ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А45-15255/14 от 07.07.2015 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                     Дело № А45-15255/2014

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме июля 2015 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Ильина В.И.

судей                                                   Григорьева Д.В.

                                                                         ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Стеценко К.В. рассмотрел кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области на решение
от 18.12.2014 Арбитражного суда Новосибирской области (судья                          Мануйлов В.П.)  и постановление от 18.03.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ходырева Л.Е., Колупаева Л.А.,                        Кривошеина С.В.) по делу № А45-15255/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новосибирскоблгаз» (633101, Новосибирская область, Новосибирский район, населенный пункт в районе села Толмачево, Новосибирская газонаполнительная станция,                                 ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630011, <...>,                                  ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительными  решения и предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

Другое лицо, участвующее в деле: общество с ограниченной ответственностью «ГазТехСервис» (далее – ООО «ГазТехСервис»).

С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии  Арбитражного суда Новосибирской области (судья Цыбина А.В.) в заседании участвовали представители: от общества с ограниченной ответственностью «Новосибирскоблгаз» – ФИО2 (доверенность от 31.10.2014), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области – ФИО3 (доверенность от 12.01.2015).

Суд установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирскоблгаз» (далее – ООО «Новосибирскоблгаз», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее –антимонопольный орган, управление) о признании недействительными пунктов 2, 3 решения от 30.06.2014 и предписания от 30.06.2014  по делу                 № 02-01-20-10-14 о нарушении антимонопольного законодательства.

Решением от 18.12.2015 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 18.03.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования заявителя удовлетворены, оспариваемые ненормативные правовые акты антимонопольного органа признаны недействительными.

В кассационной жалобе антимонопольный орган, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

  По мнению управления, обе судебные инстанции неправильно применив часть 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ           «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), пункт 2 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, пункт 2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410, сделали ошибочный вывод о том, что монтаж (установка) газовых счетчиков может быть осуществлен только специализированной организацией, а                            ООО «ГазТехСервис» не вправе осуществлять этот вид деятельности.

Кроме того, антимонопольный орган указывает, что изложенные в обжалуемых судебных актах выводы не соответствуют правовой позиции, содержащейся в определении Верховного Суда Российской Федерации  от 15.04.2015 № 308-КГ14-6110 по делу № А53-4991/2014.

В отзыве на кассационную жалобу общество, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые антимонопольным органом судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, по результатам рассмотрения заявления                                       ООО «ГазТехСервис» о нарушении ООО «Новосибирскоблгаз» антимонопольного законодательства при опломбировании приборов учета газа, установленных сторонними организациями, управлением вынесено решение от 30.06.2014 по делу № 02-01-20-10-14, пунктом 2 которого общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции) за взимание платы при первичном опломбировании прибора учета газа, установленного сторонней организацией, в виде платы за оформление исполнительно-технической документации на монтаж газового счетчика.

На основании пункта 3 данного решения антимонопольным органом выдано предписание от 30.06.2014 о прекращении обществом нарушения антимонопольного законодательства и взимании платы за первичное опломбирование прибора учета газа, установленного сторонней организацией, в виде платы за оформление исполнительно-технической документации на монтаж газового счетчика.

ООО «Новосибирскоблгаз», полагая, что указанные ненормативные правовые акты антимонопольного органа не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Принимая судебные акты об удовлетворении требований заявителя, суды первой и апелляционной инстанций исходили из  содержания частей 8 и 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ                                           «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергоснабжении); положений постановления Правительства Российской Федерации  от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», постановления Госстроя Российской Федерации  от 27.09.2003 № 170                         «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», приказов Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 и от 26.06.2009 № 239, ГОСТа Р 54961-2012 и пришли к выводу о том, что установку приборов учета газа может производить не любое лицо, а только то, которое является специализированной организацией.

Данный вывод судов основан на неправильном истолковании норм материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Из содержания части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции следует, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно подготовленному управлением аналитическому отчету доля ООО «Новосибирскоблгаз» на рынке сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд, реализуемого из групповых газовых резервуарных установок, на территории Новосибирской области в 2013 году и в январе-феврале 2014 года составила 100%.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции  предусмотрено, что признаком ограничения конкуренции является рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, и иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Порядок обеспечения учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы (в том числе за газ) предусмотрен статьей 13 Закона об энергосбережении.

