ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А45-14904/2023 от 25.01.2024 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А45-14904/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2024 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шабановой Г.А.

судей Дружининой Ю.Ф.

ФИО1

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Гарант» на постановление
от 23.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу № А45-14904/2023 Арбитражного суда Новосибирской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Гарант» (630029, <...> здание делового назначения 1, офис 8, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Мэрии города Новосибирска (630099, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании ненормативного правового акта.

Другое лицо, участвующее в деле, – Департамент строительства и архитектуры Мэрии города Новосибирска (630091, <...>,ОГРН <***>, ИНН <***>), Прокуратура Новосибирской области (630099, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>).

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Гарант» (далее – общество, ООО СЗ «Гарант») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения Мэрии города Новосибирска (далее – мэрия), оформленного уведомлением от 23.03.2023
№ 11/1/11.1-04/00844, об отказе в выдаче разрешения на строительство.

К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (далее – департамент).

Решением 20.07.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья
ФИО2) заявленное требование удовлетворено; на мэрию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.

На стадии апелляционного производства в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в дело вступила Прокуратура Новосибирской области (далее – прокуратура).

Постановлением от 23.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО СЗ «Гарант» просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.

По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии представленной обществом проектной документации требованиям градостроительного законодательства; выводы суда апелляционной инстанции о невозможности обеспечения планируемого к строительству объекта капитального строительства объектами социальной инфраструктуры к моменту завершения строительства не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

В отзыве на кассационную жалобу мэрия просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных
в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО СЗ «Гарант» 20.03.2023 обратилось в мэрию с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный многоэтажный жилой дом по улице Костычева в Кировском районе города Новосибирска» (далее – многоквартирный дом, спорный объект) на земельном участке с кадастровым номером 54:35:0051625:1244.

Уведомлением от 23.03.2023 № 11/1/11.1-04/00844 мэрия сообщила обществу
об отказе в выдаче разрешения на строительство по мотиву несоответствия представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка от 18.02.2022 № РФ54-2-03-0-00-2022-0154; согласно информации, указанной в градостроительном плане земельного участка от 18.02.2022 № РФ-54-2-03-0-00-2022-0154, строительство жилья необходимо осуществлять поэтапно с одновременным нормативным обеспечением объектами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с приложением № 3 к Проекту планировку территории, ограниченной полосой отвода Западно-Сибирской железной дороги, площадью имени профессора Лыщинского, улицей Немировича-Данченко, улицей Ватутина, руслом реки Тулы, улицей Станиславского, в Кировском и Ленинском районах, утвержденного постановлением мэрии от 30.07.2021 № 2588 (далее – Проект планировки).

В соответствии с письмом департамента от 12.07.2022 № 30/05.2/14096 для обслуживания данной территории Проектом планировки предусмотрено размещение детского сада на 200 мест в планировочном квартале 310.04.03.01 и общеобразовательной школы на 1100 мест в планировочном квартале 310.04.03.02 в срок до 2030 года. Точные сроки реализации мероприятий по строительству данных объектов не определены Генеральным планом города Новосибирска, утвержденным решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.12.2007 № 824, а также перечнем мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры города Новосибирска, утвержденным решением Совета депутатов города Новосибирска от 21.12.2016 № 329 «О Программе комплексного развития социальной инфраструктуры города Новосибирска на 2017-2030 годы». Строительство многоквартирного многоэтажного жилого дома невозможно без осуществления мероприятий по строительству вышеуказанных объектов в целях обеспечения местами в образовательных учреждениях населения планируемой территории.

Не согласившись с данным отказом, ООО СЗ «Гарант» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Признавая оспариваемый отказ не соответствующим положениям части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) и обязывая мэрию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, суд первой инстанции исходил из того, что градостроительное законодательство не предусматривает такого основания для отказа в выдаче разрешения на строительство как необеспечение территории планировочного квартала социальными объектами в соответствии с Проектом планировки.

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленного требования, апелляционный суд пришел к выводу о наличии у мэрии правовых оснований для отказа в выдаче обществу разрешения на строительство ввиду несоответствия представленной им проектной документации требованиям Проекта планировки, поскольку необеспеченность многоквартирного дома объектами социальной инфраструктуры на момент его предполагаемого ввода в эксплуатацию является препятствием к выдаче такого разрешения.

Суд округа, оставляя без изменения постановление суда апелляционной инстанции, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.

