ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-7722/15 от 11.08.2016 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

11 августа 2016 года                                                          Дело № А44-7722/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2016 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Малышевой Н.Н.,                     Шпачевой Т.В.,

при участии от Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования ФИО1 (доверенность от 12.01.2015 № 4),

рассмотрев 08.08.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 19.01.2016 (судья Янчикова Н.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2016 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я.,            Романова А.В.) по делу № А44-7722/2015,

у с т а н о в и л:

Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 173009, Великий Новгород, Псковская ул., д. 15, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Фонд), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Новгородское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, место нахождения: 173015, Великий Новгород,             Нехинская ул., д. 14, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Предприятие), о взыскании 116 000 руб. убытков.

Решением от 19.01.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.04.2016, в иске отказано.

Фонд не согласился с принятыми по делу судебными актами и обжаловал их в Арбитражный суд Северо-Западного округа.

В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на  несоответствие выводов судов  представленным фактам, неправильное применение ими норм материального права, просит отменить решение от 19.01.2016 и постановление от 13.04.2016, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя жалобы, Предприятие нарушило условия государственного контракта от 25.01.2013 № 0250100000312000257_46262-009 на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами бедра (далее - контракт 1), передав ФИО2 протез бедра, который должен был быть передан указанному лицу по контракту от 03.12.2013 № 0250100000313000131_46262-140 (далее - контракт 2); техническое средство реабилитации (далее - ТСР) было передано получателю неправомерно, поскольку государственным контрактом не предусмотрено, что его условия применяются к правоотношениям, возникшим до его заключения; факт причинения Фонду убытков подтвержден материалами дела.

В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит жалобу отклонить.

В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, приведенные в жалобе.

Предприятие уведомлено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в заседание кассационной инстанции не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как усматривается из материалов дела, в целях исполнения обязанности по предоставлению льготным категориям граждан ТСР Фондом (заказчиком) и Предприятием (исполнителем) 25.01.2013 заключен контракт 1, в соответствии с условиями которого исполнитель обязуется выполнить работы, предусмотренные техническим заданием, по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами бедра, а заказчик – оплатить указанные работы.

Цена контракта является фиксированной и составляет     7 002 396 руб.

Согласно пунктам 5.1.1, 5.1.2 контракта 1 исполнитель передает результаты работ непосредственно получателю при представлении им паспорта и направления, выдаваемого заказчиком, оформив соответствующий акт, который подписывается исполнителем и получателем. Указанный акт оформляется в трех экземплярах, один из которых передается заказчику, один остается у исполнителя, один - у получателя.

Согласно пункту 5.2 контракта заказчик обязан выдать получателям направления на изготовление ТСР и оплатить фактически выполненные работы.

Контракт 1 вступает в силу с момента его подписания и действует до 25.12.2013, а в отношении взаиморасчетов - до полного исполнения сторонами своих обязательств. Срок выполнения работ - до 15.12.2013 (пункт 4.1 контракта 1).

Сторонами, помимо  контракта 1, был заключен контракт 2 от 03.12.2013 на аналогичных условиях.

Согласно пункту 3.1 контракта 2 его цена является фиксированной и  составляет 10 721 233 руб., включая все расходы по изготовлению, хранению протезов, уплате пошлин и налогов.

Контракт 2 вступает в силу с момента его подписания и действует до 27.12.2013, а в отношении взаиморасчетов - до полного исполнения сторонами своих обязательств. Срок выполнения работ - до 23.12.2013 (пункт 4.1 контракта 2).

В 2014 году, руководствуясь указаниями Фонда социального страхования Российской Федерации, Фонд провел контрольные мероприятия по выявлению фактов оплаты поставщикам за выданные TCP умершим гражданам.

По итогам сверки списка инвалидов, получивших ТСР и списка умерших граждан было выявлено, что на основании акта сдачи-приемки ТСР от 18.12.2013 № 10993 ФИО2, умершему 28.10.2013, выдан протез бедра, стоимость которого составила 116 000 руб.

Таким образом, был выявлен факт необоснованной выдачи TCP стоимостью 116 000 руб., что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Суды отказали в иске, указав на доказанность получения протеза       ФИО2 при его жизни - 30.08.2013.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, не усматривает оснований для удовлетворения жалобы Фонда.

Согласно статье 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Статья 1082 ГК РФ в качестве одного из способов возмещения вреда указывает возмещение причиненных убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья                  68 АПК РФ).

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (далее - Закон                 № 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Пунктом 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 (далее - Правила № 240) закреплено, что заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана). При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида (ветерана), или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида (ветерана), а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).

Согласно пункту 5 Правил № 240 Уполномоченный орган рассматривает поданное заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Судами установлено, сторонами не оспаривается и  следует  из материалов дела, 11.04.2013 Фондом ФИО2 выдано направление № 9526 на изготовление «протеза бедра модульного типа» и чехлов на основании его заявления.

Предприятие 21.08.2013 на основании направления Фонда включило заказ в контракт 1.

Однако 7 002 396 руб.  по контракту 1 на момент фактической передачи протеза бедра ФИО2 были освоены и в реестр на оплату по данному контракту ФИО2 Фондом включен не был.

Те инвалиды, которые были согласно направлениям обеспечены Предприятием ТСР в течение 2013 года, но протезы которых не оплачены Фондом в связи с твердой суммой контракта, были последовательно включены в реестр от 18.12.2013 на оплату по контракту 2.

Довод Фонда о нарушении Предприятием условий контракта 1 при передаче ФИО2 протеза бедра, который должен был быть передан указанному лицу по контракту 2, в связи с чем на стороне Фонда образовались убытки, подлежит отклонению как несостоятельный.

Заказчик обязан выдать получателям направления и оплатить фактически выполненные работы в соответствии с условиями контракта.

Данный протез согласно условиям контракта изготовлен и выдан                ФИО2 по направлению именно Фонда. У Предприятия отсутствовали основания для отказа в выдаче ФИО2 ТСР при наличии направления от Фонда.

В связи с этим оснований для неоплаты  стоимости протеза, включенной в контракт 1, у Фонда не имелось. Кроме того, такое включение установленную цену контракта не увеличило. 

Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу об отсутствии на стороне Фонда убытков и отказали в удовлетворении требований Фонда.

Податель жалобы не приводит доводов о нарушении судами норм материального права. Его позиция свидетельствует о несогласии с оценкой фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств, которую дали суды, иная оценка доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования доказательств, а обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм процессуального и материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ  основания для их отмены.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 19.01.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2016 по делу № А44-7722/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий                                                     Л.Л. Никитушкина

Судьи                                                                                     Н.Н. Малышева

                                                                                               Т.В. Шпачева