ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А45-12945/2021 от 17.05.2022 АС Западно-Сибирского округа

237/2022-24894(2)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
 ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А45-12945/2021 

Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2022 года  Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2022 года 

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:  председательствующего Шохирева С.Т. 

судей Киричёк Ю.Н.
 Черноусовой О.Ю.

при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел  в судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества «Эверест  капитал» в лице конкурсного управляющего Баланова Антона Анатольевича и общества  с ограниченной ответственностью «Диабаз» на решение от 22.09.2021 Арбитражного суда  Новосибирской области (судья Векшенков Д.В.) и постановление от 23.12.2021 Седьмого  арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Зайцева О.О., Хайкина С.Н.)  по делу № А45-12945/2021 по заявлению открытого акционерного общества «Эверест  капитал» (630088, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Сибиряков- Гвардейцев, дом 51В, комната 16А, ИНН 7703678650, ОГРН 5087746371554)  к Департаменту по недропользованию по Сибирскому федеральному округу (630099,  Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, дом 35/502, ИНН  5406289329, ОГРН 1045402499141) об оспаривании приказов от 20.02.2021 №№ 71, 72. 

Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью  «Диабаз» (30099, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Фрунзе, дом 80, офис  302А, ИНН 4213009100, ОГРН 1114213000274), Инспекция Федеральной налоговой  службы № 3 по городу Москве (123100, город Москва, улица Анатолия Живова, дом 2,  строение 6, ИНН 7703037470, ОГРН 1047703058435), Шашуков Дмитрий Сергеевич,  Ковалев Владимир Владимирович. 

В заседании принял участие представитель общества с ограниченной  ответственностью «Диабаз» Королев Д.С. по доверенности от 02.05.2022. 

Суд установил:

открытое акционерное общество «Эверест капитал» (далее – ОАО «Эверест капитал»,  общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением  о признании недействительными приказов Департамента по недропользованию  по Сибирскому федеральному округу (далее – департамент) от 20.02.2021 № 71  «О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КЕМ 02031 БЭ»,   № 72 «О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии  КЕМ 02032 БЭ». 


[A1] К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной  ответственностью «Диабаз» (далее – ООО «Диабаз»), инспекция Федеральной налоговой  службы № 3 по городу Москве (далее – ИФНС № 3), Шашуков Дмитрий Сергеевич,  Ковалев Владимир Владимирович. 

Решением от 22.09.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным  без изменения постановлением от 23.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного  суда, в удовлетворении заявленных требований отказано. 

Не согласившись с указанными судебными актами, ОАО «Эверест капитал» в лице  конкурсного управляющего Баланова Антона Анатольевича (далее – Балабанов А.А.)  и ООО «Диабаз» обратились в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа  с кассационными жалобами, в которых просят принятые по делу судебные акты отменить,  ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела,  и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. 

По мнению подателей жалоб, оспариваемые приказы приняты с нарушением  процедуры, установленной Административным регламентом Федерального агентства  по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению  выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения  изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также  переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной  службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов,  решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования  участниками недр, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов  и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 № 315 (далее – Административный  регламент), поскольку информация Управления Федеральной службы безопасности  Российской Федерации, полученная в результате оперативно-розыскных мероприятий,  не может являться самостоятельным основанием начала административной процедуры  по досрочному прекращению права пользования недрами ОАО «Эверест капитал»;  обществом принимались меры по устранению нарушений, указанных в уведомлении  от 04.06.2019 № СФО-01-01-10/1491; примененная мера в виде прекращения права  пользования недрами является несоразмерной выявленному нарушению; отказ  в удовлетворении заявленных требований общества приведет к утрате должником  единственного актива, за счет которого возможно удовлетворение требований кредиторов. 

В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить обжалуемые  судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству. 

Иные участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу в порядке,  предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее – АПК РФ) не представили. 

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов,  изложенных в кассационных жалобах, отзыве на них и выступлении присутствующего  в заседании представителя ООО «Диабаз», суд кассационной инстанции не усматривает  оснований для отмены обжалуемых судебных актов. 


[A2] Как следует из материалов дела и установлено судами, ОАО «Эверест капитал»  выдана лицензия на право пользования недрами КЕМ 02031 БЭ от 07.06.2017 с целью  разведки и добычи полезных ископаемых (золото), в том числе использования отходов  добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств  на Никольском месторождении на территории Тисульского муниципального района  в Кемеровской области, сроком действия до 07.06.2037 (далее – лицензия КЕМ 02031 БЭ). 

