АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 августа 2022 года | Дело № | А44-6155/2021 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И., при участии от публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» ФИО1 (доверенность от 15.12.2021), от государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» ФИО2 (доверенность от 17.12.2020), рассмотрев 18.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 21.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022 по делу № А44-6155/2021, у с т а н о в и л: Публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад», адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3, лит. А, пом. 16Н, ОГРН <***>, ИНН <***>, в лице Новгородского филиала (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным решения администрации Пестовского муниципального района, адрес: 174510, <...>, ОГРН <***> ИНН <***> (далее – Администрация), об отказе в установлении публичного сервитута, выраженного в уведомлении от 03.08.2021 № 2636; возложении на Администрацию обязанности принять в предусмотренном законом порядке решение об установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков в целях размещения и для безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства: «ВЛ-0,4 кВ ПС Пест д. Ивановское-Александрово»; «ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф № 1 д. Столбское»; «ВЛ-0,4 кВ от ПС 151Ф № 1 д. Устье»; «ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф № 2 д. Гусево (2)»; «ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф № 5 д. Плави»; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Беззубцево д. Малашкино 2»; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Аброс. Брякуново-Чепурино»; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Абросово Ф № 3 д. Пустошка»; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Абросово Ф № 3 д. Поселок»; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Беззубцево Ф № 6 д. Бельково»; «ВЛ-0,4 кВ нп Креницы»; «ВЛ-0,4 кВ нп Маньково»; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Беззубцево Ф № 6 д. Варахино»; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Беззубцево Ф № 4 д. Тарасово». К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области, адрес: 173001, Новгородская обл., Великий Новгород, Тихвинская ул., д. 7, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Министерство), государственное областное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор», адрес: 173000, Новгородская обл., Великий Новгород, Славная ул., д. 55, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Новгородавтодор). Решением суда от 21.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.03.2022, в удовлетворении заявления отказано. В кассационной жалобе Общество, считая обжалуемые судебные акты незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального права при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме. Податель жалобы считает, что публичный сервитут (единый) планируется в границах муниципального района и под объектами электросетевого хозяйства местного значения, форма собственности правового значения не имеет, поскольку в силу прямого указания закона определен орган власти, принимающий решение об установлении публичного сервитута, соответственно, по мнению Общества, решение об установлении публичного сервитута в отношении спорных объектов должно быть принято Администрацией. Подробно доводы изложены в самой жалобе. В отзыве на кассационную жалобу Новгородавтодорпросит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы кассационной жалобы, а представитель Новгородавтодора против ее удовлетворения возражал. Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество является собственником линий электропередач: «ВЛ-0,4 кВ от ПС Пест д. Ивановское-Александрове» 1986 год; «ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф № 1 д. Столбское» 1990 год; в «ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф № 1 д. Устье» 1990 год; «ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф № 2 д. Гусево (2)» 1989 год; «ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф № 5 д. Плави»; в 1991 году «ВЛ-0,4 кВ от ПС от Беззубцево д. Малашкино 2» 1990 год; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Аброс. Брякуново- Чепурино» 1985 год; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Абросово Ф № 3 д. Пустошка» 1987 год; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Абросово Ф № 3 д. Поселок» 1988 год; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Беззубцево Ф № 6 д. Бельково» 1982 году; «ВЛ-0,4 кВ нп Креницы» 1977 год; «ВЛ-0,4 кВ нп Маньково» 1977 году; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Безубцево Ф № 6 д. Варахино» 1982 год; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Безубцево Ф № 4 д. Тарасово» 1963 год. При реорганизации открытого акционерного общества «Новгородэнерго» в форме присоединения к открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада» (далее – Компания) к последнему перешли активы и пассивы присоединяемого общества, согласно инвентарным описям и бухгалтерской отчетности, составленных по состоянию на 30.06.2007. В Единый государственный реестр юридических лиц 23.08.2021 внесена запись о смене наименования Компании на Общество. С целью оформления прав на земельные участки, необходимые для эксплуатации линейных объектов, 30.03.2021, 31.03.2021, 01.04.2021 общество с ограниченной ответственностью «ГеоМакИнфо», действующее в интересах Общества, обратилось в Администрацию с ходатайствами об установлении публичного сервитута объектов электросетевого хозяйства: «ВЛ-0,4 кВ от ПС Пест д. Ивановское-Александрово» на 49 лет в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; «ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф № 1 д. Столбское» на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:1801301:70, 53:14:1801301:46 в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; «ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф № 1 д. Устье» на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:1801401:80, 53:14:1801401:81, 53:14:1801401:165, 53:14:1801401:85, 53:14:1801401:82, 53:14:1801401:83, 53:14:1801401:3, 53:14:1801401:160 в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; «ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф № 2 д. Гусево (2)» на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:0302201:84, 53:14:0302201:4, 53:14:0302201:102, 53:14:0302201:47, 53:14:0302201:101 в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; «ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф № 5 д. Плави» на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:1802301:97, 53:14:1802301:42, 53:14:1802301:209 в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; «ВЛ-0,4 кВ от ПС от Беззубцево д. Малашкино 