Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А45-16710/2014
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2015 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме августа 2015 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
ФИО1
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционный проект» на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.02.2015 (судья Попова И.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 (судьи Кривошеина С.В., Скачкова О.А., Хайкина С.Н.) по делу № А45-16710/2014 по заявлениям общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционный проект» (630032, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Станционная, д. 30А, ИНН 5404490783, ОГРН 1135476123090) к мэрии города Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 34, ИНН 5406285846, ОГРН 1045402490100) о признании недействительными постановлений от 26.06.2014 №№ 5466, 5473, от 19.09.2014 № 8342.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционный проект» (далее – ООО «Инвестиционный проект», общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлениями к мэрии города Новосибирска (далее – мэрия) о признании незаконными постановлений: от 26.06.2014 № 5473 об отказе в размещении объекта – спортивного комплекса (спортивных залов, бассейнов) по ул. Софийской в Советском районе; от 26.06.2014 № 5466 об отказе в размещении объектов – магазина смешанных товаров, ресторанов, кафе по ул. Софийской в Советском районе; от 19.09.2014 № 8342 об утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 54:35:092460 площадью 136 754 кв. м для организации озелененной территории общего пользования по адресу: Новосибирская область, ул. Софийская в Советском районе.
Заявленные требования мотивированы со ссылкой на статью 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Определениями от 10.02.2014 по делу № А45-16712/2014 и от 21.11.2014 по делу № А45-20735/2014 рассмотрение заявлений объединено в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен № А45-16710/2014.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 16.02.2015,оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО «Инвестиционный проект» обратилось в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой проситпринятые судебные акты отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя,судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права (часть 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
ООО «Инвестиционный проект» считает, что судами дана неверная оценка доводам общества о том, что ни действующим законодательством Российской Федерации, ни муниципальными правовыми актами города Новосибирска не предусматривается право и полномочия Комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска принимать решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по своей инициативе, в том числе и при наличии поступивших заявлений о предоставлении земельных участков от иных лиц.
Заявитель полагает, что решение Комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории
города Новосибирска об утверждении схемы озелененной территории общего пользования по ул. Софийской площадью 13, 7 га было принято без наличия каких бы то не было к тому правовых оснований (без заявления, без акта обследования территории и при наличии двух заявлений о предоставлении земельных участков общей площадью 5, 25 га, из которых 2, 96 га запланированы под благоустройство территории) и за пределами установленных полномочий Комиссии.
По мнению ООО «Инвестиционный проект», выводы судов обеих инстанций о том, что постановления от 26.06.2014 №№ 5466, 5473 являются мотивированными и обоснованными – не соответствуют фактическим обстоятельствам дела (часть 1 статьи 288 АПК РФ) и основываются на неверном толковании закона (пункт 3 часть 2 статья 288 АПК РФ).
Общество полагает, что судами первой и апелляционной инстанций
не дано должной правовой оценки тому обстоятельству, что при вынесении постановлений от 26.06.2014 №№ 5466, 5473 существенным образом был нарушен порядок, установленный постановлением мэрии города Новосибирска от 27.10.2010 № 3671.
Заявитель считает, что суды обеих инстанций не в полной мере выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 часть 1 статья 270 АПК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу мэрия проситрешение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что 13.03.2014 ООО «Инвестиционный проект» обратилось в мэрию с заявлениями №№ Н-003, Н-004 о выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов: магазина смешанных товаров, ресторанов, кафе, ориентировочной площадью 22 550 кв. м; спортивного комплекса – спортивных залов, бассейна, ориентировочной площадью 30 000 кв. м, по адресу: г. Новосибирск, Советский район, ул. Софийская.
Согласно пунктам 5.65, 5.66 протокола Комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории
города Новосибирска от 05.06.2014 № 383 ООО «Инвестиционный проект» отказано в выборе испрашиваемых земельных участков, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для организации озелененной территории общего пользования по адресу:
ул. Софийская в Советском районе.
В соответствии с решением Комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска (протокол от 05.06.2014 № 383, подпункты 5.65, 5.66), постановлением мэрии от 27.10.2010 № 3671 «Об утверждении Порядка подготовки правовых актов мэрии города Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории города Новосибирска», 26.06.2014 мэрией приняты постановления №№ 5466, 5473 об отказе заявителю в размещении вышеуказанных участков.