Обществу также выдана лицензия на пользование недрами КЕМ 02032 БЭ  от 07.06.2017 с целью разведки и добычи полезных ископаемых (золото), в том числе  использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней  перерабатывающих производств на Полуденном месторождении на территории  Тисульского муниципального района в Кемеровской области, сроком действия  до 07.06.2037. 

Составной частью данных лицензий являются Условия пользования недрами  (приложение № 1, далее – Условия пользования недрами). 

В соответствии с Условиями пользования недрами лицензии КЕМ 02031 БЭ  подготовка и утверждение в установленном порядке проектной документации  на проведение работ по разведке месторождения, получившей положительное заключение  экспертизы, должно быть осуществлено не позднее 07.06.2018 (пункты 4.1.3.1, 4.1.3); срок  начала проведения разведки месторождения – не позднее 07.12.2018 (пункты 4.2.2.1,  4.2.2). 

В соответствии с Условиями пользования недрами лицензии КЕМ 02032 БЭ  подготовка и утверждение в установленном порядке технического проекта разработки  месторождения, согласованного в соответствии с Законом Российской Федерации  от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), должно быть осуществлено  не позднее 07.06.2018 (пункты 4.1.5.1, 4.1.5). 

Определением от 26.07.2019 Арбитражного суда города Москвы делу   № А40-236699/18-183-148 в отношении ОАО «Эверест капитал» введена процедура  внешнего управления, внешним управляющим утверждена Крючкова Ю.А.; решением  от 01.03.2021 Арбитражного суда города Москвы по указанному делу общество признано  несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного  производства сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утвержден  Балабанов А.А. 

Департамент, установив невыполнение обществом пунктов 4.1.3.1, 4.2.2.1 Условий  пользования недрами лицензии КЕМ 02031 БЭ, пункта 4.1.5.1 Условий пользования  недрами лицензии КЕМ 02032 БЭ (информация Управления Федеральной службы  безопасности Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу от 08.05.2019   № 96/9638 (вх. Сибнедра от 27.07.2010 № 1836), протокол Комиссии по досрочному  прекращению права пользования недрами от 30.05.2019 № СФО-36_2019/КЕМ), направил  ему уведомления от 04.06.2019 №№ СФО-01-01-10/1491, СФО-01-01-10/1492  о необходимости устранения нарушений существенных условий лицензии в течение  шести месяцев со дня их получения (получены 20.06.2019). 

Поскольку названные нарушения не были устранены обществом в установленный 


[A3] срок, департамент приказами от 20.02.2021 №№ 71, 72 досрочно прекратил право  пользования недрами по лицензиям КЕМ 02031 БЭ и КЕМ 02032 БЭ. 

Не согласившись с указанными приказами департамента, общество обратилось  в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной  инстанций пришли к выводу о наличии у департамента правовых оснований для принятия  оспариваемых приказов, поскольку обществом допущены нарушения существенных  условий лицензий, которые не были им устранены в установленный срок. 

Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов  кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора. 

Согласно статье 11, пункту 10 части второй статьи 22 Закона о недрах  предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным  разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также  текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью  лицензии и определяющие основные условия пользования недрам; пользователь недр  обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией. 

Судами установлено, что основанием для принятия решений о досрочном  прекращении права пользования недрами послужило невыполнение обществом Условий  пользования недрами, указанных в уведомлениях от 04.06.2019 №№ СФО-01-01-10/1491,  СФО-01-01-10/1492 (в нарушение пунктов 4.1.3.1, 4.2.2.1 Условий пользования недрами  лицензии КЕМ 02031 БЭ обществом в срок не позднее 07.06.2018 не подготовлена  и не утверждена в установленном порядке проектная документация на проведение работ  по разведке месторождения, получившая положительное заключение экспертизы  в соответствии с Законом о недрах; в срок не позднее 07.12.2018 не начато проведение  разведки месторождения полезных ископаемых; в нарушение пункта 4.1.5.1 Условий  пользования недрами лицензии КЕМ 02032 БЭ в срок не позднее 07.06.2018  не подготовлен и не утвержден в установленном порядке технический проект разработки  месторождения в соответствии с Законом о недрах). 

Как следует из пунктов 12.1 и 12.4 Условий пользования недрами, право  пользования недрами по лицензии КЕМ 02031 БЭ может быть досрочно прекращено  в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах в случаях нарушения  пользователем недр сроков, указанных в пунктах 4.1.1 - 4.1.5, а также условий, указанных  в пункте 4.2 Условий пользования недрами в части срока начала работ по разведке  месторождений. 

