ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
07 июля 2021 года | г. Вологда | Дело № А44-623/2021 | |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Алимовой Е.А., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тепловая Компания Новгородская» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 13 апреля 2021 года по делу № А44-623/2021 ,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Тепловая Компания Новгородская» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 175000, <...>; далее – ООО «Тепловая Компания Новгородская», общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Комитету государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 173008, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 81; далее – комитет) о признании незаконным и отмене постановления от 03.02.2021 № 21-21, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 5 000 руб.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление обществарассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 08 апреля 2021 года, вынесенным в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части по делу № А44-623/2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
По ходатайству общества судом 13.04.2021 изготовлено мотивированное решение.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что акт от 15.01.2021 нельзя считать допустимым доказательством по делу, так как проверка проведена до уведомления о ее проведении. Считает, что суд первой инстанции вышел за пределы события указанного в постановлении правонарушения, указав, что температура теплоносителя на границе эксплуатационной ответственности не соответствовала температурному графику. Указывает, что ООО «Тепловая Компания Новгородская» не осуществляет техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем в спорных домах ни в силу действующего законодательства, ни на основании договоров с собственниками спорных жилых домов, инженерные системы и оборудование, расположенные внутри многоквартирных домов и внутри квартир, не относятся к зоне эксплуатационной ответственности общества.
От комитета отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на имя Президента Российской Федерации 24.12.2020 поступило письменное обращение жителей п. Тесово-Нетыльский Новгородского района Новгородской области о некачественном предоставлении коммунальной услуги по теплоснабжению, которое 29.12.2020 направлено Аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации Новгородской области в Правительство Новгородской области для рассмотрения и принятия мер и впоследствии с сопроводительным письмом от 29.12.2020 вх. ЖИ-12846-В перенаправлено в комитет.
Комитетом в рамках рассмотрения обращения о ненадлежащем предоставлении коммунальной услуги по теплоснабжению в п. Тесово-Нетыльский Новгородского района Новгородской области 15.01.2021 в ходе проведенного инспекционного обследования проведены замеры параметров температуры воздуха в жилых помещениях многоквартирных домов, расположенных в п. Тесово-Нетыльский Новгородского района, расположенных по адресам: ул. Советская, <...> и установлено следующее:
по адресу: <...> в кв. № 13 температура воздуха в жилых помещениях + 20,5 °C, в кв. № 11 - 19,4 °C, в кв. № 18 - 19 °C; приборы отопления в квартирах прогреты равномерно;
по адресу: <...> в кв. № 17 приборы отопления прогреты равномерно, температура воздуха в угловом помещении - 16,8 °C, в кв. № 17 температура 17,1 °C, в кв. № 21 - 19 °C, в связи с использованием дополнительных обогревательных приборов в угловой комнате замеры не проводились, в кв. № 20 температура воздуха 17,3 °C, в кв. № 18 в угловом помещении температура 15,7 °C, в кв. № 1 в угловой комнате- 18,1 °C; в квартирах приборы отопления прогреты равномерно, практически во всех (обследованных) квартирах установлены стеклопакеты;
по адресу: <...> в кв. № 22 в угловом помещении температура воздуха 17 °C, в кв. № 11 - 17 °C, в кв. № 2 в угловом помещении - 16,5 °C, в не угловом - 16,6 °C; приборы отопления в квартирах прогреты равномерно;
по адресу: <...> в кв. № 1 в угловом помещении - 17,7 °C, в кв. № 4 - 19 °C; приборы отопления в квартирах прогреты равномерно;
по адресу: <...> в кв. № 18 в угловом помещении температура воздуха 18,9 °C, в кв. № 16 - 18,4 °C, в кв. № 8 - 19,5 °C; приборы отопления в квартирах прогреты равномерно;
по адресу: <...> в кв. № 16 температура воздуха 19,2 °C, в кв. № 18 в угловом помещении температура воздуха 20,1 °C (на момент проведения замеров в указанной квартире использовались дополнительны обогревательные приборы), в кв. № 17 температура воздуха в угловом помещении 17,8 °C, в кв. № 9 - 18,1 °C; приборы отопления в квартирах прогреты равномерно;
по адресу: <...> в кв. № 1, 8, 10 жалобы на отопление отсутствуют, замеры не проводились;
по адресу: <...> в кв. № 15 температура воздуха 18,6 °C, в кв. № 16 в угловом помещении - 21°C (используются дополнительные обогревательные приборы), в кв. № 17 - 20,6 °C; в квартире № 21 провести замеры не представилось возможным в связи с отсутствием доступа;
по адресу: п. Тесово-Нетыльский ул. Советская д. 29 в кв. № 1 в угловом помещении температура воздуха 18,7 °C, в кв. № 7 - 18,4 °C, в кв. № 9 в угловом помещении - 17,9 °C;
по адресу: <...> в кв. № 1 в угловом помещении - 17,5 °C; приборы отопления в квартирах прогреты равномерно;
по адресу: <...> в кв. № 27 в угловом помещении температура 18,0 °C; в кв. № 23 в угловом помещении - 19,0 °C.
