ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-94/2021 от 10.11.2021 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10 ноября 2021 года

Дело №

А44-94/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Корабухиной Л.И.,       Лущаева С.В.,

при участии от администрации Старорусского муниципального района ФИО1 (доверенность от 15.02.2021),

рассмотрев 10.11.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области решение Арбитражного суда Новгородской области от 23.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 по делу № А44-94/2021,

у с т а н о в и л:

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области, ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 173004, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Московская, дом 29/10, (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Управлению федерального казначейства по Новгородской области, ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 173015, Новгородская область, Великий Новгород, улица Нехинская, дом 10, (далее - Управление, УФК) о признании недействительным представления от 19.11.2020 № 50-22-09/03пс.

Дело рассмотрено при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Старорусского муниципального района, ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 175202, <...>, (далее - администрация), муниципального бюджетного учреждения «Административное управление городским хозяйством», ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 175202, <...>, кабинет 64, (далее - учреждение).

Решением суда первой инстанции от 23.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.07.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя жалобы, суды не приняли во внимание, что стоимость материалов и оборудования, поставленного на объект, не была предъявлена к оплате до их монтажа. Министерство также указывает, что оно не наделено полномочиями по осуществлению строительного контроля и основывалось на отчетах администрации.

В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы жалобы Министерства.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, управление в соответствии с требованием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 14.07.2020 № 73/2-965-2019, поручением Федерального казначейства от 22.07.2020 № 07-04-05/18-14356 на основании приказа от 04.08.2020 № 181 провело в отношении министерства выездную внеплановую проверку использования субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, в рамках национального проекта «Экология», в отношении проверяемого периода - 2019 год. Целью названной проверки являлось осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В ходе проверки управлением установлено, что в целях реализации национального проекта «Экология» постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Государственная программа).

Структура Государственной программы включает в себя подпрограмму «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России», которая, в свою очередь, предусматривает несколько федеральных проектов, включая федеральный проект «Чистая Вода».

В рамках федерального проекта «Чистая Вода» Государственной программы бюджету Новгородской области в 2019 году из федерального бюджета предоставлена субсидия.

Постановлением Правительства Новгородской области от 12.07.2019 № 270 утверждена государственная программа Новгородской области «Чистая вода в Новгородской области на 2019 - 2024 годы» (далее - Государственная программа Новгородской области) на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в рамках региональной составляющей федерального проекта «Чистая вода». Согласно паспорту Государственной программы Новгородской области ответственным исполнителем данной программы является министерство.

Бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств Новгородской области на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки в рамках региональной составляющей федерального проекта «Чистая вода», предусмотрены в Областном законе Новгородской области от 10.12.2018 № 342-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов».

В целях реализации мероприятий программы между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Новгородской области заключено соглашение от 12.02.2019 № 069-09-2019-261 о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Новгородской области (далее - соглашение-261) с изменениями, внесенными дополнительными соглашениями от 12.07.2019 N 069-09-2019-261/1, от 13.12.2019 N 069-09-2019-261/2, от 24.12.2019 N 069-09-2019-261/3, предметом которого является предоставление из федерального бюджета в 2019-2021 годах бюджету Новгородской области субсидии на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения в рамках федерального проекта «Чистая вода» подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России» Государственной программы (том 1, листы 38-63, 71-105).

Субсидия предоставлена бюджету Новгородской области на реализацию проекта, направленного на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения, - строительство станции водоподготовки подземных вод по адресу: <...> (далее - объект строительства, станция водоподготовки).

Как следует из пункта 2.2 соглашения-261, общий размер субсидии, предоставляемый из федерального бюджета бюджету Новгородской области, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в том числе на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия от уровня софинансирования, равного 97% составляет в 2019 году не более 50 774 900 руб.

Согласно условиям соглашения-261 общий размер финансового обеспечения строительства станции водоподготовки составил 116 944 900 руб., из них средства федерального бюджета 113 436 500 руб., средства областного бюджета 3 508 400 руб., в том числе:

в 2019 году - 52 345 300 руб. или 44,76% от общей суммы финансирования, из которой средства федерального бюджета 50 774 900 руб., средства областного бюджета 1 570 400 руб.;

в 2020 году - 64 599 600 руб. или 55,23% от общей суммы финансирования, из которой средства федерального бюджета 62 661 600 руб., средства областного бюджета 1 938 000 руб.

