представителя ФИО2 по доверенности от 17.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЛОДЛЕС» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 20 июля 2022 года по делу № А44-3138/2022,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «ЛОДЛЕС» (адрес: 187700, Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н, г. Лодейное поле, ул Титова, д. 137, пом. 18; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (адрес: 173002, Великий Новгород, Воскресенский бул., д. 13а; ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным решения Министерства от 12.05.2022 № ПР-4436-И об отказе в выдаче согласия на использование общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд и возложении обязанности на Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи согласия на использование Обществом общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе с 23.01.2022 года на глубину до пяти метров на земельном участке, расположенным по адресу: Новгородская обл., Крестецкий р-н, часть земельного участка с кадастровым номером 53:06:0020803:112 (лесной квартал 66, выдел 8.2 Усть-Волмского участкового лесничества Крестецкого лесничества).
Решением суда от 20 июля 2022 года в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Заявитель с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что использование Обществом общераспространенных полезных ископаемых, направленное на строительство дорог на арендованном лесном участке, является деятельностью по использованию полезных ископаемых для собственных нужд Общества и не является предпринимательской деятельностью. Указывает, что для получения возможности на использование месторождения общераспространенных полезных ископаемых Обществом соблюдены все необходимые критерии, установленные федеральным законодательством. В дополнении к жалобе ссылается на разъяснения Федерального агентства лесного хозяйства России № 02-01-47/22004 и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 16-47/34163, из содержания которых, следует, что арендаторы лесных участков могут использовать в безлицензионном порядке полезные ископаемые для собственных нужд, в частности, для строительства дорог, а также, что такое использование не является предпринимательской деятельностью, так как не предполагает отчуждение другим лицам полезных ископаемых.
Представитель Общества в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Представитель Министерства с доводами жалобы не согласился по мотивам, изложенным в отзыве.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как видно из материалов дела,Обществу на основании договоров аренды лесных участков от 03.07.2020 № 457 и от 27.07.2020 № 458 на праве аренды принадлежат два лесных участка площадью 32 564 га и 22 183 га, расположенные в Крестецком муниципальном районе Усть-Волмском участковом лесничестве.
Обществом 01 апреля 2022 года в Министерство направлено уведомление о планируемом осуществлении использования общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд на арендуемом по договору от 03.07.2020 № 457 лесном участке с приложением копий договора аренды, графических материалов, доверенности представителя, пояснительной записки, письма от 18.06.2021 об отсутствии участков недр, включенных в перечень участков недр местного значения и запасов и письма Министерства от 22.03.2022 № ПР-2565-И о согласии на использование полезных ископаемых для собственных нужд (как арендодателя лесного участка).
Письмом Министерства от 06.04.2022 отозвано письмо от 22.03.2022 № ПР-2565-И о согласии на использование полезных ископаемых, приложенное к уведомлению от 01.04.2022.
При повторном обращении в Министерство за получением согласия последнее отказало в выдаче согласия на использование общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд письмом от 12.05.2022 № ПР-4436-И.
Считая указанное решение Министерства, выраженное в письме от 12.05.2022, незаконным, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований.
Апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 19 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Статьей 2 Областного закона Новгородской области от 01.03.2012 № 24-ОЗ «О разграничении полномочий Новгородской областной Думы и Правительства Новгородской области в области регулирования отношений недропользования и о признании утратившими силу некоторых областных законов в сфере недропользования» к полномочиям правительства Новгородской области относится, в том числе установление порядка предоставления участков недр местного значения в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Постановлением правительства Новгородской области от 24.12.2015 № 510 утвержден Порядок использования для собственных нужд собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков в границах данных земельных участков без применения взрывных работ общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительства подземных сооружений на глубину до пяти метров (далее – Порядок).
Согласно пункту 4 Порядка арендатор земельного участка, планирующий осуществлять использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, или его представитель (далее - заявитель) направляет почтовым отправлением в Министерство (далее - уполномоченный орган) или представляет в уполномоченный орган лично не позднее чем за 30 календарных дней до начала использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых соответствующее уведомление, в котором указываются данные о заявителе (наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения - для юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица и индивидуального предпринимателя), с приложением следующих документов:
копии правоустанавливающих документов на земельный участок, который планируется использовать для целей, предусмотренных пунктом 2 настоящего Порядка;
графических материалов: плана земельного участка в масштабе не менее 1:10000 с указанием географических координат угловых точек и кадастрового номера земельного участка, пространственной привязки к существующим объектам;
письменного согласия арендодателя на использование общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд (в случае подачи уведомления арендатором);
документа, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы заявителя (в случае представления уведомления и документов через представителя);
пояснительной записки, подписанной заявителем.