В силу части 8 названной статьи действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

При этом законодательством не предусматривается исключительное право газоснабжающих организаций устанавливать, заменять и эксплуатировать приборы учета газа.

Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении определяется лицо, обязанное осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых оно осуществляет. Это лицо не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых оно осуществляет. При этом цена такого договора определяется соглашением сторон.

Следовательно, данной нормой законодатель определил организации, которые обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета ресурса при обращении к ним потребителя, но не ограничил круг лиц, правомочных заниматься указанной деятельностью.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, принятые до вступления в силу Закона о защите конкуренции и Закона об энергосбережении, а также пункт 7.4.2 ГОСТа Р 54961-2012, на которые ссылаются суды первой и апелляционной инстаций, не отменяют действие части 8 статьи 13 Закона об энергосбережении.

Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, вывод судебных инстанций о том, что действия по установке, замене и эксплуатации приборов учета может осуществлять только специализированная организация, основан на применении судом подзаконных нормативных актов без учета положений части 8 статьи 13 Закона об энергосбережении, статьи 10 Закона о защите конкуренции, статьи 26 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и направлен на ограничение круга хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере установки приборов учета газа.

В отсутствие четкой регламентации требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к организациям, имеющим право осуществлять действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета ресурса, антимонопольный орган, принимая оспариваемое заявителем решение,  обоснованно исходил из того, что ООО «ГазТехСервис» осуществляет свою деятельность на основании Свидетельства от 12.04.2013 № 0633.02-2013-0278190107-С-184, выданного Саморегулируемой организацией Некоммерческим партнерством работодателей «БашстройТЭК», о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Согласно данному свидетельству ООО «ГазТехСервис» имеет допуск к работам по монтажу и демонтажу газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ (пункт 19.8); по врезке под давлением в действующие газопроводы, отключению и заглушке под давлением действующих газопроводов (пункт 19.9).

Слесари ООО «ГазТехСервис» имеют квалификацию слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования с допуском к обслуживанию, монтажу и ремонту газопроводов, газового оборудования и ВДГО с правом выполнения газоопасных работ.

Из статьи 13 Закона об энергосбережении, пунктов 22, 24, подпункта «б» пункта 25, пункта 27 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, следует, что потребители, получающие энергетические ресурсы по системам централизованного снабжения, обязаны вести расчеты на основании данных о количественном значении потребленных энергоресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Допустимость и достоверность данных, полученных по приборам учета газа, достигается помимо прочего наличием и сохранностью пломб, установленных поставщиком газа в месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу. При этом обязанность по опломбированию не поставлена в зависимость от наличия у лица, установившего прибор учета, договора на техническое обслуживание ВДГО.

Следовательно, антимонопольный орган сделал правомерный вывод о том, что действия ООО «Новосибирскоблгаз» в нарушение требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции приводят к ограничению конкуренции, а именно к росту цены услуги для заказчиков, приобретающих услуги по установке приборов учета газа у сторонних организаций, на величину стоимости работ по оформлению исполнительно-технической документации на монтаж газового счетчика, которые оплачиваются при первичном опломбировании прибора учета газа.

При таких обстоятельствах у судов первой и апелляционной инстанций не имелось правовых оснований для удовлетворения заявления                                                ООО «Новосибирскоблгаз» к Управлению Федеральной антимонопольной  службы по Новосибирской области о признании недействительными пунктов 2, 3 решения от 30.06.2014  и предписания от 30.06.2014  по делу                                  № 02-01-20-10-14.

Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 18.12.2015 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 18.03.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-15255/2014 отменить.

Принять новое решение.

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Новосибирскоблгаз» к Управлению Федеральной антимонопольной  службы по Новосибирской области о признании недействительными пунктов 2, 3 решения от 30.06.2014  и предписания от 30.06.2014  по делу № 02-01-20-10-14 отказать. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                     В.И. Ильин

Судьи                                                                 Д.В. Григорьев

                                                                            О.Ю. Черноусова