Температура наружного воздуха на момент проведения обследования имела отрицательные значения (минус 18 - минус 20 °C).
Также проведены замеры температуры поверхности трубопроводов (до запорной арматуры) у <...> которая составила в подающем трубопроводе 52°C, обратном трубопроводе – 28 °C; у <...> подающего трубопровода составила 50°C, обратного - 42°C; у д. 2в температура подающего трубопровода составила 54°C, обратного – 49 °C, что не соответствовало температурному графику сетевой воды в подающем и обратном трубопроводах в зависимости от температуры наружного воздуха на отопительный период 2020-2021 годы, утвержденного начальником Новгородского района теплоснабжения общества.
Кроме того, в ходе визуального осмотра должностным лицом комитета установлено, что в районе расположения домов № 2а, 2б, 2в, 2г по ул. Советской в п. Тесово-Нетыльский на тепловых сетях частично (на значительной протяженности) неисправна тепловая изоляция, а именно: местами отсутствует, местами трубопроводы обмотаны стеклотканью без утеплителя.
По результатам обследования комитетом составлен акт от 15.01.2021 № 6-21.
В последующем, на основании приказа от 18.01.2021 № ЖН-21-19.01.2021 проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества как исполнителя коммунальной услуги по теплоснабжению в п. Тесово-Нетыльский.
По результатам проверки составлен акт проверки от 19.01.2021 № ЖН-21-21, в котором отражено нарушение обществом пункта 15 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), выразившееся в том, что при теплоснабжении спорных многоквартирных домов в п. Тесово-Нетыльский обществом не соблюдены установленные Правилами № 354 требования к качеству предоставления коммунальной услуги по отоплению.
Обществу 19.01.2021 выдано предписание № ЖН-21-21 об устранении выявленных нарушений.
Должностным лицом комитета 21.01.2021 в отношении общества составлен протокол № 21-21 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Комитет 03.02.2021 вынес постановление № 21-21, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Общество не согласилось с вышеуказанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.
Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Согласно статье 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом названного правонарушения являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства – утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются юридические лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим предоставления населению коммунальных услуг.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) утверждены Правила № 354, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 1 указанных Правил установлено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пунктом 2 Правил № 354 предусмотрено, что потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В силу указанного пункта под исполнителем коммунальной услуги понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
ресурсоснабжающая организация – это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод);
исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
коммунальные услуги – это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны обеспечивать качество теплоносителей.
В соответствии с частью 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Как следует из материалов дела и по существу не оспаривается обществом, ООО «Тепловая Компания Новгородская» осуществляет поставку отопления собственникам многоквартирных домах расположенных в п. Тесово-Нетыльский Новгородского района, расположенных по адресу: ул. Советская, <...> является ресурсоснабжающей организацией и несет ответственность за поставку теплоносителя до границы эксплуатационной ответственности.
В силу подпункта «д» пункта 3 Правил № 354 условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении 1 к настоящим Правилам.
Согласно подпункту «е» пункта 4 Правил № 354 потребителю может быть предоставлена такая коммунальная услуга, как отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Пунктом 15 приложения 1 указанных Правил закреплены требования к качеству коммунальной услуги отопления - обеспечение нормативной температуры воздуха: в жилых помещениях - не ниже + 18 °C (в угловых комнатах - + 20 °C). Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 °C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
В соответствии с пунктом 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях.
На основании пункта 7.1 СП 124.13330.2012 «Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 № 280 (далее - СП 124.13330.2012), в системах централизованного теплоснабжения для отопления, вентиляции и горячего водоснабжения жилых, общественных и производственных зданий в качестве теплоносителя следует, как правило, принимать воду. Следует также проверять возможность применения воды как теплоносителя для технологических процессов.