В соответствии с пунктом 12.1 Условий пользования недрами право пользования  недрами по лицензии КЕМ 02032 БЭ может быть досрочно прекращено в соответствии  с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах в том числе в случаях нарушения  пользователем недр сроков, указанных в пунктах 4.1.1 - 4.1.5 Условий пользования  недрами. 

Согласно пункту 2 части второй статьи 20 Закона о недрах право пользования  недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами,  предоставившими лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных 


[A4] условий лицензии. 

При этом решение о прекращении права пользования недрами может быть принято  по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного  уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок  пользователь не устранил эти нарушения (часть четвертая статьи 21 Закона о недрах). 

В соответствии с пунктом 2.1 Определения Конституционного Суда Российской  Федерации от 21.12.2011 № 1862-О-О интересы государства как собственника недр  (статья 1.2 Закона о недрах) обеспечиваются возможностью досрочного прекращения  органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами в случаях нарушения  пользователем недр существенных условий лицензии либо если пользователь недр  в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами  в предусмотренных объемах (пункты 2 и 5 части второй статьи 20 Закона о недрах).  При этом права пользователя недр гарантируются установленным порядком досрочного  прекращения права пользования недрами. 

Согласно пункту 94 Административного регламента государственная функция  по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы  по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений  о досрочном прекращении права пользования участками недр реализуется Роснедрами  или его территориальным, в том числе в случае нарушения недропользователем  существенных условий лицензии. 

В силу пункта 95 Административного регламента основанием для начала  осуществления административных процедур в рамках вышеуказанной государственной  функции являются, в том числе: представления (предложения) Федеральной службы  по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) с приложением копии акта  соответствующей контрольной проверки и, в случае наличия, – копий сделанных  предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов,  оформленных по результатам проверок (подпункт 2); представления иных  уполномоченных контрольных и надзорных органов в соответствии с их компетенцией,  определяемой законодательством Российской Федерацией (подпункт 3); данные,  полученные при осуществлении полномочий Роснедр или его территориальных органов,  содержащие основания для принятия решений о досрочном прекращении,  приостановлении или ограничении права пользования недрами (подпункт 4). 

В рассматриваемом случае административные процедуры начаты по основанию,  предусмотренному подпунктом 4 пункта 95 Административного регламента, а именно  в связи с получением департаментом данных, свидетельствующих о наличии оснований  для принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами. 

Как следует из пункта 99 Административного регламента, принятие Роснедрами  и его территориальными органами решений о досрочном прекращении права пользования  участками недр включает в себя: регистрацию документов, являющихся в соответствии  с пунктом 95 Регламента основанием для начала осуществления административных  процедур; рассмотрение полученных документов, подготовка и направление комплекта  документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами 


[A5] (далее –Комиссия); рассмотрение материалов на Комиссии и принятие рекомендательного  решения; принятие Роснедрами или его территориальным органом решения о досрочном  прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами; реализацию  решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права  пользования недрами. 

Исходя из положений пунктов 107-109, 111, 113 Административного регламента  на заседаниях Комиссии принимаются рекомендательные решения, которые оформляются  протоколом заседания Комиссии, о направлении в адрес пользователя недр уведомления  о допущенных нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования  недрами либо рекомендательные решения о нецелесообразности проведения указанных  административных процедур (о принятии к сведению). В случае рекомендации Комиссии  о направлении в адрес пользователя недр уведомления, оно направляется пользователю  недр заказным письмом с уведомлением о вручении, а его копия – в адрес  Росприроднадзора для организации контроля за устранением выявленных нарушений.  Срок, устанавливаемый в уведомлении на устранение нарушений, не может быть менее 3  месяцев и превышать 12 месяцев, исчисляемых с даты получения пользователем недр  уведомления. В течение 7 дней с момента получения копии акта Росприроднадзора  о проверке устранения (неустранения) пользователем недр нарушений, указанных  в письменном уведомлении, подготовленный комплект документов в отношении  конкретного участка недр направляется на повторное рассмотрение Комиссии, которая  принимает рекомендательные решения о досрочном прекращении, приостановлении  или ограничении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр либо  о нецелесообразности проведения указанных административных процедур (о принятии  к сведению). Должностное лицо структурного подразделения Роснедр  или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 7 рабочих  дней с момента получения протокола заседания Комиссии, в котором выражена  рекомендация о приостановлении или ограничении права пользования недрами, готовит  проект приказа о приостановлении или ограничении права пользования недрами. 