Как указано в пунктах 6 и 7 Порядка, в случае если заявителем представлен неполный пакет документов, указанных в пункте 4 Порядка, и (или) документы содержат недостоверные сведения, уполномоченный орган уведомляет заявителя о необходимости представления полного пакета документов и (или) представления документов, содержащих достоверные сведения, в письменной форме почтовым отправлением или лично и возвращает уведомление и приложенные к нему документы в течение 15 календарных дней со дня регистрации уведомления и приложенных к нему документов.
В рассматриваемом случае в качестве мотивов для отказа в выдаче согласия на использование общераспространенных полезных ископаемых Министерство указывает на предполагаемую Обществом добычу песка в коммерческих целях, а не для собственных нужд.
Как верно указал суд, законодательно порядок получения согласия от арендодателя лесного участка не регламентирован. То есть, отсутствие письменного согласия арендодателя, являющегося обязательным приложением к уведомлению, в силу пунктов 6 и 7 Порядка служит основанием для уведомления заявителя о необходимости представления полного пакета документов и, по существу, последующему отказу в постановке на учет используемых для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых при отсутствии такого согласия.
Строительство лесных дорог, для чего Обществом испрашивается использование полезных ископаемых, является хозяйственной деятельностью Общества. Обществом не представлено доказательств, что добытые полезные ископаемые (песчано-гравийная смесь) будут использованы в личных целях, для бытовых нужд и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. Напротив, создание производственной площадки, разработка карьера и использование песчано-гравийной смеси для строительства лесных дорог свидетельствует об обратном.
Как указано в пояснительной записке Общества, песчано-гравийная смесь необходима для ремонта лесовозных дорог (235 000 куб. м), строительства лесовозных усов до лесосек.
Согласно статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В силу статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Статьей 13 ЛК РФ предусмотрено, что в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог.
Согласно пункту 2 Порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры, утвержденного приказом Минприроды России от 05.08.2020 № 565 (далее – Порядок № 565), объекты лесной инфраструктуры должны содержаться в состоянии, обеспечивающем их эксплуатацию по назначению при условии сохранения полезных функций лесов.
В соответствии с пунктами 4, 7, 11 и 19 Порядка № 565 лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов, а также в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Лица, использующие леса, проектируют объекты лесной инфраструктуры на основании планов их создания, которые содержатся в проекте освоения лесов, разработанном в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.
Объекты лесной инфраструктуры некапитального строительства не проектируются. Их создание, содержание и эксплуатация на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование или аренду, осуществляются в соответствии с их пространственным размещением, предусмотренным проектом освоения лесов, прошедшим государственную или муниципальную экспертизу.
Заинтересованные лица содержат объекты лесной инфраструктуры и обеспечивают их состояние, пригодное для эксплуатации по назначению в течение запроектированного срока службы объекта, по истечении которого обеспечивается снос объектов лесной инфраструктуры и рекультивация земель, на которых размещались такие объекты.
Контроль за сохранностью и поддержанием в технически исправном состоянии объектов лесной инфраструктуры, расположенных в границах переданных в пользование лесных участков, относится к компетенции лиц, использующих леса.
С учетом фактических обстоятельств дела и приведенных правовых норм суд пришел к обоснованному выводу о том, что вывоз древесины, и как следствие, создание для этого лесовозных дорог является предпринимательской деятельностью. Соответственно, добыча песка для устройства лесных дорог не может считаться использованием общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд.
Иных доказательств, бесспорно указывающих на использование общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд, суду не представлено.
При таких обстоятельствах дела суд правомерно отказал Обществу в удовлетворении требований о признании оспариваемого решения Министерства об отказе в согласовании использования общераспространенных полезных ископаемых от 12.05.2022 незаконным.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы апелляционный суд не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Доводы, приведенные Обществом в жалобе, не опровергают правомерность обжалуемого решения, основаны на иной правовой оценке апеллянтом обстоятельств спора, что не свидетельствует об ошибочности выводов суда и не может служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Новгородской области от 20 июля 2022 года по делу № А44-3138/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЛОДЛЕС» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.В. Чередина |
Судьи | А.Я. Зайцева Н.А. Колтакова |