В приложении 4 к соглашению-261 предусмотрены значения показателей результативности предоставления субсидии (том 1, листы 51-53).

В целях обеспечения строительства станции водоподготовки министерством и администрацией заключено соглашение от 21.08.2019 № 49639101-1-2019-003 о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету с изменениями, внесенными дополнительными соглашениями от 19.12.2019 N 49639101-1-2019-003/1, от 23.01.20209 N 49639101-1-2019-003/2, предметом которого является предоставление субсидии из областного бюджета в 2019-2021 годах бюджету города Старая Русса в сумме, включающей в себя финансирование, предусмотренное соглашением-261 (далее - соглашение-003; том 1, листы 106-137).

В свою очередь, для обеспечения строительства станции водоподготовки администрацией (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Строительное управление № 53» (подрядчик, далее - общество) заключен муниципальный контракт от 06.09.2019 № 0350300030419000098 (том 2, листы 90-128; далее - контракт). Цена контракта составила 117 004 921,32 руб.

Дополнительным соглашением от 26.12.2019 права и обязанности (функции заказчика) по контракту переданы от администрации учреждению (том 3, лист 107).

Управлением по результатам проверки выявлены следующие нарушения министерства:

- не обеспечено исполнение графика выполнения мероприятий в 2019 году по строительству станции водоподготовки, обеспеченной финансированием за счет средств федерального бюджета в сумме 50 774 900 руб.;

- не обеспечено предоставление в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Отчета об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, включая элементы реставрации, техническому перевооружению), содержащего подтвержденные сведения о технической готовности объекта капитального строительства на конец 2019 года;

- не выполнено обязательство по направлению администрации требования о возврате средств субсидии в бюджет Новгородской области в случае несоблюдения ею графика выполнения мероприятий по строительству станции водоподготовки, и не устранения этого нарушения в срок до 1 апреля 2020 года в общей сумме 5 234 530 руб., в том числе средства федерального бюджета - 5 077 490 руб., средства областного бюджета - 157 040 руб.;

- не выполнено требование о возврате средств из бюджета субъекта Российской Федерации в доход федерального бюджета при нарушении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства в сумме 5 077 490 руб.

По итогам проверки управлением составлен акт от 25.09.2020 (том 3, листы 4-25).

По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки управлением в адрес министерства вынесено представление от 19.11.2020 N 50-22-09/03пс, которым на министерство возложена обязанность:

устранить бюджетное нарушение (пункт 3 представления), выразившееся в невыполнении министерством обязательства по направлению администрации требования о возврате средств субсидии в бюджет Новгородской области в случае несоблюдения ею графика выполнения мероприятий по строительству станции водоподготовки, и неустранения этого нарушения в срок до 01.04.2020 в общей сумме 5 234 530 руб., в том числе средства федерального бюджета - 5 077 490 руб., средства областного бюджета - 157 040 руб., путем направления соответствующего требования и взыскания указанных средств в бюджет Новгородской области до 15.02.2022;

устранить бюджетное нарушение (пункт 4 представления), выразившееся в невыполнении министерством требования о возврате средств из бюджета субъекта Российской Федерации в доход федерального бюджета при нарушении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства в сумме 5 077 490 руб., путем возврата указанных средств в доход федерального бюджета до 15.02.2022;

принять меры по устранению причин и условий нарушений (пункты 1 - 4 представления) не позднее 30 календарных дней с даты получения настоящего представления.

Не согласившись с вынесенным представлением, министерство обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суды обеих инстанций отказали в удовлетворении заявления, правомерно руководствуясь следующим.

Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

В рассматриваемом случае оспариваемое представление вынесено УФК в пределах предоставленных ему полномочий, что министерством не оспаривается.

Согласно пункту 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В силу пункта 3 статьи 132 БК РФ правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 (далее - Правила № 999).

Пунктами 9 и 10 Правил № 999 определено, что предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения.

Согласно пунктам 4.3.4, 6.1.1 соглашения-261 министерство обязуется обеспечивать исполнение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству объектов капитального строительства.

В соответствии с графиком выполнения мероприятий (приложение 4 к соглашению-261) техническая готовность объекта строительства на 31.12.2019 должна составить 44,76% (том 1, листы 103-105).

Согласно отчету по исполнению графика выполнения работ от 15.01.2020, предоставленному заявителем в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, техническая готовность объекта на 31.12.2019 составила 44,76% (том 1, листы 138-143).