Согласно пункту 7.2 СП 124.13330.2012 максимальная расчетная температура сетевой воды на выходе из источника теплоты, в тепловых сетях и приемниках теплоты устанавливается на основе технико-экономических расчетов. При наличии в системах теплоснабжения нагрузки горячего водоснабжения минимальная температура сетевой воды на выходе из источника теплоты и в тепловых сетях должна обеспечивать возможность подогрева воды, поступающей на горячее водоснабжение, до нормируемого уровня.
На основании пункта 7.3 СП 124.13330.2012 температура сетевой воды, возвращаемой на тепловые электростанции с комбинированной выработкой теплоты и электроэнергии, определяется технико-экономическим расчетом. Температура сетевой воды, возвращаемой в котельные, не регламентируется.
В силу пункта 7.4 СП 124.13330.2012 при расчете графиков температур сетевой воды в системах централизованного теплоснабжения начало и конец отопительного периода принимается при среднесуточной температуре наружного воздуха + 8 °C в течение пяти суток. Усредненная расчетная температура отапливаемых жилых, общественных и производственных помещений принимается по СП 60.13330 или по соответствующим нормам проектирования зданий.
Согласно пункту 7.5 СП 124.13330.2012 основным критерием регулирования является поддержание температурного и гидравлического режима у потребителя тепла.
Подпунктом «а» пункта 31 Правил № 354 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
На основании подпункта «а» пункта 149 Правил № 354 исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.
Как установлено комитетом и следует из материалов дела, в ходе проведенного обследования температура теплоносителя на вводе в многоквартирный № 2б по ул. Советской п. Тесово-Нетыльский составила в подающем трубопроводе 52 °C, обратном – 28 °C, что не соответствует температурному графику сетевой воды в подающем и обратном трубопроводах в зависимости от температуры наружного воздуха на отопительный период 2020-2021 годы, утвержденному 21.09.2020 начальником Новгородского района теплоснабжения общества (+ 81,9 - 84,9 °C в подающем трубопроводе, в обратном - + 62 - 63,8 °C, при температуре наружного воздуха на момент проверки – 18 °C - (- 20 °C). У дома № 2а по ул. Советской температура подающего трубопровода составила 50°C, обратного – 42 °C, вследствие чего температура воздуха в жилых помещениях вышеназванного многоквартирного дома составила + 16,6 °C при нормативной температуре не менее + 18 °C , а в угловых помещениях от + 16,5 °C до + 17,0 °C, при нормативной температуре не менее + 20 °C в угловых комнатах.
На вводе в многоквартирный № 2а по ул. Советской п. Тесово-Нетыльский температура теплоносителя составила в подающем трубопроводе 50 °C, обратном – 42 °C, что не соответствует температурному графику сетевой воды в подающем и обратном трубопроводах в зависимости от температуры наружного воздуха на отопительный период 2020-2021 годы, утвержденного 21.09.2020 начальником Новгородского района теплоснабжения общества (+ 81,9 - 84,9 °C в подающем трубопроводе, в обратном + 62 - 63,8 °C, при температуре наружного воздуха на момент проверки – 18 °C - (- 20 °C), вследствие чего температура воздуха в жилых помещениях вышеназванного многоквартирного дома в угловых комнатах составила от + 17,7 °C до + 19,0 °C, при нормативной температуре не менее + 20 °C в угловых комнатах, что не соответствует установленным требованиям.
Как верно указал суд первой инстанции, на общество как ресурсоснабжающую организацию, осуществляющую поставку тепловой энергии до границы эксплуатационной ответственности, возложена обязанность поставки соответствующего коммунального ресурса надлежащего качества, обеспечивающей поддержание определенной температуры воздуха в жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов.
При этом, как указал суд первой инстанции, из пункта 15 приложения 1 Правил № 354, нарушение которого вменяется обществу, следует, что соблюдение нормативного уровня обеспечения коммунальной услуги отопления определяется в жилом помещении многоквартирного дома, а не на границе эксплуатационной ответственности в подающем трубопроводе на вводе в дом. Факт несоблюдения температуры сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности не всегда может свидетельствовать о нарушении температурного режима коммунальной услуги отопления в жилом помещении. Поэтому таким доказательством соблюдения нормативного уровня обеспечения коммунальной услуги отопления, прежде всего, будут являться замеры температуры воздуха в жилом помещении многоквартирного дома.
