Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А45-16441/2009
резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2010 года
постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2010 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего, судьи О.И. Антипиной,
судей В.И. Ильина,
Е.М. Цыгановой,
рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью фирма «Арго» на определение от 27.10.2009 Арбитражного суда Новосибирской области (судьи: А.В. Хорошилов, Т.В. Абаимова, Г.М. Емельянова) по делу № А45-16441/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью фирма «Арго» к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области, администрации Новосибирской области об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью фирма «Арго» (далее – ООО «Арго», Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области (далее – Управление), администрации Новосибирской области о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков и признании недействующим постановления администрации Новосибирской области от 27.07.2005 № 56 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Новосибирской области», в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 54:35:013610:24, 54:35:012515:52, 54:35:012515:4.
Заявленные требования мотивированы тем, что утвержденная оспариваемым постановлением кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку он вынужден уплачивать земельный налог, сумма которого значительно выше суммы налога, рассчитанной, исходя из рыночной стоимости земельных участков.
Определением от 27.10.2009 Арбитражного суда Новосибирской области производство по делу прекращено на основании части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неподведомственности спора арбитражному суду.
В кассационной жалобе ООО «Арго», ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, просит определение отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Общество полагает, что споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценке земель, рассматриваются в судебном порядке, данный спор подведомственен арбитражному суду.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, администрацией Новосибирской области принято постановление № 56 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Новосибирской области», которым утверждены результаты кадастровой оценки земель на территории Новосибирской области.
Оспариваемое постановление опубликовано в газете «Советская Сибирь» (учредители – Совет депутатов Новосибирской области и администрация Новосибирской области, зарегистрирована в Западно-Сибирском управлении Комитета Российской Федерации по печати, регистрационный № 36) за 22.11.2005 № 224(25085).
Не согласившись с оспариваемым постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое в части постановление является нормативным правовым актом, оспаривание которого не отнесено каким-либо федеральным законом к компетенции арбитражных судов, следовательно, требования, заявленные ООО «Арго», не подлежат рассмотрению в арбитражном суде ввиду неподведомственности спора.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 29.10.2001, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (далее - Закон № 28-ФЗ) сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 № 418 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» функции по проведению государственной кадастровой оценки всех категорий земель на территории Российской Федерации возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости для целей последующего налогообложения и иных целей, установленных законом.
В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.99 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.
Следовательно, данное постановление принято уполномоченным органом государственной власти и содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, что дает основания для его оценки в качестве нормативного правового акта, на что правильно указал суд первой инстанции.
В соответствии со статьями 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» указано, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. В связи с этим данные дела подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.
Согласно пункту 5 статьи 27 Федерального закона от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти, правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке. Арбитражные суды в названном Законе не указаны в качестве судов, компетентных рассматривать такие заявления.
Земельный кодекс Российской Федерации и Закон № 28-ФЗ также не называют арбитражный суд в качестве суда, в котором могут быть оспорены нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель.
В связи с отсутствием федерального закона, относящего рассмотрение споров об обжаловании указанных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к компетенции арбитражных судов, данный спор неподведомствен арбитражному суду.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд сделал обоснованный вывод о том, что заявление ООО «Арго» не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, и правомерно прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод ООО «Арго» о том, что с данным заявлением оно обращалось в Новосибирский областной суд с идентичным заявлением о признании оспариваемого нормативного акта недействующим и определением от 15.12.2009 названный суд отказал в принятии требования о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, не может повлиять на правильность выводов арбитражного суда о неподведомственности данного спора арбитражному суду.
Кроме того, определением от 15.12.2009 Новосибирский областной суд оставил без движения требование заявителя в части признания недействующим постановления администрации Новосибирской области от 27.07.2005 № 56 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Новосибирской области», из чего следует, что заявление в суде общей юрисдикции было принято к своему производству.
В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и с учетом принятого арбитражным судом судебного акта по настоящему делу ООО «Арго» не лишено возможности обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о пересмотре принятого Новосибирским областным судом определения от 15.12.2009 в порядке надзора.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого судебного акта по настоящему делу, принятого в соответствии с нормами процессуального права, нет.
По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-286, статьями 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 27.10.2009 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-16441/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью фирма «Арго» - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий О.И. Антипина
Судьи В.И. Ильин
Е.М. Цыганова