2» на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:0301001:68, 53:14:0301001:155, в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Аброс. Брякуново-Чепурино» на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:1702001:220, 53:14:1702001:119, 53:14:1702001:267, 53:14:1702002:270, 53:14:1702001:145, 53:14:1702001:25, 53:14:1702002:104, 53:14:1702001:59, 53:14:1702001:57, 53:14:1702002:236, 53:14:1702002:183, 53:14:1702002:233, 53:14:1702002:271, 53:14:1702002:187, 53:14:170200:269, 53:14:1702002:31, 53:14:1702002:388, 53:14:1702002:32, 53:14:1702002:45, 53:14:1702002:33, 53:14:1702001:252, 53:14:1702001:265, 53:14:1702002:43, 53:14:1702002:44, 53:14:1702002:26, 53:14:1702002:183, 53:14:1702002:25, 53:14:1702002:24, 53:14:1702002:22, 53:14:1702002:15, 53:14:1702002:14, в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Абросово Ф № 3 д. Пустошка» на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:0201801:42, 53:14:02018001:43, 53:14:0201801:3, в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Абросово Ф № 3 д. Поселок» на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:0203301:44, 53:14:0203301:13, в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Беззубцево Ф № 6 д. Бельково» на 49 лет в отношении земельного участка 53:14:0203301:43, в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; - «ВЛ-0,4 кВ нп Креницы» на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:0203101:2, 53:14:0203201:58 в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; «ВЛ-0,4 кВ нп Маньково» на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:1701201:41, 53:14:1701201:11, 53:14:1701201:107, 53:14:1701201:27 в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Безубцево Ф № 6 д. Варахино» на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:1700501:106, 53:14:1700501:86 в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Безубцево Ф № 4 д. Тарасово» на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:1702501:20, 53:14:1702002:105, 53:14:1700101:142 в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства. Администрация 03.08.2021 отказала в установлении публичного сервитута, ссылаясь на статью 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), определяя цель установления публичного сервитута как размещение объектов электросетевого хозяйства, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, а также на пункт 2 статьи 39.38 ЗК РФ, в соответствии с которым публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных ЗК РФ, устанавливается решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации – в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений регионального значения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в туннелях. За установлением публичного сервитута Администрация рекомендовала обратиться в Министерство. Полагая, что отказ Администрации в установлении публичного сервитута является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. При разрешении спора суды обеих инстанций применили статьи 198, 200, 201 АПК РФ, статью 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 23, 25, 39.2, 39.37, 39.38, 39.43 ЗК РФ, статьи 3, 19, 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ), приняли во внимание приказ Минтранса России от 10.08.2020 № 297 «Об утверждении Порядка подачи и рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, а также требований к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении такого публичного сервитута, и требований к содержанию решения об установлении такого публичного сервитута» (зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2021 № 62319; далее – Порядок), Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017, Положение о Министерстве, утвержденное постановлением Правительства Новгородской области от 17.07.2020 № 332. Судами установлено, что отказ Администрации в установлении сервитута обусловлен отсутствием у нее соответствующих полномочий. Как указано судами, порядок подачи и рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог, утвержден Порядком. Органы, уполномоченные на принятие данных решений, определены пунктом 2 указанного Порядка. В отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения решение об установлении публичного сервитута принимает Министерство; соответствующее заявление об установлении публичного сервитута в отношении указанных земельных участков должно быть подано в Министерство в соответствии с вышеуказанным Порядком, с приложением документов, указанных в пункте 3. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, пришла к следующим выводам. Судами двух инстанций не установлены обстоятельства, свидетельствующие об эксплуатации заявителем всех спорных объектов электросетевого хозяйства в границах полос отвода автомобильных дорог, находящихся в областной собственности и оперативном управлении Новгородавтодора, относящихся к дорогам регионального и межмуниципального значения, притом, что в Администрацию поданы ходатайства об установлении публичных сервитутов в отношении 14 объектов электросетевого хозяйства (воздушных линий электропередач номиналом ВЛ-0,4 кВ), часть из которых согласно описанию местоположения границ публичных сервитутов по всей своей протяженности не расположены в полосе отвода автомобильных дорог, только в некоторых местах ее пересекают. В соответствии с частью 4.2 статьи 25 Закона № 257-ФЗ решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог принимаются органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог, т.е. полномочия ограничены земельными участками в границах полос отвода автодорог. Орган, уполномоченный устанавливать публичный сервитут в целях размещения и эксплуатации линейных объектов на всем протяжении указанных объектов, в том числе на земельных участках, где имеются пересечения с полосами отвода автомобильных дорог, может быть определен в соответствии со статьей 39.38 ЗК РФ исходя из вида и назначения объекта. По мнению подателя жалобы, публичный сервитут планируется в границах муниципального района и под объектами электросетевого хозяйства местного значения. Данное обстоятельство не исследовалось судами. Изложенное свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ. Суду первой инстанции надлежит полно исследовать обстоятельства дела, определить наличие или отсутствие оснований для вынесения Администрацией оспариваемого истцом решения. Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании части 3 статьи 289 АПК РФ при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело. Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Новгородской области от 21.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022 по делу № А44-6155/2021 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новгородской области. | ||||
Председательствующий | М.В. Захарова | |||
Судьи | Г.М. Рудницкий Т.И. Сапоткина | |||