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле  доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили факты длительного  несоблюдения обществом пунктов 4.1.3.1, 4.2.2.1 Условий пользования недрами лицензии  КЕМ 02031 БЭ, пункта 4.1.5.1 Условий пользования недрами лицензии КЕМ 02032 БЭ  и неустранения допущенных нарушений в течение шести месяцев со дня получения  соответствующих уведомлений департамента от 04.06.2019 №№ СФО-01-01-10/1491,  СФО-01-01-10/1492 (акт проверки Росприроднадзора от 10.03.2021 № Н-135-в), в связи  с чем пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые приказы соответствуют  нормам действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов  общества. 

При этом суды не выявили нарушений департаментом административных процедур,  установленных положениями Административного регламента. 

Вопреки доводам жалоб суды верно указали, что подготовленная обществом,  во исполнение требований, указанных в уведомлениях департамента, проектная 


[A6] документация «Разведка месторождения Никольское» и «Технический проект  на разработку запасов рудного золота Полуденного месторождения открытым способом»,  была отклонена от согласования в связи с ее несоответствием требованиям действующего  законодательства Российской Федерации; формальная разработка ОАО «Эверест  Капитал» проектной документации не может считаться выполнением лицензионных  требований применительно к вышеназванным пунктам Условий пользования недрами  лицензий КЕМ 02031 БЭ и КЕМ 02032 БЭ. 

Также обоснованно судами отмечено, что фактически обществу для устранения  нарушений был предоставлен больший срок с учетом даты проведения  Росприроднадзором проверки (10.03.2020), при этом несовершение обществом действий,  отвечающих требованиям законодательства о недрах, не свидетельствует об отсутствии  возможности устранить выявленные нарушения. 

Обращение ОАО «Эверест Капитал» в департамент с заявками от 22.01.2020 № 11/19  и 12/19 на внесение изменений и дополнений в оспариваемые лицензии в части изменения  Условий пользования недрами, за нарушение которых обществу были выданы  уведомления департамента, в период начавшейся административной процедуры  о возможном досрочном прекращении права пользования недрами, противоречит  вышеуказанным положениям Закона о недрах и Административного регламента. 

Доводы подателей жалоб со ссылкой на статью 115 Федерального закона  от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» о возможности применения  процедуры замещения активов должника путем создания на базе имущества акционерного  общества с внесением в уставный капитал лицензий, как единственного варианта  восстановления платежеспособности должника, были предметом рассмотрения судов. 

В силу статьи 1.2 Закона о недрах участки недр не могут быть предметом купли,  продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права  пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той  мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. 

Право пользования участками недр переходит к другому субъекту  предпринимательской деятельности, в том числе в случае приобретения субъектом  предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом  от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», имущества  (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии,  что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии  с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям,  предъявляемым к недропользователю законодательством Российской Федерации о недрах  (статья 17.1 Закона о недрах). 

Как верно указали суды, переход права пользования участками недр  и переоформление соответствующих лицензий в порядке статьи 17.1 Закона о недрах  в силу пункта 63 Административного регламента осуществляется по заявительному  принципу, при этом заявок на переоформление вышеуказанных лицензий в департамент  не поступало. 

Кроме того, начало процедуры досрочного прекращения права пользования недрами 


[A7] является основанием для отказа в переоформлении лицензии на пользование недрами  (подпункт 8 пункта 65 Административного регламента). 

С учетом изложенного, принимая во внимание наличие у департамента правовых  оснований для досрочного прекращения права пользования недрами в соответствии  с лицензиями КЕМ 02031 БЭ и КЕМ 02032 БЭ, соблюдение процедуры, предусмотренной  Административным регламентом для вынесения оспариваемых приказов, отсутствие  нарушений прав и законных общества в сфере предпринимательской деятельности, суды  первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленных  требований. 

Доводы ОАО «Эверест и ООО «Диабаз», изложенные в кассационных жалобах,  были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили  надлежащую правовую оценку. Иное толкование подателями кассационных жалоб  положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора  не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм  права. 

Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ  оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов. 

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Западно-Сибирского округа 

постановил:

решение от 22.09.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление  от 23.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-12945/2021  оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда  Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,  в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации. 

Председательствующий С.Т. Шохирева 

Судьи Ю.Н. Киричёк 

 О.Ю. Черноусова