ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-9145/18 от 11.07.2019 АС Новгородской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 июля 2019 года

г. Вологда

Дело № А44-9145/2018

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2019 года .

В полном объеме постановление изготовлено июля 2019 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и
ФИО1

при ведении протокола секретарем судебного заседания
ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 18 апреля 2019 года по делу № А44-9145/2018,

у с т а н о в и л:

Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства» (адрес: 173007, Великий Новгород, улица Троицкая, дом 5; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к администрации Новгородского муниципального района (адрес: 173020, Великий Новгород, улица Большая Московская, дом 78; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - Администрация), обществу с ограниченной ответственностью «Эллирон-Девелопмент» (адрес: <***>; 1167746531435, ИНН <***>; далее - Общество) об исключении из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о координатах земельного участка с кадастровым номером 53:11:2400109:3208 и о внесении в ЕГРН сведений о координатах земельного участка с кадастровым номером 53:11:2400109:3208, площадью 4 923 кв.м, вычисленных геодезическим методом, погрешность составила 0,1 и указанных в иске.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 18.04.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.

Учреждение с решением не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что земельный участок ответчика поставлен на кадастровый учет после подготовки в 2004 году землеустроительного дела в отношении земельного участка, занятого автодорогой. Ширина полосы отвода автодороги М-10, устанавливаемая межевым планом 2019 года, полностью соответствует ширине полосы отвода, предусмотренной землеустроительным делом 2004 года. В ходе рассмотрения дела установлено, что в координатах земельного участка с кадастровым номером 53:11:2400109:3208 содержится ошибка. В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) пересечение границ земельных участков является основанием для приостановления кадастрового учета объекта, а впоследствии с силу статьи 27 Закона № 218-ФЗ - основанием для отказа в проведении кадастрового учета. Считает, что кадастровые работы по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 53:11:2400109:859 могут проводиться только в рамках уточнений границ единого землепользования - земельного участка с кадастровым номером 53:11:0000000:35, поскольку земельный участок с кадастровым номером 53:11:2400109:859 не является самостоятельным субъектом землепользования и входит в состав земельного участка с кадастровым номером 53:11:0000000:35. В межевом плане земельного участка с кадастровым номером 53:11:0000000:35 указаны земельные участки, границы которых уточняются, в том числе земельного участка с кадастровым номером 53:11:2400109:859. Таким образом утверждение суда о том, что не возможно установить факт пересечения границ земельных участков истца (53:11:2400109:859) и ответчика является необоснованным.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Администрация направила ходатайство о рассмотрении жалобы без участия ее представителя.

Общество в отзыве на жалобу против ее удовлетворения возражало.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, в ЕГРН содержатся сведения о ранее учтенном условном земельном участке с кадастровым номером 53:11:2400109:859, площадью 149 904 кв.м, без указания почтового местоположения, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 53:11:0000000:35, площадью 504 163 кв.м, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - для эксплуатации автодороги, расположенной по адресу: Новгородская обл., Новгородский р-н, на земельной участке расположено сооружение - автомобильная дорога подъезд к Великому Новгороду со стороны Санкт- Петербурга км 0+237- 15+ 710.

Земельный участок является собственностью Российской Федерации.

По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 53:11:0000000:35 (единое землепользование) является собственностью Российской Федерации и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждению (№53-01-/11-84/2004-123 от 15.12.2004).

В ЕГРН также содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 53:11:2400109:3208, площадью 4 923 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - склады, расположенном по адресу: Новгородская обл., Новгородский р-н, с/п Трубичинское, д. Чечулино,
ул. Царева, уч. 2.

Названный земельный участок обременен правом аренды Общества
(№ 53:11:2500109:3208-53/035/2018-1 от 14.06.2018).

Учреждением в 2017 году инициировано проведение кадастровых работ с целью установления границ и площади земельных участков, занятых полосой отвода автодороги, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 53:11:2400109:3208, в ходе которых произведена топографическая съемка местности, по территории которой проходит автомобильная дорога федерального значения М-10. В результате анализа сведений реестра и топографической съемки местности кадастровым инженером выявлено наложение границ земельного участка с кадастровым номером 53:11:2400109:3208  площадью 4 923 кв. м на полосу отвода автомобильной дороги М-10. Причиной наложения, по мнению истца, является ошибочное определение координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 53:11:2400109:3208 в части границы, примыкающей к автомобильной дороге.

