СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А45-16846/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего
ФИО1,
судей
ФИО2,
ФИО3,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Левобережный песчаный карьер» (№ 07АП-10771/20), на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30.09.2020 по делу № А45-16846/2020 по заявлению акционерного общества «Левобережный песчаный карьер» (ИНН <***>), г. Новосибирск к Министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области (ИНН <***>), Новосибирская область, р.п. Колывань при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***>), г. Москва, о признании недействительным решения, выраженного в письме «Об участке недр» (исх.№ 3829-17/37 от 07.05.2020), обязании включить в проект перечня участков недр местного значения - участок недр Марусинский-6 и направить сформированный проект перечня участков недр на согласование в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию,
от лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Левобережный песчаный карьер» (далее - заявитель, общество, АО «ЛПК») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо, министерство) о признании недействительным решения, выраженного в письме «Об участке недр» (исх.№ 3829-17/37 от 07.05.2020); обязании включить в проект перечня участков недр местного значения - участок недр Марусинский-6, содержащий следующие координаты угловых точек:
Номер угловой
точки
Координаты
Северная
широта
Восточная
долгота
1
55° 0'59.923"
82° 45'2.086"
2
55° 0'59.358"
82° 45' 16.103"
3
55° 0'57.431"
82° 45'22.260"
4
55° 0'50.645"
82° 45'34.124"
5
55° 0'52.142"
82° 45'30.238"
6
55° 0'58.028"
82° 45' 14.675"
7
55° 0'49.781"
82° 45'9.965"
8
55° 0'51.042"
82° 45'2.877"
9
55° 0'56.300"
82° 45' 1.440"
направить сформированный проект перечня участков недр на согласование в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением суда от 30.09.2020 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Заинтересованное лицо, Министерство обороны, каждый, в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, 26.11.2002 заявитель получил лицензию на пользование недрами серия НОВ номер 01364 вид лицензии ТЭ на добычу песчано-гравийных материалов на участке №2 Марусинского месторождения и геологическое изучение прилегающих участков недр с последующей добычей песчано-гравийных материалов.
03.06.2004 между АО «ЛПК» и администрацией муниципального образования Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области заключен договор аренды земельного участка № 104, по которому АО «ЛПК» передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 54:19:022301:36, площадью 407 092 кв.м, под карьер строительных материалов.
30.09.2019 АО «ЛПК» обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области с письмом № 117, в котором указало, что является обладателем лицензий на геологическое изучение и добычу песчаногравийных материалов Марусинского месторождения участок №2, Власихинского-2 месторождения и месторождения Марусинский-4 и просило целях выявления прилегающих перспективных участков недр общераспространённых полезных ископаемых и присоединения данного участка недр к существующим лицензионным участкам недр месторождения Власихинский-2 и участка№2 Марусинского месторождения включить в перечень участков недр местного значения с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийных материалов, участок недр, находящийся в границах земельного отвода, в соответствии с представленными координатами угловых точек.
Письмом от 31.01.2020 № 722-17/37 заинтересованное лицо отказало заявителю, сославшись на отказ Министерства обороны Российской Федерации в согласовании. К письму заинтересованное лицо приложило письмо Министерства обороны Российской Федерации от 13.12.2019 №141/39029, в котором указано, что включение в перечень участков недр местного значения Новосибирской области участка недр «Марусинский-6» не представляется возможным.
10.02.2020 заявитель направил в адрес заинтересованного лица запрос №10220/1, которым просил предоставить информацию относительно причин и оснований отказа для включения спорного участка в проект перечня, а также обосновать необходимость согласования включения участка в проект перечня участков недр местного значения с Министерством обороны Российской Федерации.
В ответ Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области письмом от 18.03.2020 № 2128-17/37 сообщило, что процедура подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения в отношении участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней осуществляется в соответствии с приказом Роснедр от 15.06.2012 № 687.
В проект перечня участков недр местного значения включаются участки недр, в границах которых отсутствуют земельные участки из состава земель обороны, безопасности.
02.04.2020 Министерство обороны Российской Федерации предоставило ответ, что разработка участка недр местного значения может вызвать ухудшение орнитологической обстановки аэродрома Толмачево, что повлияет на безопасность полетов. Кроме того, работы изменят рельеф местности, что потребует от аэродрома Толмачево ежегодной корректировки ориентиров для визуального захода на посадку при условиях ограниченной видимости и может привести к непоправимым последствиям.
