Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А45-11834/2017
Резолютивная часть постановления объявлена января 2018 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме января 2018 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Зиновьевой Т.А.
ФИО1
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области на решение от 18.07.2017 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Бутенко Е.И.)
и постановление от 06.10.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Колупаева Л.А., Полосин А.Л.) по делу
№ А45-11834/2017 по заявлению администрации Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (630553, Новосибирская обл., Новосибирский р-н, Новолуговской сельсовет, с. Новолуговое,
ул. Андреева, 57, ОГРН 1025404359760, ИНН 5433107578)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (630004,
г. Новосибирск, ул. Революции, 38, ОГРН 1095406019170, ИНН 5407063282)о признании незаконным отказа.
Другие лица, участвующие в деле: Федеральное агентство
по управлению государственным имуществом.
Суд установил:
администрация Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (далее – администрация, заявитель) обратилась
в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее –
ТУ Росимущества в Новосибирской области, управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным выраженного в письмах от 22.05.2017
№ НК-3928/05, от 27.04.2017 № ЕГ-10/16704 отказа в передаче
из федеральной собственности в муниципальную собственность Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области земельных участков площадью 4 260 312 кв. м и 648 250 кв. м, которые предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 54:19:000000:368 в соответствии со схемами расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в кадастровом квартале 54:19:142601, представленными заявителем, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя: не позднее чем в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче
из федеральной собственности в муниципальную собственность Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области указанных земельных участков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество, третье лицо).
Решением от 18.07.2017 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 06.10.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены. Отказ ТУ Росимущества в Новосибирской области в передаче
из федеральной собственности в муниципальную собственность Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области земельных участков: площадью 4 260 312 кв. м, площадью 648 250 кв. м, которые предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 54:19:000000:368 в соответствии со схемами расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в кадастровом квартале 54:19:142601 признать незаконным, не соответствующим положениям Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
На ТУ Росимущества в Новосибирской области возложена обязанность
не позднее чем в течение одного месяца со дня вступления решения суда
в законную силу принять и направить администрации решение
о безвозмездной передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области земельных участков: площадью 4 260 312 кв. м, площадью 648 250 кв. м, которые предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 54:19:000000:368 в соответствии со схемами расположения земельных участков на кадастровом плане территории,
в кадастровом квартале 54:19:142601.
ТУ Росимущества в Новосибирской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, считая
их незаконными, необоснованными, принять новый судебный акт об отказе
в удовлетворении заявленных требований администрации.
По мнению подателя жалобы, управление не имеет самостоятельных полномочий по разделу испрашиваемого земельного участка и не принимало решение об отказе; площадь земельного участка с кадастровым номером 54:19:000000:368, из которого заявитель просит образовать земельные участки с целью последующей передачи в муниципальную собственность, составляет более 10 га, следовательно, управление не наделено полномочиями по принятию решения об образовании испрашиваемого земельного участка при отсутствии соответствующего поручения Росимущества.
В отзыве на кассационную жалобу администрация считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу –
не подлежащей удовлетворению.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в границах муниципального образования Новолуговской сельсовет Новосибирского района Новосибирской области расположен земельный участок
с кадастровым номером 54:19:000000:368 (единое землепользование), находящийся в собственности Российской Федерации, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, площадь (по состоянию на 29.12.2016 года) – 13 047 415 кв. м (далее – исходный земельный участок).
Исходный земельный участок является свободным от прав третьих лиц, не предоставлен кому-либо на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды.
Администрация 30.12.2016 обратилась к управлению с заявлением
о передаче в муниципальную собственность земельных участков: площадью 4 260 312 кв. м, площадью 648 250 кв. м, которые предстоит образовать
из исходного земельного участка в соответствии со схемами расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в кадастровом квартале 54:19:142601 (далее – испрашиваемые земельные участки).
Письмом от 24.01.2017 № НК-382/05 заинтересованное лицо потребовало подтвердить отсутствие объектов федерального или регионального значения на испрашиваемых земельных участках, а также представить перечень всех объектов недвижимого имущества, находящихся на испрашиваемых земельных участках.
Письмом (входящий от 06.02.2017 № 1423) заявитель сообщил
об отсутствии объектов федерального или регионального значения
на испрашиваемых земельных участках.
