ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-8379/19 от 26.05.2020 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27 мая 2020 года

Дело №

А44-8379/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 26.05.2020.

Постановление в полном объеме изготовлено 27.05.2020.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «ВЕСТА ВН» Ефимова А.А. (доверенность от 30.01.2020),

рассмотрев 26.05.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ВЕСТА ВН» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 19.11.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020 по делу
№ А44-8379/2019,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Веста ВН», адрес: 173003, Великий Новгород, улица Черепичная, дом 4, помещение 8, ОГРН 1155321005190, ИНН 5321176654 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Северо-Западному межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 173025, Великий Новгород, проспект Мира, дом 22/25, ОГРН 1045300283280, ИНН 5321099417 (далее - Управление), о признании незаконным и отмене предписания от 06.08.2019 № 79 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие Машинно-технологическая станция «Старорусская», адрес: 175202, Новгородская область, район Старорусский, город Старая Русса, улица Лермонтова, дом 27, ОГРН 1025301188131, ИНН 5322007754 (далее - МУП МТС «Старорусская»).

Решением суда первой инстанции от 19.11.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.02.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, просит решение и постановление отменить.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Управление о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании договора аренды недвижимого имущества от 04.12.2018, заключенного между Обществом и МУП МТС «Старорусская», Обществу были переданы в аренду на срок до 04.12.2023 полигон твердых бытовых отходов (далее - ТБО) площадью 29 930 кв. м, бытовое здание, гараж, уборная по адресу: Новгородская область, Старорусский район, в 1 200 м северо-восточнее д. Соболево.

Обществом 01.07.2019 было подано заявление о переоформлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в связи с изменением адресов места осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности, перечня работ.

На основании распоряжения Управления от 24.07.2019 № 79 в отношении Общества была проведена внеплановая выездная проверка возможности выполнения лицензиатом лицензионных требований и условий.

В ходе проверки Управлением выявлены нарушения Обществом требований пунктов 1 и 2 статьи 39, пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), пункта 86 Перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р (далее - Перечень № 1589-р), пункта 2.8 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996 (далее - Инструкция).

По результатам проверки 06.08.2019 Управлением составлен акт № 79 и выдано предписание № 79, которым предложено в срок до 15.10.2019 при эксплуатации полигона ТБО, расположенного в Старорусском районе Медниковского сельского поселения, в 1200 м юго-восточнее д. Соболево, обеспечить контроль за изоляцией отходов инертным материалом на полигоне ТБО (не осуществлена промежуточная изоляция уплотненного слоя захоронения отходов и изоляция наружных откосов полигона ТБО); не допускать захоронение на полигоне ТБО отхода «шины пневматические автомобильные отработанные» код по ФККО 9 21 110 01 504 4 класса опасности, запрещенного к захоронению с 01.01.2019; обеспечить заложение углов откосов тела полигона ТБО с северной и южной стороны в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигона ТБО; очистить от отходов нагорную канаву полигона ТБО.

Общество не согласилось с предписанием Управления, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Суды двух инстанций не усмотрели правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Общества.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах (статья 1 Закона № 89-ФЗ).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов (пункт 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ).

В силу части 1 статьи 39 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно части 2 статьи 39 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Пунктом 2.8 Инструкции предусмотрено, что промежуточная и окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется грунтом. При складировании ТБО на открытых, незаглубленных картах промежуточная изоляция в теплое время года осуществляется ежесуточно, в холодное время года - с интервалом не более трех суток. Слой промежуточной изоляции составляет 0,25 м, при уплотнении ТБО катками КМ-305-0,75 м. Разработка грунта и доставка его на рабочую карту производится скреперами. Схема подачи грунта для изоляции ТБО на рабочих картах показана на рис. 13.

Нормы времени в часах на разработку и перемещение грунта скреперами приведены в ЕНиР, сб. 2, 2-1-14. Оценка дополнительного разравнивания и уплотнение грунта осуществляется по ЕНиР, сб. 2, 2-1-15. Работа по изоляции строительными отходами нормируется как грунтом II группы. В зимний период в качестве изолирующего материала разрешается использовать строительные отходы, отходы производства (отходы извести, мела, соды, гипса, графита и т.д.). В виде исключения в зимний период допускается применять для изоляции снег, подаваемый бульдозерами с ближайших участков. В весенний период, с установлением температуры свыше 5 °C, площадки, где была применена изоляция снегом, покрываются слоем грунта. Укладка следующего яруса ТБО на изолирующий слой из снега недопустима.

Согласно пункту 8 статьи 12 Закона № 89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 86 Перечня № 1589-р, шины пневматические автомобильные отработанные входят в перечень отходов, захоронение которых запрещается.

В данном случае суды, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, в том числе технический регламент № 07/2019, акт проверки от 06.08.2019, установили факт нарушения Обществом требований законодательства об обращении с ТБО.

Также суды указали, что наличие на праве аренды полигона ТБО не исключает обязанности Общества по его содержанию, которое включает в себя обеспечение контроля за изоляцией отходов; недопущение захоронение на полигоне ТБО отходов, захоронение которых запрещается, обеспечение заложение углов откосов тела полигона ТБО и поддержанию нагорной канавы в надлежащем состоянии.

Судами не установлено, что с момента передачи полигона ТБО в аренду (04.12.2018) до момента проведения проверки (29.07.2019) полигон ТБО находился у иного лица в пользовании, также как и не выявлено доказательств того, что при передаче полигона ТБО в аренду 04.12.2018 имели место выявленные Управлением нарушения.

Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания упомянутым требованиям законодательства, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя. С этим согласился и апелляционный суд.

Ввиду изложенного суды, руководствуясь частью 3 статьи 201 АПК РФ, правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.

Несогласие Общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).

Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 19.11.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2020 по делу № А44-8379/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ВЕСТА ВН» - без удовлетворения.

Председательствующий

А.Г. Кудин

Судьи

Е.А. Аникина

В.М. Толкунов