ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А45-1481/2021 от 10.03.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А45-1481/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шабановой Г.А.

судей Дружининой Ю.Ф.

Черноусовой О.Ю.

рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сибирская тепло-энергетическая компания» на решение от 09.06.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Пахомова Ю.А.)
и постановление от 17.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Павлюк Т.В.) по делу
№ А45-1481/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сибирская тепло-энергетическая компания» (630132, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Администрации рабочего поселка Линево Искитимского района Новосибирской области (633216, Новосибирская область, Искитимский район, рабочий <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании ненормативного правового акта.

Другое лицо, участвующее в деле, – муниципальное унитарное предприятие «Расчетно-кассовый центр р.п. Линево» (633216, Новосибирская область, Искитимский район, рабочий <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>).

В заседании приняли участие представители:

от общества с ограниченной ответственностью «Сибирская тепло-энергетическая компания» – ФИО1 по доверенности от 05.10.2021, ФИО2 по доверенности от 25.09.2021,

от Администрации рабочего поселка Линево Искитимского района Новосибирской области – ФИО3, глава рабочего поселка Линево.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Сибирская тепло-энергетическая компания» (далее – общество, ООО «СибТЭК») обратилось
в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным постановления Администрации рабочего поселка Линево Искитимского района Новосибирской области (далее – администрация)
от 11.01.2021 № 1 (далее – постановление № 1).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие «Расчетно-кассовый центр р.п. Линево» (далее – предприятие).

Решением от 09.06.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 17.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО «СибТЭК» просит указанные судебные акты отменить и удовлетворить заявленное им требование.

По мнению подателя жалобы, факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств должен быть подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов; в рассматриваемом случае отсутствуют основания, предусмотренные пунктом 13 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений
в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила № 808), для лишения общества статуса единой теплоснабжающей организации; предприятие наделено статусом единой теплоснабжающей организации с нарушением норм действующего законодательства.

В отзыве на кассационную жалобу администрация просит судебные акты оставить без изменения.

Предприятием отзыв на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), не представлен.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела,постановлением Главы администрации от 04.12.2013 № 297 статус единой теплоснабжающей организации на территории районного поселка Линево, который с 31.01.2019 отнесен к ценовой зоне теплоснабжения, присвоен ООО «СибТЭК».

В собственности общества находится единственный источник теплоснабжения (газовая котельная) для жилой и промышленной зоны районного поселка Линево.

04.07.2019 между муниципальным образованием и обществом заключено концессионное соглашение № 1 в отношении отдельных объектов теплоснабжения, предназначенных для теплоснабжения районного поселка Линево Искитимского района Новосибирской области.

Схемой теплоснабжения районного поселка Линево на 2019-2021 годы предусмотрены мероприятия по строительству и реконструкции тепловых сетей, центральных тепловых пунктов и сетей горячего водоснабжения на сумму 472,5 миллиона рублей, источник финансирования - средства областного бюджета, средства инвестора; источника теплоснабжения на сумму 288,5 миллиона рублей, источник финансирования - собственные и заемные средства владельца источника теплоснабжения (ООО «СибТЭК»).

Поскольку обществом систематически не исполнялись принятые на себя обязательства, 11.01.2021 Главой администрации подписано и опубликовано на официальном сайте постановление № 1, которым ООО «СибТЭК» с 11.01.2021 лишено статуса единой теплоснабжающей организации (пункт 1), данный статус присвоен предприятию (пункт 2).

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось
в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой
и апелляционной инстанций пришли к выводу о соответствии оспариваемого постановления администрации требованиям действующего законодательства.

Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.

Пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-Ф3) относит к вопросам местного значения поселения организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ) присвоение статуса единой теплоснабжающей организации осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов на соответствующих территориях.

Теплоснабжающая организация – организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункты 11, 28 статьи 2 Закона № 190-ФЗ).

Пунктом 5 Правил № 808 установлен заявительный порядок присвоения статуса единой теплоснабжающей организации.

В случае отсутствия заявок статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью (пункт 11 Правил № 808).

Критериями определения единой теплоснабжающей организации являются владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации; размер собственного капитала; способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения (пункт 7 Правил № 808).

Способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения определяется наличием у организации технических возможностей и квалифицированного персонала по наладке, мониторингу, диспетчеризации, переключениям и оперативному управлению гидравлическими и температурными режимами системы теплоснабжения и обосновывается в схеме теплоснабжения (пункт 10 Правил № 808).

При этом под надежностью теплоснабжения понимается характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения (пункт 17 статьи 2 Закона № 190-ФЗ); под системой теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями (пункт 14 статьи 2 Закона № 190-ФЗ).