В связи с чем, на основании статьи 8 Закона Российской Федерации №2395-1 от 21.02.1992 «О недрах», пользование участком недр «Марусинский-6 может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды.
15.04.2020 АО «ЛПК» подало в Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области повторное заявление о включении в перечень участков недр местного значения участка недр Марусинский-6.
В данном заявлении АО «ЛПК» дополнительно указало, что действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает получение согласования от Министерства обороны Российской Федерации для включения участка недр в перечень участков недр местного значения.
07.05.2020 Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области подготовило письмо (исх.№ 3829-17/37), в котором сообщило, что постановка участка недр Марусинский-6 в перечень участков недр местного значения в ближайшее время не планируется, в связи с позицией Министерства обороны Российской Федерации (№3456/37 от 16.04.2020).
Заявитель, не согласившись с указанным отказом, полагая, что он является незаконным и нарушающим его права и интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд пришел к выводу об их необоснованности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела исходит из фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ, с учетом статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Порядок пользования недрами в Российской Федерации и отношения, возникающие в связи с их использованием, регулируются нормами Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах").
В соответствии со статьей 1 Закона № 2395-1 законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 7.1 статьи 4 Закона №2395-1 установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
В силу пункта 5 Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней, утвержденного приказом Роснедр от 15.06.2012 № 687 (далее - Порядок подготовки перечней участков недр) в проект перечня участков недр местного значения включаются участки недр, в границах которых отсутствуют земельные участки из состава земель обороны, безопасности.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 03.10.2017 №383-п «О министерстве природных ресурсов и экологии Новосибирской области», утверждено Положение о министерстве природных ресурсов и экологии Новосибирской области, согласно пункту 1 которого Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим государственное управление и нормативное правовое регулирование в сфере рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий, в сфере лесных отношений, в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Новосибирской области в пределах установленных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области полномочий.
Согласно подпункту 62 пункта 8 Положения в установленной сфере деятельности министерство осуществляет подготовку перечней участков недр местного значения в соответствии с порядком, установленным федеральным органом управления государственным фондом недр.
Территориальный орган Федерального агентства по недропользованию в 20-дневный срок с даты поступления проекта перечня участков недр местного значения рассматривает указанный проект на предмет отсутствия или наличия оснований для отказа в согласовании, установленных в пункте 8 настоящего Порядка, а также проверяет информацию о наличии в границах участков недр местного значения геологических и (или) горных отводов участков недр, предоставленных в пользование для геологического изучения и (или) разведки и добычи полезных ископаемых, не относящихся к общераспространенным. По результатам рассмотрения проекта перечня участков недр местного значения территориальный орган Федерального агентства по недропользованию подготавливает и направляет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации письмо о согласовании или об отказе в согласовании перечней участков недр местного значения с указанием причин отказа, а также, в случае расположения участков недр местного значения полностью или частично в границах геологических и (или) горных отводов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, прилагает к письму соответствующую информацию с указанием номеров лицензий (пункт 6 Порядка). Отказ в согласовании перечней участков недр местного значения производится в случаях, предусмотренных пунктом 8 Порядка.
Таким образом, проект перечня участков недр местного значения подготавливается органом государственной власти субъектов Российской Федерации, разработанным по его инициативе и направляется на согласование в Территориальный орган Федерального агентства по недропользованию.
Пунктом 1 части 1 статьи 2.3 Закона о недрах определено, что к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
Согласно части 6 статьи 10.1 Закона о недрах основанием возникновения права пользования участками недр является, в том числе, принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
В соответствии со статьей статьи 13.1 Закона о недрах принятие решения о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются органом государственной власти соответствующего субъекта РФ относительно участков недр местного значения.
Процедура рассмотрения уполномоченным органом заявлений заинтересованных лиц о включении участка недр в перечень участков недр местного значения указанным Порядком не регулируется.
Более того, как верно отметил суд первой инстанции, из данного нормативного акта не следует, что перечень участков недр местного значения разрабатывается и формируется органом государственной власти субъекта Российской Федерации по заявкам заинтересованных лиц.
Аналогичная правовая позиция приведена Верховным Судом РФ в определении от 08.06.2017 № 309-КГ17-5914 по делу № А60-17907/2016.
