ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-7528/16 от 16.10.2017 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 октября 2017 года

Дело №

А44-7528/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2017 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Алешкевича О.А. и Самсоновой Л.А.,

рассмотрев 16.10.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного областного казенного учреждения «Крестецкое лесничество» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 10.02.2017 (судья Ильюшина Ю.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 (судьи Осокина Н.Н., Докшина А.Ю., Мурахина Н.В.) по делу № А44-7528/2016,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Зубренок» (место нахождения: 173015, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением признании незаконным отказа государственного областного казенного учреждения «Крестецкое лесничество» (место нахождения: 175460, Новгородская область, Крестецкий район, рабочий <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Учреждение) от 22.08.2016 № 649 в приеме лесной декларации и о возложении на Учреждение обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (место нахождения: 173002, <...>, литера А, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Комитет).

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 10.02.2017, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017, заявление Общества удовлетворено.

В кассационной жалобе Учреждение просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, которым, по мнению подателя жалобы, судами двух инстанций не дана надлежащая оценка в их совокупности (статья 71 АПК РФ). Податель жалобы полагает, что оспариваемый отказ не противоречат статье 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), поскольку декларация от 15.08.2016 № 7 не соответствует проекту освоения лесов.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.

Из материалов дела следует, что 25.11.2008 Комитет (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка № 213 (далее – договор), по условиям которого арендатору сроком с 29.12.2006 по 28.12.2055 во временное владение и пользование предоставлен находящийся в государственной собственности лесной участок общей площадью 11 558 га, расположенный в Новгородской области, Крестецком муниципальном районе, Крестецком лесничестве, Винском участковом лесничестве, кварталы № 13, 19 - 21, 26, 27, 30 - 33, 35 - 40, 43 - 50, 62 - 66, 76 - 80, 91 - 93, 106, 107, 118, 128 - 130, 139 - 148, 151 - 153, 155 - 163, 171 - 173, 177 - 180, 182 - 189, 191, 191, 194, 195 для заготовки древесины с ежегодным объемом 19,7 тыс. куб.м, в том числе по хвойному хозяйству 6,9 тыс. куб.м (пункт 4 договора).

Соглашением о внесении изменений в договор от 08.12.2015 изменена площадь лесного участка на 11 305 га, а также ежегодный объем заготовки древесины на лесном участке, который составил 17,83 тыс. куб.м, в том числе по хвойному хозяйству 9,85 куб.м.

В соответствии с приложением № 3 к названному договору годовой объем заготовки древесины при сплошных рубках составляет 14,96 куб.м, в том числе по хвойному хозяйству – 8,78 куб.м. Пунктом 18.4 договора на Общество возложена обязанность ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию.

15.08.2016 Общество подало лесную декларацию № 7 с целью использования лесов для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке в период с 25.08.2016 по 24.08.2017 в соответствии с проектом освоения лесов к договору от 25.11.2008.

Учреждение письмом от 22.08.2016 № 649 отказало Обществу в приеме указанной лесной декларации, ссылаясь на пункт 6 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требований к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 № 17 (далее – Порядок № 17), пункты 20, 44, 47 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 № 337 (далее – Правила; действовали до 09.01.2017), поскольку в приложении № 4 к декларации в квартале 146 выделах 48, 49, 52 и в квартале 107 выделах 33, 37 обозначена схема размещения лесосеки, не соответствующая по направлениям рубки, в квартале 146 выделе 49 обозначена схема размещения лесосеки, не соответствующая по площади лесотаксационных выделов.

Общество оспорило отказ Учреждения в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили представленные участниками спора доказательства, установили фактические обстоятельства дела и удовлетворили заявленные требования, сделав вывод, что оспариваемый отказ не соответствует действовавшим в спорый период законодательным нормам.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1); ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 названного Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (часть 2); форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3).

Из пункта 3 Порядка № 17 следует, что в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.

При использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов.

При этом в приложении 4 к лесной декларации указывается: схема(ы) размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры. Для каждой лесосеки декларируемого периода указывается: номер и площадь лесосеки; номера точек (номера столбов) на углах лесосеки и расстояния между ними (длина линий, м); румбы (азимуты) линий; привязка лесосеки к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам; выделенные в пределах лесосеки неэксплутационные участки (пункт 4.4 Порядка № 17).