Пунктом 12 Правил № 808 предусмотрены обязанности теплоснабжающей организации. В частности, в поселениях, городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения в соответствии с Законом № 190-ФЗ, единая теплоснабжающая организация обязана до окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения (далее – переходный период) разработать и разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» стандарты качества обслуживания единой теплоснабжающей организацией потребителей тепловой энергии и стандарты взаимодействия единой теплоснабжающей организации с теплоснабжающими организациями, владеющими на праве собственности и (или) ином законном основании источниками тепловой энергии, а также направить эти стандарты в территориальный антимонопольный орган; реализовывать мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимые для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенные для нее в схеме теплоснабжения в соответствии с перечнем и со сроками, которые указаны в схеме теплоснабжения; обеспечивать соблюдение значений параметров качества теплоснабжения потребителей и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в зоне своей деятельности в соответствии с настоящими Правилами; исполнять стандарты качества обслуживания единой теплоснабжающей организацией потребителей тепловой энергии и стандарты взаимодействия единой теплоснабжающей организации с теплоснабжающими организациями, владеющими на праве собственности и (или) ином законном основании источниками тепловой энергии.

Согласно пункту 13 Правил № 808 организация может утратить статус единой теплоснабжающей организации в следующих случаях: неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности), и (или) теплоносителя, и (или) услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, предусмотренных условиями указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 12 настоящих Правил договоров, в размере, превышающем объем таких обязательств за 2 расчетных периода, либо систематическое (3 и более раза в течение 12 месяцев) неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, предусмотренных условиями таких договоров. Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств должен быть подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов; несоответствие организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.

Лица, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем 2 пункта 13 Правил № 808, незамедлительно информируют об этом уполномоченные органы для принятия ими решения об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации. К указанной информации должны быть приложены вступившие в законную силу решения федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов (пункт 14 Правил № 808).

В силу пункта 16 Правил № 808 глава местной администрации городского поселения, городского округа, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации), федеральный орган исполнительной власти обязан принять решение о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации в течение 15 рабочих дней со дня получения от лиц, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 13 настоящих Правил, либо федерального антимонопольного органа и (или) его территориальных органов в случае принятия решения о неоднократном нарушении антимонопольного законодательства, в том числе при распределении тепловой нагрузки в системе теплоснабжения, вступивших в законную силу решений федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов, а также получения уведомления (заявления) от организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, в случаях, предусмотренных абзацами третьим - седьмым пункта 13 настоящих Правил.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций установили факты неисполнения ООО «СибТЭК» мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенных для нее в схеме теплоснабжения в соответствии с перечнем и со сроками, которые указаны в схеме теплоснабжения, а также систематического несоблюдения значений параметров качества теплоснабжения потребителей и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в зоне своей деятельности и ненадлежащего исполнения услуг по передаче тепловой энергии; несения муниципальным образованием районного поселка Линево дополнительных внеплановых затрат на восстановление и поддержание в рабочем состоянии всей инфраструктуры за счет бюджетных средств.

Судами принято во внимание, что по результатам проведенной Сибирским управлением Ростехнадзора проверки котельной в районном поселке Линево были выявлены нарушения, препятствующие получению муниципальным образованием паспорта готовности к отопительному периоду, и выданы обществу предписания с указанием сроков устранения замечаний; неисполнение обществом предписаний привело к невозможности получения администрацией паспорта готовности поселения и применению штрафных санкций; в марте 2020 года произошла авария на оборудовании котельной Линевского филиала ООО «СибТЭК», что привело к отключению системы теплоснабжения поселка на 7 часов; 31.12.2020 при температуре наружного воздуха ниже -37 градусов произошла полная остановка котельной в районном поселке по причине неисправности оборудования на 1 час, после данного инцидента температура теплоносителя восстанавливалась более 12 часов; 04.01.2021 при температуре наружного воздуха ниже -40 градусов произошла полная остановка котельной общества на 5 часов по причине неисправности оборудования, что привело к падению температуры в квартирах граждан.

При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о неспособности ООО «СибТЭК» в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в районном поселке Линево.

Вопреки позиции подателя жалобы орган местного самоуправления вправе принять решение о лишении теплоснабжающей организации статуса единой теплоснабжающей организации в случае самостоятельного выявления указанных в пункте 13 Правил № 808 обстоятельств, свидетельствующих о ее неспособности в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в системе теплоснабжения.

Отклоняя доводы ООО «СибТЭК» о незаконности пункта 2 оспариваемого постановления, суды обосновано исходили из того, что на территории районного поселка Линево имеется только два лица, подпадающих под критерии единой теплоснабжающей организации, а именно: общество и предприятие, которое обладает на праве хозяйственного ведения инженерными сетями теплоснабжения; поскольку ООО «СибТЭК» лишено статуса единой теплоснабжающей организации в связи с ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей, предприятию присвоен статус единой теплоснабжающей организации как единственной организации на территории поселка, способной оказывать соответствующие услуги; исполнение администрацией обязанности по присвоению статуса единой теплоснабжающей организации предприятию связано с необходимостью соблюдения прав граждан, проживающих в данном муниципальном образовании, на получение гарантированных услуг в сфере теплоснабжения.

С учетом изложенного арбитражные суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленного требования.

Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом округа не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 09.06.2021 Арбитражного суда Новосибирской области
и постановление от 17.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного
суда по делу № А45-1481/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Г.А. Шабанова

Судьи Ю.Ф. Дружинина

О.Ю. Черноусова