Дополнительным письмом (входящий от 22.02.2017 № 2279) заявитель сообщил об отсутствии иных объектов недвижимого имущества
на испрашиваемых земельных участках, в подтверждение представил заключение кадастрового инженера ФИО2, а также предоставил информацию об объектах недвижимого имущества, расположенных
в границах исходного земельного участка.
Письмом от 02.03.2017 № НК-1552/05 управление сообщило
о выявленных несоответствиях в площади исходного земельного участка
по данным ГКН и ЕГРП.
Письмом от 20.03.2017 № НК-2094/05 управление уведомило администрацию о направлении Росимуществу пакета документов для принятия решения о разделе исходного земельного участка, приложив копию соответствующего обращения (исходящий от 20.03.2017 № НК-2085/05).
Письмом от 22.05.2017 № НК-3928/05 ТУ Росимущества
в Новосибирской области сообщило о результатах рассмотрения Росимуществом заявления администрации, приложив копию ответа
от 27.04.2017 № ЕГ-10/16704, из которого следуют следующие основания для отказа в передаче испрашиваемых земельных участков:
1. Представленная заявителем схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории на бумажном носителе не соответствует требованиям к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (утверждены приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762), далее – требования.
В частности в представленной схеме отсутствуют:
– обозначение красных линий;
– обозначение границ исходного земельного участка;
– указание номеров координат характерных точек границ образуемых земельных участков;
– изображение объектов естественного или искусственного происхождения.
Кроме того, по мнению Росимущества, целесообразно представить единую схему расположения двух испрашиваемых земельных участков
на КПТ.
2. По мнению Росимущества, заявитель неправомерно не представил заключение «БТИ по Новосибирской области».
Администрация, не согласившись с ответом управления, обратилась
в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа в передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области земельных участков и обязании устранить допущенные нарушения.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем были представлены схемы, соответствующие требованиям, предусмотренным законодательством: приложены схемы в электронном варианте (формате XML); красные линии не отражены, поскольку не утверждены в границах испрашиваемых земельных участков; в схемах отображены границы исходного земельного участка; необходимость указания номеров координат характерных точек границ образуемых земельных участков требованиями
не предусмотрена, в схемах приведены сами координаты; изображение объектов естественного или искусственного происхождения отсутствует
в связи с тем, что указанные объекты отображаются на схеме в случае подготовки схемы на бумажном носителе, однако заявителем представлена схема в электронном виде.
Кроме того, действующими требованиями не предусмотрено обязательной подготовки одной схемы в случае образования из земельного участка двух земельных участков, в связи с чем подготовка двух схем
не является нарушением действующих требований, целесообразность или нецелесообразность такого оформления документов не является основанием для отказа в передаче земельного участка из федеральной собственности
в собственность муниципального образования.
Требование о предоставлении заключения «БТИ по Новосибирской области» не соответствует положениям статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), в соответствии
с которыми заявитель обязан предоставить только само заявление и схему.
Исходя из изложенного, суд признал необоснованными доводы заинтересованного лица о наличии оснований для отказа в передаче испрашиваемых земельных участков.
Руководствуясь статьями 11.10, 39.30, 39.31 ЗК РФ, статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 7, 8, 9, 198, 200 АПК РФ, статьей 123 Конституции Российской Федерации, учитывая, что заявителем были представлены все необходимые для рассмотрения заявления документы, обстоятельства, исключающие возможность передачи испрашиваемых земельных участков в муниципальную собственность,
не установлены, основания для их передачи в собственность иных публично-правовых образований, отсутствуют, суд пришел к выводу о незаконности отказа ТУ Росимущества в Новосибирской области в передаче
в муниципальную собственность Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области земельных участков
и возложении на заинтересованное лицо обязанности принять решение
о безвозмездной передаче земельных участков в собственность заявителю.
Довод заинтересованного лица о том, что управление предоставляет
в установленном порядке земельные участки, площадь которых превышает десять гектар, только по поручению Росимущества, суд отклонил, поскольку именно ТУ Росимущества в Новосибирской области является государственным органом, уполномоченным принимать соответствующие решения по заявлениям заинтересованных лиц о предоставлении
им земельных участков, кроме того, действующее законодательство
не предусматривает обращение заявителя с заявлением о предоставлении земельного участка непосредственно в Росимущество.