В данном случае комитетом также проведены замеры в жилых помещениях многоквартирных домов, расположенных в п. Тесово-Нетыльский Новгородского района, расположенных по адресам: ул. Советская, <...> согласно которым температура воздуха в жилых помещениях вышеназванных многоквартирных домов составила ниже нормативного уровня, установленного пунктом 15 приложения 1 Правил № 354.
Наличие названных нарушений подтверждено актом обследования жилищного фонда 15.01.2021 № 6-21. Замеры произведены термометром контактным цифровым ТК-5.06, заводской номер 1365542 с зондом ЗВЛ.150 № 1392615 (свидетельство о поверке № 0199107, действительно до 02.11.2021). Оснований не доверять результатам проведенного обследования не имеется.
Доказательств обратного обществом не представлено.
При этом, как указал суд первой инстанции, доказательства, свидетельствующие о том, что на момент обследования непосредственной причиной нарушения нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой по отоплению являются действия третьих лиц, обслуживающих внутридомовые системы, в материалах дела отсутствуют.
Довод общества о соблюдении температурного графика на выходе из котельной № 36, что, по его мнению, служит основанием для оценки качества тепловой энергии, подаваемой в жилые дома, правомерно не принят судом первой инстанции на основании следующего.
У теплоснабжающей организации обязанность по поддержанию температуры сетевой воды предусмотрена на границе эксплуатационной ответственности, а не на выходе теплоносителя из котельной. Температурный график регулирования тепловой нагрузки (тепловых сетей, котельной) разрабатывается из условий суточной подачи тепловой энергии на отопление, обеспечивающей потребность зданий в тепловой энергии в зависимости от температуры наружного воздуха, чтобы обеспечить требуемую температуру в жилых помещениях постоянной. График утверждается теплоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 2.3.2 Методики определения нормативных значений показателей функционирования водяных тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя Российской Федеации от 01.10.2011 № 225, при соблюдении которого потребителям обеспечивается качественное предоставление услуг по отоплению. Несоответствие же температуры теплоносителя в подающем трубопроводе изначально влечет предоставление услуг теплоснабжения ненадлежащего качества.
Факт невыполнения обществом обязанности по поставке теплового ресурса надлежащего качества подтвержден материалами дела в их совокупности, в том числе актом обследования от 15.01.2021, протоколом об административном правонарушении от 21.01.2021 № 21-21.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии события вмененного правонарушения.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в обоснование отсутствия вины, в рассматриваемом случае возлагается на заявителя.
Доказательств, подтверждающих невозможность соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказывающих принятие обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Постановление вынесено административным органом в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности не допущено.
Довод общества о нарушении должностными лицами комитета требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) правомерно не принят судом первой инстанции на основании следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 20 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, помещения общего пользования в многоквартирных домах.
В рассматриваемом случае на основании приказа заместителя председателя комитета от 13.01.2021 № 6-21 должностным лицом комитета проведено инспекционное обследование спорных многоквартирных домов, замеры параметров воздуха в многоквартирных домах.
Соответствующие полномочия предоставлены комитету пунктом 2 части 5 статьи 20 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ положения данного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Таким образом, как указал суд первой инстанции, на момент выявления административного правонарушения взаимодействия комитета и общества не требовалось. Положения названного Закона в рассматриваемом случае применению не подлежали.
Непосредственно проверки при проведении обследования в отношении общества применительно к положениям Закона № 294-ФЗ не проводилось. В связи с чем суд первой инстанции признал, что обязанности уведомлять общество о планируемом мероприятии по контролю у комитета не имелось.
Непосредственное обнаружение должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, послужило поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, что согласуется с требованиями пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ. Нарушений должностными лицами комитета не допущено. Протокол составлен в соответствии с требованиями статей 28.1 и 28.2 КоАП РФ.
При этом основанием в дальнейшем для проведения внеплановой документарной проверки послужило обращение собственников спорных многоквартирных домов и акт обследования от 15.01.2021.
Кроме того, предписание комитета от 19.01.2021 № ЖН-21-21, выданное на основании акта проверки от 19.01.2021, исполнено обществом в полном объеме.
Аналогичные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не принимаются апелляционным судом по тем же основаниям.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным суд первой инстанции не усмотрел. Также суд не нашел оснований для замены наказания в виде административного штрафа на наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Новгородской области от 13 апреля 2021 года по делу № А44-623/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тепловая Компания Новгородская» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья | Е.А. Алимова |