ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А45-10690/2017 от 08.05.2018 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А45-10690/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2018 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шабановой Г.А.

судей Григорьева Д.В.

Ильина В.И.

при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.,

рассмотрел в судебном заседании с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи кассационную жалобу Департамента по тарифам Новосибирской области на постановление от 06.02.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Захарчук Е.И., Терехина И.И., Афанасьева Е.В.) по делу № А45-10690/2017 Арбитражного суда Новосибирской области по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (107174, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Департаменту по тарифам Новосибирской области (630005, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании ненормативного правового акта.

Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью «Энергопромсбыт», акционерное общество «Региональные электрические сети».

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Бутенко Е.И.) в заседании участвовали представители:

от Департамента по тарифам Новосибирской области – ФИО1 по доверенности от 09.01.2017,

от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – ФИО2 по доверенности от 01.10.2015.

Суд установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительным пункта 2 приказа Департамента по тарифам Новосибирской области (далее – департамент) от 21.02.2017 № 31-ТП и приложения № 2 к нему в редакции приказа от 03.03.2017 № 47-ТП.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Энергопромсбыт» (далее – ООО «Энергопромсбыт») и акционерное общество «Региональные электрические сети» (далее – АО «РЭС»).

Решением от 07.09.2017 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Абаимова Т.В.) в удовлетворении заявленного ОАО «РЖД» требования отказано.

Постановлением от 06.02.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, требование общества удовлетворено.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа, департамент просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.

По мнению подателя жалобы, судом апелляционной инстанции неверно истолкованы положения пункта 30.5 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861); не учтено, что АО «РЭС» обратилось в ОАО «РЖД» за технологическим присоединением на основании пункта 41 Правил № 861; не приняты во внимание судебные акты по делам № А45-143/2015 и № А45-479/2015, в которых участвовали те же лица.

Департамент считает, что размер платы за технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства сетевой организации к сетям вышестоящей сетевой организации в любом случае должен определяться в индивидуальном порядке.

В отзывах на кассационную жалобу ООО «Энергопромсбыт»
и ОАО «РЖД» просят оставить постановление апелляционного суда без изменения как соответствующее действующему законодательству.

Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, АО «РЭС» направило в адрес уполномоченной ОАО «РЖД» организации (Желдорэнерго – филиал ООО «Энергопромсбыт») заявку от 26.05.2016 № РЭС-01/4308 на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «РЖД» для пропуска дополнительной мощности через шины ТПС-110 кВ Буготак (ЛЭП-10 кВ ф.№1) и заключение договора на увеличение максимальной мощности энергетических установок с 300 кВт до 600 кВт.

По обращению ООО «Энергопромсбыт» департамент пунктом 2 приказа от 21.02.2017 № 31-ТП установил плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств АО «РЭС» максимальной мощностью 600 кВт к электрическим сетям ОАО «РЖД» по индивидуальному проекту «Технологическое присоединение существующей ВЛ-10 кВ фидера Ф-1-10 кВ от тяговой подстанции Буготак» согласно приложению № 2 (в редакции приказа от 03.03.2017 № 47-ТП).

Полагая, что в данном случае плата за технологическое присоединение должна рассчитываться посредством применения стандартизированной тарифной ставки С1, утвержденной приказом департамента от 20.12.2016 № 503-ТП, ввиду наличия технической возможности увеличения ранее присоединенной максимальной мощности, ОАО «РЖД» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении заявленного требования, указав на соответствие оспариваемых им положений приказа департамента от 21.02.2017 № 31-ТП (с учетом приказа от 03.03.2017 № 47-ТП) Правилам № 861.

Апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии у департамента правовых оснований для расчета платы за технологическое присоединение АО «РЭС» по индивидуальному проекту, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требование ОАО «РЖД».

Оставляя без изменения обжалуемый судебный акт, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.

В силу подпункта «д» пункта 16 Правил № 861 одним из существенных условий такого договора является размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил).

На основании пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов)
в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования), плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию.

Размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (пункт 17 Правил № 861).

