ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А45-11537/17 от 16.11.2017 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                   Дело № А45-11537/2017

Резолютивная часть постановления объявлена   ноября 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме   ноября 2017 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Григорьева Д.В.

судей                                                    Киричёк Ю.Н.

                                                             ФИО1

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» на определение от 19.07.2017 Арбитражного суда Новосибирской области (судья
ФИО2) и постановление от 26.09.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу № А45-11537/2017 по заявлению акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» (644037, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
к начальнику Отдела судебных приставов по Центральному району города Новосибирска Управления Федеральной службы судебных приставов
по Новосибирской области (630005, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) ФИО3, Отделу судебных приставов по Центральному району города Новосибирска, Управлению Федеральной службы судебных приставов
по Новосибирской области.

Другое лицо, участвующее в деле, – Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел России по Новосибирской области.

Суд установил:

акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 11» (далее – общество, АО «ТГК-11») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Отдела судебных приставов по Центральному району города Новосибирска Управления Федеральной службы судебных приставов России по Новосибирской области (далее – отдел) о возбуждении исполнительного производства от 25.08.2015 № 40743/15/54010-ИП и об обращении взыскания на денежные средства от 18.10.2016 № 148681681/5410, признании незаконными бездействие отдела выразившегося в не рассмотрении жалобы общества и не направлении ответа, оспариваемых постановлений
и об обязании произвести возврат списанных денежных средств
в сумме 500 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел России
по Новосибирской области (далее –
инспекция, взыскатель).

Определением от 19.07.2017 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 26.09.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, производство по делу прекращено
на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение.

По мнению подателя кассационной жалобы, заявление юридического лица об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) в случае исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах по делам об административных правонарушениях, подается в арбитражный суд.

Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представили.

Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286, 290 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением инспекции от 04.10.2014 общество было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 500 руб.

На основании указанного постановления судебным приставом-исполнителем отдела 25.08.2015 возбуждено исполнительное производство № 40743/15/54010-ИП о взыскании с общества административного штрафа
в размере 500 руб., 18.10.2016 вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства.

Не согласившись с указанными действиями общество 31.10.2016 обратилось с жалобой к начальнику отдела, в которой просило признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя совершенные
в рамках исполнительного производства № 40743/15/54010-ИП, предоставить копию постановления о его возбуждении и копию исполнительного документа на основании которого оно было возбуждено. Ответа на данную жалобу общество не получило.

Считая незаконными акты и действия (бездействия) отдела, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Прекращая производство по делу, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что данный спор не подлежит рассмотрению
в арбитражном суде, поскольку оспариваемые акты, действия (бездействия) отдела совершены по документу, оспаривание которого осуществляется
в суде общей юрисдикции.

Выводы судов первой и апелляционной инстанции являются правомерными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) судебные акты, акты других органов и должностных лиц
о привлечении к административной ответственности являются исполнительными документами.

По общему правилу, исходя из содержания части 2 статьи 27, пункта 2 части 1 статьи 29 и части 1 статьи 197 АПК РФ, если вынесенные
в отношении организации акты органов государственной власти, иных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов, затрагивают
ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то такие акты подлежат оспариванию
в арбитражном суде.

Если объективная сторона административного правонарушения, совершенного юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, жалобы на постановления административных органов о привлечении
к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных
в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункта 3 части 1 статьи 29 АПК РФ,
в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции
(пункт 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2014), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014).

Таким образом, учитывая, что постановление органа, должностного лица о привлечении к административной ответственности, вынесенное
в указанных сферах законодательства, одновременно является и предметом оспаривания в суде общей юрисдикции, и исполнительным документом, дела об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, принятые, совершенные им в рамках возбужденного исполнительного производства по данному исполнительному документу, также подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Данный правовой подход изложен в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016.

В рассматриваемом случае спорное исполнительное производство возбуждено на основании постановления инспекции о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.9 КоАП РФ.

Объективная сторона состава данного правонарушения, выражается
в невыполнении норм действующего законодательства в области дорожного движения.

С учетом изложенного арбитражные суды пришли к правильному выводу, что акты, действий (бездействия) отдела, связанные с исполнением этого постановления инспекции, подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Принимая во внимание, что в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих об обращении общества с настоящим заявлением в суд общей юрисдикции, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, правомерно прекратил производство по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.

Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.

Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих отмену оспариваемых судебных актов, не усматривается.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

определение от 19.07.2017 Арбитражного суда Новосибирской области
и постановление от 26.09.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-11537/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     Д.В. ФИО4

Судьи                                                                  Ю.Н. Киричёк

                                                                            О.Ю. Черноусова