Согласно пункту 5 Правил заготовка древесины осуществляется в соответствии с названными Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.

Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа (пункт 6 Порядка № 17).

В пункте 20 Правил установлено, что отвод лесосек при всех формах рубок осуществляется в пределах лесного квартала, как правило, в бесснежный период. Лесотаксационные выделы отводятся в рубку полностью, если площадь их не превышает предельные размеры лесосек, установленные настоящими Правилами. При рубках спелых, перестойных лесных насаждений в эксплуатационных лесах в лесосеку могут включаться выделы приспевающих древостоев общей площадью, не превышающей 3 га, находящиеся в границах данной лесосеки в пределах лесотаксационных выделов спелых и перестойных лесных насаждений.

В лесном квартале могут отводиться в рубку одновременно несколько смежных лесотаксационных выделов спелых насаждений, если их суммарная площадь не превышает размеров лесосеки, установленной для преобладающей породы лесных насаждений.

Сплошные рубки спелых, перестойных лесных насаждений осуществляются с соблюдением параметров организационно-технических элементов рубок, к которым относятся: площадь и ширина лесосек, количество зарубов, направление рубки, направление лесосеки, сроки и способы примыкания лесосек. Лесосеки одного года рубки (зарубы) размещаются в установленном порядке на определенном расстоянии друг от друга в зависимости от ширины лесосеки и других условий. Количество зарубов устанавливается в расчете на 1 км. Направление рубки характеризуется направлением, в котором каждая последующая лесосека примыкает к предыдущей лесосеке. Размещение лесосек в квартале или на лесном участке, отводимых в рубку в разные годы (примыкание), осуществляется с учетом срока (числа лет), по истечении которого проводится рубка на непосредственно примыкающей лесосеке (пункт 44 Правил).

Судами двух инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что соглашением о внесении изменений в договор от 08.12.2015 изменена площадь лесного участка на 11 305 га, а также ежегодный объем заготовки древесины на лесном участке, который составил 17,83 тыс. куб.м; в соответствии с приложением № 3 к договору годовой объем заготовки древесины при сплошных рубках составляет 14,96 куб.м.

Приказом Комитета от 21.03.2016 № 243 утверждено положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы Проекта освоения лесов на лесном участке, арендуемом Обществом по договору аренды лесного участка от 25.11.2008 № 213; срок действия положительного заключения экспертизы установлен на срок действия проекта освоения лесов, который действует до окончания срока действия регламента Крестецкого лесничества.

Суды установили, что основанием для отказа в принятии декларации послужили выводы Учреждения о том, что в приложении 4 к декларации в квартале 146 выделах 48, 49, 52 и в квартале 107 выделах 33, 37 обозначена схема размещения лесосеки, не соответствующая пунктам 44 Правил по направлениям рубки, в квартале 146 выделе 49 обозначена схема размещения лесосеки, не соответствующая пункту 20 Правил по площади лесотаксационных выделов.

Исходя из положений части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды двух инстанций установили, что в оспариваемом отказе Учреждение не конкретизировало, в чем именно заявленные Обществом в декларации данные (схемы размещения лесосек) не соответствуют установленным Правилами параметрам по направлению рубки и площади лесотаксационных выделов (какое направление указано Обществом и какое следовало указать, какие площади лесотаксационных выделов указаны Обществом и какие именно следовало указать и на каком основании), а приведенные Учреждением в кассационной жалобе основания отказа в приеме декларации также никак не конкретизированы.

При таких обстоятельствах законны и обоснованны выводы судебных инстанций о том, что отказ Учреждения в приеме лесной декларации от 15.08.2016 № 7, выраженный в письме от 22.08.2016 № 649, является немотивированным и необоснованным.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд кассационной инстанции не принимает эти доводы во внимание как противоречащие материалам дела и имеющимся доказательствам.

Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 10.02.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2017 по делу № А44-7528/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного областного казенного учреждения «Крестецкое лесничество» – без удовлетворения.

Председательствующий

И.С. Любченко

Судьи

О.А. Алешкевич

Л.А. Самсонова