Ссылаясь на то, что данное обстоятельство препятствует формированию земельного участка с кадастровым номером 53:11:2400109:859  под сооружение - автомобильную дорогу, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции признал требования незаконными и отказал в их удовлетворении.

Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с обжалуемым решением суда.

В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) проведение государственного кадастрового учета земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом № 218-ФЗ.

В силу частей 1 и 2 статьи 8 указанного Закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Требования к межевому плану определены в статье 22 Закона № 218-ФЗ.

В соответствии с частью 1 названной статьи Закона № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Реестра о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Реестр, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Реестр сведения о земельном участке или земельных участках.

В силу части 6 статьи 22 Закона № 218-ФЗ в графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

Согласно части 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Порядок согласования местоположения границ земельных участков определен в статье 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - Закон № 221-ФЗ).

В силу части 1 статьи 39 Закона № 221-ФЗ в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в 8 отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в том числе с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности и постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Закона № 221-ФЗ результаты согласования местоположения границ оформляются кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана

Особенности осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков определены в статье 43 Закона
№ 218-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 43 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Внесение в ЕГРН сведений, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ, осуществляется на основании заявления о внесении сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, форма которого устанавливается органом нормативно-правового регулирования, и карты-плана территории (часть 3 статьи 43 Закона № 218-ФЗ).

В силу части 5 статьи 40 Закона № 221-ФЗ споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в порядке, установленном ЗК РФ.

Как указано в пункте 1 статьи 64 ЗК РФ, земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.

Требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного участка, подлежит рассмотрению в исковом порядке, что следует из разъяснений, содержащихся в пунктах 2, 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Исковое требование об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, заявленного, в частности, в рамках процедуры согласования границ.

По результатам рассмотрения такого требования должен быть разрешен вопрос об установлении смежной границы между земельными участками по координатам поворотных точек, либо иным способом, предусмотренным законодательством. На основании судебного акта сведения об установленной границе участка вносятся в ЕГРН

Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, действующим земельным законодательством и сложившейся судебной практикой определены способы защиты права в случае наличия спора о прохождении границы земельного участка.

При этом право лица обращаться в орган кадастрового учета с заявлением об аннулировании сведений о земельном участке или снятии с кадастрового учета земельного участка, правообладателем которого данное лицо не является, нормами ЗК РФ, Закона № 218-ФЗ, Закона № 221-ФЗ не предусмотрено.

В данном случае, как следует из материалов дела, между сторонами отсутствует спор о праве, в том числе об установлении границ смежных земельных участков.

Суд первой инстанции правомерно указал, что ошибка в местоположении границы ранее учтенного земельного участка может быть исправлена путем обращения в регистрирующий орган, с использованием процедур, установленных Законом № 221-ФЗ.

Доказательств такого обращения в орган кадастрового учета и отказа органа кадастрового учета во внесении соответствующих изменений в сведения о границах земельного участка в связи с уточнением их местоположения истцом не представлено.

Доказательств отказа ответчика в оказании содействия в разрешении данного вопроса в деле не имеется.

Кроме того как правомерно указано судом первой инстанции, обособленный земельный участок с кадастровым номером 53:11:2400109:859 не может являться самостоятельным объектом спора и кадастрового учета, поскольку входит в состав земельного участка (единого землепользования) с кадастровым номером 53:11:0000000:35, площадью 504 163 кв.м.

При таких обстоятельствах дела, поскольку Учреждением в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказан факт нарушения его прав и законных интересов ответчиком, и истец не лишен возможности на разрешение сложившейся  ситуации во внесудебном порядке, предусмотренном нормами Закона
№ 218-ФЗ, Закона № 221-ФЗ, суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении заявленных требований

Доводы, приведенные Учреждением в жалобе, не опровергают правомерность обжалуемого решения, основаны на иной правовой оценке истцом обстоятельств спора, что не свидетельствует об ошибочности выводов суда и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта

Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.

В соответствии с  пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобыв федеральный бюджет не взыскивается.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Новгородской области от 18 апреля
2019 года по делу № А44-9145/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Ордена Ленина «Москва Санкт-Петербург» Федерального дорожного агентства» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.В. Романова

Судьи

А.Я. Зайцева

А.Н. Шадрина