ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-6121/19 от 10.12.2019 АС Новгородской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 декабря 2019 года

г. Вологда

Дело № А44-6121/2019

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2019 года .

В полном объёме постановление изготовлено декабря 2019 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и               Докшиной А.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тимбер Хаус» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 05 сентября 2019 года по делу                   № А44-6121/2019,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Тимбер Хаус»                (ОГРН 1125331000706, ИНН 5313002598; адрес: 174510, Новгородская область, Пестовский район, город Пестово, улица Первомайская, дом 17, корпус 1; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Комитету государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (ОГРН 1035300272171, ИНН 5321091224; адрес: 173008, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 81; далее – комитет) о признании недействительным предписания от 23.06.2019 № ЛК-709-19.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 05 сентября                 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что справкой от 28.04.2018 № 203 подтверждается правильность расчетов при начислении платы за электроэнергию, потребленную при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома. Указывает на то, что комитетом не представлено доказательств того, что чердак и подвальное помещение отсутствовали в составе общего имущества многоквартирного жилого дома. Полагает, что многоквартирный дом по адресу: город Пестово, улица Серова, дом № 9, имеет конструктивные особенности, позволяющие использовать услуги по водоотведению в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, в связи с этим общество правомерно производило начисление собственникам многоквартирного дома плату за водоотведение, используемое в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.

Комитет отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, общество в силу договора от 25.04.2014 № 031-04/14 является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома по адресу: город Пестово, улица Серова, дом 9.

На основании приказа комитета от 30.04.2019 № ЛК-709-19 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка с целью рассмотрения обращений граждан.

По результатам проверки составлен акт от 23.05.2019, которым установлено, что при начислении обществом платы по электрической энергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества названного многоквартирного дома за период с июня 2017 года по март 2018 года применена площадь помещений, входящих в состав общего имущества, не подтвержденная технической документацией, а именно включена площадь чердака и подвала в размере 2 994,5 кв.м, а также в отсутствие конструктивных особенностей, предусматривающих возможность потребления отведения сточных вод для содержания общего имущества обществом с июня 2017 года в плату за содержание жилого помещения включена плата за водоотведение сточных вод в целях содержания общего имущества.

Заявителю выдано предписание от 23.05.2019 № ЛК-709-19, согласно которому обществу необходимо в срок до 01.07.2019 произвести перерасчет размера платы по электрической энергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества спорного дома, за период с июня 2017 года по март 2018 года, а также произвести перерасчет (отменить) размер платы за содержание жилого помещения в части водоотведения на общедомовые нужды с июня 2017 года.

Не согласившись с предписанием комитета, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционный суд считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.

В силу частей 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 36 названного Кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.

В соответствии со статьей 154 ЖК РФ в структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги выделяется плата за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 9.1 статью 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании части 9.2 этой же статьи размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В силу пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), расходы на содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации                         от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354)), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Из пункта 24 Правил № 491 следует, что сведения о составе и содержании общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом, которая включает в себя документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества, в частности документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по установленной форме.

В силу пункта 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, в состав технической документации, подлежащей длительному хранению, включены паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок.

Согласно письму Минрегиона России от 22.11.2012 № 29433-ВК/19 используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами № 354 значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.

Постановлением Правительства Новгородской области от 20.07.2015                 № 300 (далее – Постановление № 300) утвержден норматив потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества с учетом общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемой как указанная в технических паспортах на многоквартирные дома суммарная площадь помещений, предусмотренных пунктами 1, 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ, в которых имеется оборудование и (или) устройства, потребляющие электрическую энергию.

Общество при расчете размера расходов на оплату электроэнергии на содержание общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Пестово, улица Серова, дом 9, за период с июня 2017 года по март 2018 года применило норматив, утвержденный Постановлением № 300, и площадь мест общего пользования равную 3 877,1 кв.м, в том числе площадь чердака и подвала в размере 2 994,5 кв.м исходя из справки акционерного общества «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Северо-Западного филиала от 28.04.2018 № 203, согласно которой площадь подвала составляет 1 370,7 кв.м, площадь чердака – 1 623,8 кв.м.

Вместе с тем в техническом паспорте на жилой дом указана площадь лестничных клеток и тамбуров в размере 778,8 кв.м и подсобных помещений – 103,8 кв.м, площадь подвала и чердака в данном паспорте отсутствует.

