ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
15 июня 2022 года | г. Вологда | Дело № А44-7046/2021 | |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Колтаковой Н.А. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях на решение Арбитражного суда Новгородской области от 01 апреля 2022 года по делу № А44-7046/2021,
у с т а н о в и л:
межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Боровичский» (адрес: 174401, Новгородская обл., Боровичский р-н, г. Боровичи, микр. Мстинский, д. 1; ИНН 5320003539, ОГРН 1025300991781; далее – Отдел) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях (адрес: 173004, Великий Новгород, Федоровский ручей, д. 6; ИНН 5321134051, ОГРН 1095321003030; далее – МТУ Росимущества) о возложении обязанности в течение 15 рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного решения принять в казну Российской Федерации по акту приема-передачи нежилое помещение с кадастровым номером 53:22:0011567:207 общей площадью 183 кв. м, расположенное по адресу: Новгородская обл., Боровичский р-н, г. Боровичи, наб. 60 лет Октября, д. 7, пом. 5-Н.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области (далее – Управление МВД).
Решением суда от 01 апреля2022 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме, на ответчика возложена обязанность в течение 15 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу принять в казну Российской Федерации по акту приема-передачи нежилое помещение с кадастровым номером 53:22:0011567:207 общей площадью 183 кв. м, расположенное по адресу: Новгородская обл., Боровичский р-н, г. Боровичи, наб. 60 лет Октября, д. 7 помещение 5-Н.
МТУ Росимущества с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Указывает, что истец не представил сведений о техническом состоянии имущества, Отделом не проведено комплексное обследование здания, не представлены документы, подтверждающие, что Отдел нес бремя по содержанию и ремонту спорного помещения. Апеллянт полагает, что истец должен нести гражданскую ответственность за надлежащее состояние федерального имущества.
Отдел в отзыве с доводами апеллянта не согласился.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в суд не явились, в связи с этим разбирательство по делу произведено без их участия в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, нежилое помещение с кадастровым номером 53:22:0011567:207 общей площадью 183 кв. м, расположенное по адресу: Новгородская обл., Боровичский р-н, г.Боровичи, наб. 60 лет Октября, д. 7, пом. 5-Н, является собственностью Российской Федерации и закреплено за Отделом на праве оперативного управления на основании распоряжения ТУ Росимущества в Новгородской области от 20.07.2016 № 155-р, право оперативного управления на данное имущество зарегистрировано за Отделом 24.08.2016, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 24.08.2016.
Указанное имущество использовалось Отделом для размещения личного состава территориального органа внутренних дел.
Распоряжением МТУ Росимущества от 13.01.2020 № 60-5-р за Отделом закреплено на праве оперативного управления следующее федеральное имущество: административное здание с кадастровым номером 53:23:0020616:117 площадью 9874,8 кв. м, здание ИВС на 50 мест с кадастровым номером 53:23:0020616:118 площадью 2352, 7 кв. м, котельная с кадастровым номером 53:23:0020616:114 площадью 53,9 кв. м, боксовые стоянки легкового автотранспорта (17 боксов) с тиром на втором этаже с кадастровым номером 53:23:0020616:115 площадью 776,8 кв. м, боксовые стоянки легкового автотранспорта (18 боксов) с кадастровым номером 53:23:0020616:115 площадью 467,8 кв. м, боксовые стоянки грузового автотранспорта (5 боксов) с кадастровым номером 53:23:0020616:113 площадью 177,5 кв. м, расположенные по адресу: Новгородская обл., г. Боровичи, мкр-н Мстинский, д. 1 стр. 1-5. В настоящее время указанные здания используются для нужд органов внутренних дел и размещения личного состава Отдела, право оперативного управления на данные объекты недвижимости зарегистрировано за Отделом 27.01.2020.
Письмом от 29.11.2019 № 2/4/1-24826 Министерство внутренних дел Российской Федерации согласовало Управлению МВД и Отделу прекращение права оперативного управления на неиспользуемые объекты недвижимости, в том числе в отношении спорного встроенного помещения с кадастровым номером 53:22:0011567:207.
Управление МВД письмом от 28.10.2021 № 30/1314 рекомендовало Отделу завершить мероприятия по прекращению вещных прав в судебном порядке и указало, что в соответствии с поручением Росимущества от 14.10.2020 № 53-1225 «О передаче федерального имущества в безвозмездное пользование» МТУ Росимущества проработан вопрос по вовлечению в хозяйственный оборот в пользу федеральных организаций, а также передачи в безвозмездное пользование организациям муниципальной формы собственности указанного в письме недвижимого имущества органов внутренних дел, в том числе спорного нежилого помещения.
Ссылаясь на то обстоятельство, что бездействие МТУ Росимущества, выраженное в непринятии в казну Российской Федерации имущества, не используемого Отделом, нарушает права истца, осуществляющего содержание невостребованных объектов недвижимости за счет бюджетных средств, последний обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, счел их правомерными.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Согласно части 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268), право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества (пункт 2 статьи 296 ГК РФ).
Как указано в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно пункту 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается, в частности, при отказе собственника от права собственности.
В силу статьи 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность обладателя вещного права отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, праве постоянного бессрочного пользования.
Из подпункта 4.1.9 пункта 4.1 Положения об МТУ Росимущества, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 № 465 (далее – Положение), следует, что территориальный орган самостоятельно закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Сбор и представление в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом информации и документов, необходимых для проведения продажи федерального имущества, также относится к компетенции МТУ Росимущества в силу пункта 4.1.21 Положения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, спорный объект недвижимости длительное время не используется истцом по назначению в соответствии с целями его деятельности; Министерство внутренних дел Российской Федерации письмом от 29.11.2019 № 2/4/1-24826 согласовало передачу спорного имущества в казну Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Отдел реализовал свое право на отказ от права оперативного управления на нежилое помещение, и у МТУ Росимущества возникла обязанность принять спорный объект недвижимости в казну Российской Федерации.
Как правильно указал суд, неисполнение ответчиком данной обязанности нарушает права истца, поскольку влечет за собой неэффективное использование бюджетных средств, выделяемых территориальному органу внутренних дел для осуществления своей деятельности.
Ввиду изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Отдела.
Доводы, приведенные ответчиком в жалобе, не опровергают правомерность обжалуемого решения, основаны на иной правовой оценке апеллянтом обстоятельств спора, что не свидетельствует об ошибочности выводов суда и не может служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 01 апреля 2022 года по делу № А44-7046/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобуМежрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.В. Чередина |
Судьи | Н.А. Колтакова О.Б. Ралько |