Вместе с тем, согласно представленным к проверке документам, результатам проведенной встречной проверки учреждения (том 2, листы 75-87), на оплату выполненных работ по строительству станции водоподготовки в 2019 году (акты выполненных работ КС-2 от 26.11.2019 N 1, 2; том 3, листы 52-55) использовано средств субсидии в сумме 147 018,59 руб., в том числе за счет средств субсидии федерального бюджета - 135 477,52 руб., за счет средств софинансирования из областного бюджета - 4 190,14 руб.), соответственно, не более 0,13% от общей суммы финансирования.

В результате проведенной в учреждении проверки управлением выявлено несоблюдение обществом сроков проведения строительных работ, установленных условиями контракта.

По состоянию на 01.01.2020 общая сумма выполненных обществом работ по строительству станции водоподготовки составила 147 018,59 руб. (0,13%).

В качестве документов, подтверждающих произведенные расходы бюджета города Старая Русса, на возмещение которых предоставлена субсидия, в материалы дела предоставлен акт о технической готовности станции водоподготовки от 27.12.2019, согласно которому комиссия пришла к выводу о том, что объект строительства по состоянию на 01.01.2020 готов на 44,76%.

Однако, согласно пункту 8.1 контракта приемка работ осуществляется в соответствии с графиком выполнения работ. Приемка производится на основании предоставленного подрядчиком акта о приемке выполненных работ (форма КС-2). Оплата выполненных работ осуществляется заказчиком на основании подписанных актов о приемке выполненных работ (КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) (пункт 3.6 контракта).

Принятие результатов работ иными документами, в том числе оформление каких-либо актов о технической готовности, условиями указанного контракта не предусмотрено.

С учетом изложенного суды обеих инстанций отклонили ссылки министерства на акт технической готовности объекта от 27.12.2019, а также на акт фактического состояния выполненных, но не представленных к приемке работ, поставленного оборудования на объект строительства от 26.02.2021.

При таких обстоятельствах предоставленный администрацией в рамках соглашения-003 отчет, содержащий сведения о необходимой технической готовности объекта строительства на конец 2019 года (том 1, листы 144-148), признан судами недостоверным.

Довод подателя жалобы о том, что министерство непосредственно не наделено полномочиями по строительному контролю, государственному строительному надзору, и поэтому не могло осуществлять надлежащий контроль за исполнением графика выполнения работ, рассмотрен судами обеих инстанций и правомерно ими отклонен с учетом следующего.

В соответствии с пунктом 4.1.2 соглашения-261 министерство обязано осуществлять проверку документов, подтверждающих произведенные расходы бюджета города Старая Русса, на возмещение которых предоставляется субсидия.

Пунктом 4.3.4 соглашения-261 на министерство возложено обязательство по обеспечению исполнения графика выполнения мероприятий по проектированию и строительству, которое подразумевает наличие или создание механизма контроля за ходом выполнения работ на объекте строительства, включая возможность проверки достоверности предоставляемой в отчетах информации.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что до 01.04.2020 в министерство не были представлены акты о приемке выполненных работ (КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), подтверждающие фактически произведенные бюджетом города Старая Русса расходы на выполнение работ по достижению в 2019 году технической готовности станции водоподготовки в размере 44,76%, суды обеих инстанций обоснованно указали на то, что заявитель обладал необходимой информацией о неисполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству объекта капитального строительства.

Кроме того, согласно пункту 4.2.1 соглашения-003 министерство вправе запрашивать у администрации документы и материалы, необходимые для осуществления контроля за соблюдением администрацией условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных соглашением, в том числе данные бухгалтерского учета и первичную документацию, связанную с исполнением условий соглашения, чем министерство не воспользовалось.

При таких обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что министерством не обеспечено исполнение графика выполнения мероприятий в 2019 году по строительству станции водоподготовки за счет средств федерального бюджета в сумме 50 774 900 руб.

Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку судом кассационной инстанции обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций.

Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», при проверке соответствия выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 3 статьи 286 АПК РФ) необходимо исходить из того, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (часть 2 статьи 287 АПК РФ).

С учетом того, что наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 АПК РФ), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 АПК РФ), не допускается.

Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов.

С учетом изложенного следует признать, что суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 23.03.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 по делу № А44-94/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области - без удовлетворения.

Председательствующий

О.Р. Журавлева

Судьи

Л.И. Корабухина

С.В. Лущаев