Согласно пункту 87 Основ ценообразования, пункту 7 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 11.09.2012 № 209-э/1 (далее – Методические указания), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов ежегодно утверждают формулу платы за технологическое присоединение, стандартизированные тарифные ставки и ставку за единицу максимальной мощности (руб./кВт), на основании которых сетевая организация самостоятельно в течение периода регулирования определяет размер платы за технологическое присоединение для каждого конкретного заявителя; устанавливают плату за технологическое присоединение по обращению сетевой организации в случае присоединения к территориальным распределительным электрическим сетям энергопринимающих устройств отдельных потребителей максимальной мощностью не менее 8900 кВт и на уровне напряжения не ниже 35 кВ, объектов по производству электрической энергии, а также по индивидуальному проекту.

Пунктом 30 Правил № 861 предусмотрено, что технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту при отсутствии у сетевой организации технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке.

Критерии наличия/отсутствия технической возможности технологического присоединения определены пунктами 28, 29 Правил № 861.

Если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 Правил № 861 инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, сетевая организация направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (пункт 30.1 Правил № 861).

В соответствии с пунктом 30.5 Правил № 861 если в целях осуществления технологического присоединения объектов заявителя по индивидуальному проекту необходимо осуществить технологическое присоединение сетевой организации (к электрическим сетям которой непосредственно планируется присоединение заявителя) к сетям вышестоящей сетевой организации, плата за технологическое присоединение такого заявителя по индивидуальному проекту утверждается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов при условии наличия утвержденной (рассчитанной) в установленном порядке платы за технологическое присоединение сетевой организации к электрическим сетям вышестоящей сетевой организации.

Случаи, когда сетевая организация обязана подать заявку
на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации, перечислены в пункте 41 Правил № 861. При этом сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора (пункт 43 Правил № 861).

Проанализировав положения вышеперечисленных норм права в их системной взаимосвязи и приняв во внимание разъяснения, содержащиеся в письме Федеральной службы по тарифам от 13.03.2013 № ЕП-2321/12 и письме Федеральной антимонопольной службы от 04.05.2017 № ЦА/30170/17, суд апелляционной инстанции обоснованно счел, что порядок расчета платы за технологическое присоединение зависит от наличия/отсутствия технической возможности технологического присоединения, которая должна определяться как у нижестоящей сетевой организации, так и у вышестоящей.

При отсутствии у сетевой организации технической возможности технологического присоединения устройств (объектов), указанных в заявке, – уполномоченный орган утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту; при наличии таковой – размер платы за технологическое присоединение рассчитывается сетевой организацией на основании стандартизированных тарифных ставок или ставок за единицу присоединяемой мощности.

Как следует из материалов дела, АО «РЭС» является территориальной сетевой организацией, объекты электросетевого хозяйства которой присоединены к электрическим сетям ОАО «РЖД»; между сторонами заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 28.01.2009 № У-30-РП, подписан акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон в отношении электроустановок, расположенных по адресу: ст.Буготак, ТПС 110 кВ Буготак.

Приказом департамента от 20.12.2016 № 503-ТП установлена плата за технологическое присоединение к электрическим сетям АО «РЖД» на территории Новосибирской области на 2017 год в виде стандартизированных ставок, в том числе стандартизированная тарифная ставка С1 для расчета платы за технологическое присоединение объектов сетевых организаций (пункт 7); данная ставка представляет собой стоимость мероприятий по технологическому присоединению, перечисленных в пункте 16 Методических указаний (кроме подпунктов «б» и «в»), то есть без учета мероприятий, связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства – от существующих объектов электросетевого хозяйства до энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики (расходы «на последнюю милю»).

В рассматриваемом случае АО «РЭС» обратилось в ОАО «РЖД» с заявкой на увеличение максимальной мощности ранее присоединенного энергопринимающего устройства – ЛЭП-10 кВ ф.1; для исполнения этой заявки реконструкции (расширения) существующих либо строительства новых объектов электросетевого хозяйства не требовалось.

Наличие у общества технической возможности технологического присоединения дополнительных 300 кВт для АО «РЭС» подтверждено документально и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

При таких обстоятельствах вывод Седьмого арбитражного апелляционного суда об отсутствии у департамента правовых оснований для установления АО «РЭС» платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, является верным.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требование ОАО «РЖД», признав недействительными пункт 2 приказа департамента от 21.02.2017 № 31-ТП и приложение № 2 к нему в редакции приказа от 03.03.2017 № 47-ТП.

Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм права.

Оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 06.02.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-10690/2017 Арбитражного суда Новосибирской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Г.А. Шабанова

Судьи Д.В. Григорьев

В.И. Ильин