Как следует из указанных постановлений, мэрия руководствовалась решением Комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска, статьей 31 ЗК РФ, статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Мэрией 19.09.2014 принято постановление № 8342 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 54:35:092460 площадью 136 754 кв. м для организации озелененной территории общего пользования по адресу: Новосибирская область, ул. Софийская в Советском районе. Вид разрешенного использования земельного участка: озелененные территории общего пользования.
Считая, что постановления мэрии №№ 5466, 5473 и решение об утверждении схемы расположения земельного участка, оформленное постановлением № 8342, являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, ООО «Инвестиционный проект» обратилось в арбитражный суд с настоящими заявлениями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
По статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В соответствии с положениями статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Полномочия по распоряжению спорным земельным участком, расположенным в границах г. Новосибирска, осуществляются мэрией.
По статье 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пунктов 5, 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В процессе выбора земельного участка орган местного самоуправления на основе анализа документов государственного кадастра недвижимости, землеустроительной документации, информации о разрешенном использовании земельных участков, рассматривает вопрос о принципиальной возможности строительства на испрашиваемом заявителем земельном участке и лишь при положительном решении данного вопроса проводит мероприятия по выбору этого участка: определяет, соответствуют ли экологические, градостроительные и иные условия использования соответствующей территории назначению и строительным характеристикам объекта, возведение которого планируется заявителем на испрашиваемом им земельном участке. В случае же отрицательного ответа на вопрос о возможности строительства на данном участке совершение органом местного самоуправления последующих действий является нецелесообразным. Выбор земельного участка возможен только при отсутствии к тому препятствий.
Как следует из пояснений мэрии, Комиссией по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 54:35:092460 площадью 136 754 кв. м для муниципальных нужд, а именно для организации озелененной территории общего пользования по адресу: <...> в Советском районе, которые накладываются на запрашиваемую заявителем территорию.
Из акта обследования территории от 02.04.2014 следует, что на испрашиваемой заявителем территории находятся объекты и зеленые насаждения в количестве 414 единиц.
Постановлением мэрии от 19.09.2014 № 8342 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 54:35:092460 площадью 136 754 кв. м для организации озелененной территории общего пользования по адресу: <...> в Советском районе. Вид разрешенного использования земельного участка: озелененные территории общего пользования.
Согласно пункту 1 статьи 44 Федерального закона от 10.01.2002
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем. Здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Закона об охране окружающей среды зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения.
В силу пункта 2 статьи 61 Закона об охране окружающей среды охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды; на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
К зеленому фонду городских поселений относятся все территории городского поселения, занятые зелеными насаждениями. При этом в силу указанных выше экологических требований должны приниматься меры по сохранению и развитию таких территорий, по недопущению осуществления какой-либо хозяйственной или иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на них.
Таким образом, как правильно указали судебные инстанции, при решении вопроса о возможности размещения на определенной территории объекта капитального строительства приоритет должен отдаваться соблюдению экологических требований, предъявляемых к данной территории, в том числе требованию о необходимости сохранения расположенных на ней зеленых насаждений.
Поскольку спорный земельный участок предусмотрен решением Комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска и постановлением мэрии от 19.09.2014 № 8342 для муниципальных нужд как зона общего пользования, данные обстоятельства свидетельствуют о наличии препятствий для выбора земельных участков и их представления для размещения объектов.
Согласно Положению о Комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска, утвержденному постановлением мэрии от 04.02.2013 № 907, Комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом мэрии по рассмотрению и решению вопросов земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска (пункт 1.2).
К основным задачам и функциям Комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска относятся реализация единой политики на территории города Новосибирска в области земельных отношений, вопросы землепользования и осуществления градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 11 ЗК РФ, статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органами местного самоуправления осуществляется распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе земельными участками для осуществления строительства.
По статье 27 Устава города Новосибирска в структуру органов местного самоуправления города Новосибирска входит мэрия.
На основании части 3 статьи 42 Устава в целях решения вопросов местного значения мэрия обладает полномочиями в области использования и охраны земель, владеет, пользуется и распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Новосибирска.
Комиссия по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска является органом мэрии, то есть входит в состав органа местного самоуправления.
Таким образом, как правильно отметили судебные инстанции, решение вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории правомерно осуществляется Комиссией по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска с последующим утверждением постановлением мэрии.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что решения об отказе в выборе земельных участков по заявлениям общества и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для организации территории общего пользования по адресу: <...> в Советском районе соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы общества, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.02.2015
и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по делу № А45-16710/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий С.Н. Тамашакин
Судьи Н.В. Орлова
С.И. Шуйская