ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
18 октября 2018 года | г. Вологда | Дело № А44-5091/2018 | |
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2018 года .
В полном объёме постановление изготовлено октября 2018 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарям судебного заседания Мазалецкой О.О. и Миловкиной А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания» ФИО1 по доверенности от 01.09.2018 № 1, ФИО2 по доверенности от 01.10.2018 № 7,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 20 июля 2018 года по делу № А44-5091/2018 (судья Киселева М.С.),
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 174401, <...>; далее – ООО «ЖЭК», общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к администрации Боровичского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 174411, <...>; далее – администрация) о признании незаконным и отмене отраженного в письме от 28.07.2017 № 2595/01-11, решения об отзыве у заявителя разрешения (ордера) на производство земляных работ по устройству стоянки для автомобилей по улице Ленинградская, дом 48, города Боровичи, а также о возложении на ответчика в целях устранения нарушенных прав заявителя обязанности продлить срок разрешения (ордера) на производство земляных работ по устройству стоянки (парковочных карманов) для автомобилей по адресу: <...> вдоль дома 48, сроком до 01.09.2019.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 20 июля 2018 года по делу № А44-5091/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО «ЖЭК» с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Считает, что у администрации не имелось оснований для отзыва разрешения (ордера) на производство земляных работ по устройству стоянки для автомобилей.
Администрация отзыв на жалобу не представила. Будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности с 12.10.2016 принадлежат нежилые помещения площадью 84,5 кв. м и 252,8 кв. м, расположенные по адресу: <...>.
Из пояснений заявителя следует, что с целью получения разрешения на производство земляных работ для обустройства парковочных карманов около указанного дома общество обратилось в администрацию с соответствующим заявлением, к которому приложило проект «Стоянка личного автотранспорта на 12 мест по ул. Ленинградской д. 48», согласованный открытому акционерному обществу «Боровичский комбинат огнеупоров» (далее – ОАО «БКО»).
ООО «ЖЭК» от муниципального унитарного предприятия «Боровичское карьероуправление» (далее – МУП «Боровичское карьероуправление») получено разрешение от 23.03.2017 № 43 на производство земляных работ, разрешающее производство работ по устройству стоянки для автомобилей по улице Ленинградской у дома № 48 в срок с 02.05.2017 по 02.08.2017.
По результатам проведенной администрацией проверки на основании обращения жителей указанного дома администрация направила обществу письмо от 14.07.2017 № 2386/01-11, в котором указала, что отзывает согласование проекта строительства стоянки личного автотранспорта на 12 мест по улице Ленинградской, дом 48, как выданное с нарушением требований таблицы 7.1.1 СанПин 2.2.1 – 2.1.1.1.1.1200-03, и уведомляет о необходимости прекратить земляные и иные работы по строительству стоянки.
Кроме того, администрацией обществу направлено письмо от 28.07.2017 № 2595/01-11 об отзыве разрешения (ордера) на производство земляных работ, мотивированное отзывом администрацией согласования проекта строительства стоянки личного автотранспорта, направленного 14.07.2017 за № 2386/01-11.
Не согласившись с этим отзывом разрешения (ордера) на производство земляных работ, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия его действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
Из содержания части 1 статьи 4 названного Кодекса следует, что обращение лица в суд должно преследовать цель защиты его нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Таким образом, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта, лицо должно доказать нарушение своего права и то, что используемый им способ защиты влечет пресечение такого нарушения и восстановление нарушенного права. При этом юридический интерес заявителя может быть лишь в защите собственного права, поскольку если право ему не принадлежит, судебное решение по делу не породит для него никаких правовых последствий.
Статьей 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Законе № 257-ФЗ).
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Согласно пункту 3.2 части 1 статьи 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относится установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела судом установлено, что на территории Боровичского муниципального района в рассматриваемый период действовал Порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Боровичи, утвержденный постановлением администрации от 04.12.2014 № 3388 (далее – Порядок № 3388).
Согласно пункту 3.1 названного Порядка решение о создании и об использовании, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Боровичи, и о прекращении такого использования принимается администрацией муниципального района в виде постановления.
Предложения о создании и использовании парковок, в том числе на платной основе, направляются в администрацию гражданами или организациями независимо от их организационно-правовой формы с обоснованием необходимости создания парковки на определенном участке автомобильных дорог общего пользования местного значения (пункт 3.2 Порядка № 3388).
После проведения всех вышеперечисленных процедур принимается постановление о разрешении либо отказе в создании парковки, в том числе на платной основе (пункт 3.6 Порядка № 3388).
При этом под парковкой (парковочным местом) понимается специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
В соответствии с пунктом 2.3 Правил организации производства земляных работ в Боровичском городском поселении, утвержденных решением Совета депутатов Боровичского городского поселения от 22.06.2010 № 35, для получения разрешения (ордера) на производство земляных работ в администрацию Боровичского городского поселения представляются следующие документы:
- заявка, оформленная по установленной форме (приложение 2);
- копия проекта (схемы) производства работ;
- надлежащим образом оформленная доверенность (для представителя заявителя).