Ссылку управления на ведомственные акты суд посчитал необоснованной, поскольку они регламентируют порядок внутреннего взаимодействия между территориальными органами и Росимуществом,
а так как заявитель не является участником указанных ведомственных отношений Росимущества и управления, ведомственные нормативные правовые акты не регулируют отношения между ним и заинтересованным лицом.
Суд апелляционной инстанции с указанными мотивами и выводами согласился.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201
АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 39.30 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 статьи 39.30 ЗК РФ, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 данного Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, утвердивших генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, правила землепользования и застройки, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
В Новолуговском сельсовете Новосибирского района Новосибирской области принят генеральный план поселения.
Решением совета депутатов Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 29.03.2012 № 3 утвержден генеральный план с. Новолуговое Новосибирского района Новосибирской области.
Решением совета депутатов Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 22.08.2013 № 2 утвержден генеральный план Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
Решением совета депутатов Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 14.04.2014 № 4 утверждены изменения
в генеральный план с. Новолуговое Новосибирского района Новосибирской области и в генеральный план Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
В Новолуговском сельсовете Новосибирского района Новосибирской области приняты Правила землепользования и застройки.
Решением совета депутатов Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 10.06.2014 № 1 утверждены Правила землепользования и застройки Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
Все указанные документы размещены в федеральной государственной информационной системе территориального планирования по адресу: http://fgis.economy.gov.ru/fgis/, а также на официальном сайте Новолуговского сельсовета по адресу: http://Новолуговое.РФ/.
Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося
в федеральной собственности, в муниципальную собственность или
в собственность субъекта Российской Федерации установлен статьей 39.31 ЗК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 39.31 ЗК РФ в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка
в случае, если сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Не допускается требовать
от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей (пункты 2, 4 статьи 39.31 ЗК РФ).
В случае если земельный участок, который предлагается передать
в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утвержденный проект межевания территории,
в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта – схема расположения земельного участка,
а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка
из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости) (пункт 3 статьи 39.31 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 9 статьи 39.31 ЗК РФ если земельный участок, который предлагается передать, предстоит образовать
и соответствующий проект межевания территории отсутствует, решение
об утверждении схемы расположения земельного участка принимается одновременно с решением о передаче земельного участка.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка
из федеральной собственности в муниципальную собственность или
в собственность субъекта Российской Федерации. В решении об отказе
в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа (пункт 6 статьи 39.31 ЗК РФ).
Основания для отказа в передаче земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность поселений установлены пунктом 7 статьи 39.31 ЗК РФ.
Перечень оснований для отказа в такой передаче является закрытым.
Одним из оснований для отказа в передаче земельного участка является наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ (подпункт 3), в том числе несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно установлено, что заявителем представлены схемы, соответствующие требованиям действующего законодательства. Доводов о неправомерности данных выводов судов кассационная жалоба не содержит.
Также кассатор не оспаривает выводы судов в части наличия предусмотренных земельных законодательством оснований для передачи земельных участков в муниципальную собственность.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся
в материалах дела доказательства, учитывая, что заявителем были представлены все необходимые для рассмотрения заявления документы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу
об отсутствии оснований для отказа в безвозмездной передаче заявителю земельного участка.
Довод кассатора о том, что управление предоставляет
в установленном порядке земельные участки, площадь которых превышает десять гектар, только по поручению Росимущества, судами правомерно отклонен исходя из следующего.
Полномочия управления определены в Положении о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, утвержденном приказом Росимущества от 05.03.2009 № 63.
В соответствии с пунктом 4 Положения территориальное управление осуществляет свои полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Аналогичные полномочия отражены и в пункте 4 Типового положения
о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 № 374, в соответствии с которым территориальный орган осуществляет следующие полномочия
в установленной сфере деятельности: осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Таким образом, именно ТУ Росимущества в Новосибирской области является государственным органом, уполномоченным принимать соответствующие решения по заявлениям заинтересованных лиц
о предоставлении им земельных участков, в связи с чем в силу возложенных на него обязанностей и предоставленных ему полномочий обязано было
в установленный срок рассмотреть обращение заявителя и принять соответствующее решение по нему.
Судебная коллегия считает, что доводы подателя жалобы
не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 18.07.2017 Арбитражного суда Новосибирской области
и постановление от 06.10.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-11834/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.В. Сирина
Судьи Т.А. Зиновьева
М.А. Севастьянова