Учитывая наличие в материалах дела единственного допустимого доказательства, подтверждающего размеры площадей общего имущества в многоквартирном доме равной 882,6 кв. м, оснований для применения иной площади мест общего пользования для расчета размера платы за электроэнергию при содержании общего имущества в многоквартирном доме за спорный период у общества не имелось.

Доводы апелляционной жалобы общества об ином противоречат фактическим обстоятельствам дела и не свидетельствуют о необоснованном указании комитетом на нарушение части 9.2 статьи 156 ЖК РФ и пункта 29 Правил № 491 ввиду применения заявителем сведений о площади общего имущества, не подтвержденной технической документацией.

Таким образом, основания для удовлетворения требований общества в части пункта 1 оспариваемого предписания у суда первой инстанции отсутствовали.

В отношении пункта 2 оспариваемого предписания суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Основанием вынесения предписания в данной части послужил вывод комитета о том, то в многоквартирном доме отсутствуют конструктивные особенности, позволяющие потреблять отведение сточных вод в целях содержания общего имущества.

По мнению общества, такие конструктивные особенности имеются в виде установки в подвальном помещении унитаза.

Согласно подпункту «в» пункта 4 Правил № 354 потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга в виде отведения сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, - по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.

В силу подпункта «л» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил                    № 354).

Согласно перечню общего имущества многоквартирного дома, являющегося приложением к договору управления от 25.04.2014 и техническому паспорту на спорный жилой дом рассматриваемый дом не имеет дополнительных помещений (мест общего пользования), оборудованных санитарно-техническим оборудованием, дополнительных врезок в систему канализации, а также конструктивных особенностей, предусматривающих отведение сточных вод при содержании общего имущества.

В материалах дела усматривается, что в спорном доме имеется только внутридомовая система канализации, которая предназначена для отвода сточных вод от санитарно-технических приборов и унитаз, предназначенный для слива в систему водоотведения.

Вопреки позиции общества, возможность слива в систему водоотведения посредством унитаза в подвале жилого дома не свидетельствует о наличии устройства для отведения сточных вод из помещений, входящих в состав общего имущества дома, в качестве коммунальной услуги собственникам помещений жилого дома.

В соответствии с пунктом 8.1.1 Свода Правил СП 30.13330.2016             «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий» в зависимости от назначения здания и сооружения и предъявляемых требований к отведению сточных вод необходимо предусматривать следующие системы внутренней канализации: бытовую - для отведения сточных вод от санитарно-технических приборов (унитазов, умывальников, ванн, душей и др.): производственную - для отведения производственных сточных вод, в том числе отвод стоков после тушения пожара; объединенную - для отведения бытовых и производственных сточных вод (одна или несколько в зависимости от состава и количества сточных вод).

В рассматриваемом случае, поскольку в спорном доме имеется только хозяйственно-бытовая канализация, которая предназначена для отвода сточных вод от санитарно-технических приборов, а специальным устройством (сантехническим оборудованием или специальным приемником, оборудованным гидравлическими затворами для приема сточных вод, потребляемых для обслуживания общего имущества) спорный дом не располагает, суд первой инстанции верно заключил, что конструктивные особенности спорного дома не предусматривают возможность отведения сточных вод в целях содержания общего имущества, что является необходимым условием выставления платы за услугу по водоотведению сточных вод на общедомовые нужды.

Ссылка общества на оснащение дома централизованной системой водоотведения не подтверждает обоснованность доводов подателя жалобы.

Как следует из вышеуказанных нормативных правовых актов, сама канализация в многоэтажном благоустроенном доме не может рассматриваться в качестве конструктивной особенности, поскольку должно быть доказано наличие в данной канализационной системе конструктивных элементов, позволяющих принимать сточные воды от помещений, входящих в состав общего имущества дома.

Также подлежит отклонению ссылка общества на заключение договора с обществом с ограниченной ответственностью межмуниципальным предприятием «Пестовский водоканал», поскольку само по себе заключение договора не подтверждает его исполнение, а также не опровергает установленные выше по настоящему делу обстоятельства.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно посчитал, что оснований для удовлетворения требований общества не имеется.

Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. остаются на подателе жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Новгородской области от 05 сентября                 2019 года по делу № А44-6121/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тимбер Хаус» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий                                                               Е.Н. Болдырева

Судьи                                                                                             Е.А. Алимова

                                                                                                        А.Ю. Докшина