В течение 15 рабочих дней со дня представления всех документов, указанных в пункте 2.3 Правил, администрация Боровичского городского поселения рассматривает заявку и направляет документы в МУП «ГСС» для оформления разрешения (ордера) на производство земляных работ и выдачи его заявителю, а МУП «ГСС» в течение 5 рабочих дней оформляет его и выдает заявителю либо направляет его посредством почтовой связи в адрес заявителя.
Решением Совета депутатов города Боровичи от 22.09.2015 № 5 администрация города Боровичи ликвидирована (листы дела 70-71), полномочия местной администрации, являющейся административным центром муниципального района, согласно Уставу Боровичского муниципального района, исполняет ответчик (лист дела 69).
Следовательно, для размещения парковки на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Боровичи необходимо, в первую очередь, получения решения администрации района, изданного в виде постановления, о разрешении создания парковки, а в случае необходимости проведения земляных работ – разрешение на их проведение.
Вместе с тем доказательств обращения ООО «ЖЭК» в администрацию с заявлением о создании использовании парковки (парковочных мест), так же как и получения соответствующего постановления администрации, наличие которого прямо предусмотрено пунктом 3.6 Порядка № 3388, подателем жалобы в материалы дела не предъявлено.
Кроме того, как установлено судом и не оспаривается подателем жалобы, в данном случае ООО «ЖЭК» для получения разрешения на производство земляных работ воспользовалось документом (письмом бывшего Главы администрации города Боровичи ФИО3), выданным более 5 лет назад иной организации – ОАО «БКО».
При этом доказательств того, что ООО «ЖЭК» является правопреемником ОАО «БКО» и, как следствие, законным правообладателем документов, принадлежащих действующему в настоящее время ОАО «БКО», заявителем в материалы дела не предъявлено.
Таким суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что проект «Стоянка личного автотранспорта на 12 мест по ул. Ленинградской д. 48», согласованный для ОАО «БКО», не может быть использован ООО «ЖЭК» как документ, подтверждающий согласование администрацией размещения парковочных карманов в виду отсутствия доказательств перехода прав и обязанностей от АО «БКО» к ООО «ЖЭК».
Помимо изложенного следует отметить, что в силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Из содержания указанной нормы следует, что орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций.
В рассматриваемой ситуации, как верно указано судом в обжалуемом решении, администрация, являясь собственником недвижимого имущества – улично-дорожной сети, на основании статьи 15 Закона № 131-ФЗ, предусматривающей полномочия по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, по осуществлению полномочий в области использования автомобильных дорог, рассмотрев обращения граждан, проверив обстоятельства устройства ООО «ЖЭК» парковки и проведения земляных работ с целью ее создания, учитывая ликвидацию органа местного самоуправления городского поселения, имела право уведомить общество об отзыве согласования, выданного администрацией Боровичского городского поселения, а также о необходимости прекращения земляных и иных работ по созданию парковки.
Правомерность отзыва согласование проекта строительства стоянки личного автотранспорта на 12 мест по улице Ленинградской, дом 48, изложенное в письме от 14.07.2017 № 2386/01-11, установлена вступившим 15.10.2018 в законную силу решением Арбитражного суда Новгородской области от 17.07.2018 по делу № А44-3774/2018.
Решением Совета депутатов города Боровичи от 22.09.2015 № 5 Администрация города Боровичи ликвидирована, полномочия местной администрации, являющейся административным центром муниципального района, согласно Уставу Боровичского муниципального района исполняет Администрация района.
В материалах дела также усматривается, что постановлением администрации от 04.04.2016 № 723 МУП «Боровичское карьероуправление» было уполномочено с 04.04.2016 оформлять и выдавать разрешения на производство земляных работ на территории города Боровичи и Боровичского района.
Согласно письму МУП «Боровичское карьероуправление» журнал обращений граждан и юридических лиц на производство земляных работ не велся, а выдачей разрешений на производство земляных работ занимался ФИО4, принятый на работу по совместительству с 04.04.2016 и уволенный 17.05.2017.
Разрешение на проведение земляных работ от 23.03.2017 № 43, на которое ссылается общество, выдано ФИО4 и на нем проставлена печать МУП «Боровичское карьероуправление».
Вместе с тем, по информации МКУ «Центр по работе с населением» заявки ООО «ЖЭК» на выдачу разрешения в журнале учета разрешений, который вело это учреждение, не имеется. ФИО4, являющийся директором МКУ «Центр по работе с населением» в период с 31.12.2013 по 16.05.2017 (листы дела 71-72), выдал разрешение на основании ситуационного плана и плана расположения парковочных мест (листы дела 60, 56-59).
При этом доказательств соблюдения ООО «ЖЭК» вышеперечисленных условий получения разрешения на производство земляных работ не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, поэтому отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неправильном толковании норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
Вместе с тем несогласие общества с выраженной судом оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не может являться основанием для отмены обжалуемого решения суда.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясьстатьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Новгородской области от 20 июля 2018 года по делу № А44-5091/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.В. Мурахина |
Судьи | А.Ю. Докшина Н.Н. Осокина |