В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом
(за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с данным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее – требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства),
или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства
на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

В целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет
в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением документов, перечень которых определен в части 7 статьи 51 ГрК РФ.

На основании части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений орган власти в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии
с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными
в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В силу части 13 статьи 51 ГрК РФ основаниями для отказа в выдаче разрешения
на строительство являются: отсутствие документов, предусмотренных частью 7 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Таким образом, несоответствие представленных документов требованиям
к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, является основанием для отказа в выдаче разрешения
на строительство.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16.10.2020
№ 42-П указал, что регулирование отношений по использованию земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, тесно связано с решениями, принимаемыми органами публичной власти в градостроительной сфере и призванными обеспечить комфортную окружающую среду в населенных пунктах, благоприятные условия жизни, транспортную доступность и удобство расположения образовательных, медицинских учреждений, организаций торговли, культуры, физкультурно-спортивных
и других организаций.

С этой целью в статье 2 ГрК РФ закреплены основные принципы законодательства
о градостроительной деятельности, включая обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1), осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки
и документации по планировке территории (пункт 4).

Как следует из материалов дела, строительство спорного объекта планируется осуществлять на земельном участке, расположенном в границах территории,
в отношении которой утвержден проект планировки территории «Центр Левобережья» (планировочный квартал № 310.04.04.01), действовавший на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, представленного обществом для получения разрешения на строительство в соответствии с положениями статьи 51 ГрК РФ.

Согласно части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Частью 2 статьи 42 ГрК РФ установлено, что проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя положение
о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности
и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых
для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры (пункт 2 части 3 статьи 42
ГрК РФ).

В силу пункта 7 части 4 статьи 42 ГрК РФ материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения.

Решением Совета депутатов города Новосибирска от 02.12.2015 № 96 утверждены Местные нормативы градостроительного проектирования города Новосибирска (далее – Местные нормативы), разработанные в соответствии с ГрК РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», региональными нормативами градостроительного проектирования Новосибирской области, утвержденными постановлением Правительства Новосибирской области от 12.08.2015 № 303-п.

В силу пункта 2.5 Местных нормативов нормативные показатели максимальной территориальной доступности общеобразовательных учреждений составляет 500 метров.

Из материалов дела следует, что для обслуживания территории, в границах которой предполагается строительство многоквартирного дома, Проектом планировки предусмотрено размещение детского сада на 200 мест в планировочном квартале 310.04.03.01 и общеобразовательной школы на 1 100 мест в планировочном квартале 310.04.03.02 в срок до 2030 года; в соответствии с разделом 6 «Проекта организации строительства» шифр 1801/22-ПОС-ТЧ продолжительность строительства данного дома составляет 20 месяцев; согласно письму Департамента образования мэрии города Новосибирска от 10.11.2022 № 14/16/18919 все общеобразовательные учреждения вблизи спорного объекта переполнены; в радиусе 500 метров вокруг многоквартирного дома общеобразовательные и дошкольные учреждения, предусмотренные Проектом планировки, отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о законности оспариваемого отказа мэрии в выдаче обществу разрешения
на строительство многоквартирного дома ввиду несоответствия представленной
им проектной документации положениям Проекта планировки, поскольку территория планировочного квартала 310.04.04.01, в границах которого предполагается строительство многоквартирного дома, на момент его ввода в эксплуатацию не будет обеспечена социальными объектами в соответствии с Проектом планировки; в случае выдачи разрешения на строительство спорного объекта не будет соблюден допустимый уровень обеспеченности населения объектами образования, установленный Местными нормативами, что является препятствием к выдаче разрешения на его строительство.

Кроме того, по верному замечанию апелляционного суда, необеспеченность многоквартирного дома объектами социальной инфраструктуры на момент его предполагаемого ввода в эксплуатацию повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц. Намерение общества по строительству спорного объекта на отдельно выбранном земельном участке без учета перспектив последующего проживания граждан, нуждаемости их в определенных социальных объектах не является достаточным условием для выдачи разрешения на строительство.

С учетом изложенного апелляционный суд обосновано отменил решение суда первой инстанции и отказал ООО СЗ «Гарант» в удовлетворении заявленного требования.

Иное толкование подателем кассационной жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора
не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм права.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями
для отмены судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции
при рассмотрении настоящего дела не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 23.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А45-14904/2023 Арбитражного суда Новосибирской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Г.А. Шабанова

Судьи Ю.Ф. Дружинина

ФИО1