Иное указывало бы на обязанность лица, представляющего собственника недр, подготавливать и формировать перечни участков недр местного значения без учета установленных принципов рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, сохранения целевого использования земельных участков и т.п. Заявительный характер носит лишь выставление участков уже включенных в перечень участков недр местного значения на аукцион для предоставления по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения.
Совокупный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что решение вопроса об отнесении того или иного участка земли к категории недр местного значения с последующим внесением его в соответствующий перечень является безусловной и исключительной прерогативой органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом, решение данного вопроса законодательно не поставлено в зависимость от волеизъявления конкретных лиц, заинтересованности потенциальных пользователей такими недрами.
По мнению суда апелляционной инстанции, в отсутствие нормативного акта, регламентирующего порядок формирования проекта перечня участков недр местного значения, Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края действует самостоятельно, в первую очередь исходя из принципа баланса интересов государства и частных лиц.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 28.02.2018 № 283-О, проверяя на соответствие Конституции Российской Федерации пункт 1 части 1 статьи 2.3., пункта 7.1 статьи 4, статей 11, 12, 16, 20 Закона о недрах, указал следующее. Закон Российской Федерации "О недрах", определяя, как указано в его преамбуле, правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр. С учетом природных характеристик участков недр, а также целей использования федеральный законодатель разграничивает их на участки недр федерального и местного значения. В частности, к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, подготовка и утверждение перечней которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами (статьи 2.1, 2.3 и 4). Названным Законом Российской Федерации установлен разрешительный режим пользования недрами: предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Интересы государства как собственника недр обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами. При этом права пользователя недр гарантируются установленным порядком досрочного прекращения права пользования недрами, в случае несогласия пользователя недр с решением о прекращении права пользования недрами он может обжаловать его в судебном порядке (статьи 11, 12, 16, 20 и 21).
Данное регулирование обеспечивает рациональное использование и охрану природных ресурсов, находящихся в государственной собственности, и тем самым направлено на установление баланса публичных и частных интересов в сфере недропользования.
Ссылки на письма ФАС России по регулированию аналогичных правоотношений, не влияют на правильность выводов суда, поскольку данные разъяснения являются мнением отдельного государственного органа исполнительной власти, не являющимся обязательным для применения судом.
Ни в ходе рассмотрения дела по существу, ни в апелляционной жалобе общество не приводит конкретную норму права, которая бы устанавливала заявительный характер формирования проекта перечня участка недр местного значения, обязывала учитывать заявления заинтересованных лиц при его формировании или определяла перечень оснований для отказа заявителям.
Из изложенного следует, что одного из двух условий, при обязательном наличии которых подлежат удовлетворению заявленные требования, а именно не соответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, нет.
Отклоняются доводы общества со ссылкой на то, что судом не исследована законность причин отказа, указанных в оспариваемом письме министерства от 07.05.2020 №3829-17/37 (причиной отказа послужила позиция Министерства обороны Российской Федерации, изложенная в письме от 13.12.2019 №141/39029), отсутствие заявительного характера формирования проектов перечней участка недр местного значения - это «новый» аргумент, который приведет министерством в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, он отсутствовал в самом оспариваемом обществом письме министерства.
Оспариваемое обществом письмо от 07.05.2020 №3829-17/37 было подготовлено министерством в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», по итогам рассмотрения обращения общества от 15.04.2020 № 15420.
Поступившая из Министерства обороны Российской Федерации информация (письма от 08.11.2020 № 141/34702, от 13.12.2019 № 141/39029) о невозможности включения в перечень участков недр местного значения Новосибирской области участка недр «Марусинский-6», который находится в непосредственной близости от объектов военной инфраструктуры, была учтена министерством при подготовке ответа на обращение общества от 15.04.2020 № 15420.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Министерства во включении в проект Перечня участков недр местного значения по Кировской области участка недр не противоречат законодательству и не нарушают права и законные интересы общества. Оснований для пересмотра соответствующих выводов Арбитражного суда Кировской области у суда апелляционной инстанции не имеется.
В этой связи у суда первой инстанции отсутствовали предусмотренные частью 2 статьи 201 АПК РФ основания для удовлетворения заявленных Обществом требований о признании оспариваемого отказа Министерства незаконным.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном применении норм материального права и неправильной оценке фактических обстоятельств дела, не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, доводам заявителя дана надлежащая оценка.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30.09.2020 по делу № А45-16846/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества «Левобережный песчаный карьер» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий
ФИО1
Судьи
ФИО2
ФИО3