ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А45-18602/2021 от 17.05.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                                                 Дело № А45-18602/2021

Резолютивная часть постановления объявлена   мая 2022 года .

Постановление изготовлено в полном объеме   мая 2022 года .

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                                   Черноусовой О.Ю.

судей                                                                  Киричёк Ю.Н.

                                                                             Шохиревой С.Т.

рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Владиславский» на решение от 20.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Хорошилов А.В.) и постановление от 24.01.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И., Павлюк Т.В.) по делу
№ А45-18602/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Владиславский» (630009, город Новосибирск, улица Вокзальная магистраль, дом 16, офис 619, ИНН 5407980546, ОГРН 1215400003730)
к Мэрии города Новосибирска (630099, город Новосибирск, Красный проспект, дом 34, ИНН 5406285846, ОГРН 1045402490100) об оспаривании отказа в выдаче разрешения
на строительство.

В заседании приняли участие представители:

от общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Владиславский» – Мочалов А.В. по доверенности от 18.10.2021;

от Мэрии города Новосибирска – Андреев М.В. по доверенности от 10.12.2021.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Владиславский» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным отказа Мэрии города Новосибирска (далее – мэрия) в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный среднеэтажный жилой дом» по улице Связистов
в Ленинском районе города Новосибирска, изложенного в уведомлении от 10.06.2021
№ 11/1/11.1-04/02004.

Решением от 20.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 24.01.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суд, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.

По мнению подателя кассационной жалобы, у мэрии не имелось правовых оснований для отказа обществу в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства; возможность возведения среднеэтажного многоквартирного дома на спорном земельном участке предусмотрена градостроительным планом земельного участка от 02.04.2021, Генеральным планом города Новосибирска, утвержденным решением Совета  депутатов города Новосибирска от 26.12.2007 № 824 (далее – Генеральный план), Правилами землепользования и застройки города Новосибирска, утвержденным решением Совета депутатов города Новосибирска
от 24.06.2009 № 1288 (далее – Правила землепользования); из взаимосвязанного толкования положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) следует, что проверка соответствия проектной документации требованиям проекта планировки территории и проекта межевания осуществляется лишь при строительстве линейного объекта.

Мэрия в отзыве на кассационную жалобу просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных
в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 08.06.2021 общество обратилось в мэрию с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный среднеэтажный жилой дом»
(с количеством надземных этажей – 8) на земельном участке с кадастровым номером 54:35:063605:99, расположенном по адресу: город Новосибирск, улица Связистов.

Уведомлением от 10.06.2021 № 11/1/11.1-04/02004 мэрия сообщила обществу об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта в связи с несоответствием представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным Проектом планировки территории, ограниченной улицами Станиславского, Титова и Связистов и перспективной городской магистралью, в Ленинском районе, утвержденным постановлением мэрии от 22.06.2015
№ 4206 (далее – Проект планировки территории).

Не согласившись с данным отказом в выдаче разрешения на строительство, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о соответствии оспариваемого отказа требованиям действующего законодательства и отсутствии нарушений прав и законных  интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.

Суд округа, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит
из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.

Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если
в соответствии с названным Кодексом подготовка проекта планировки территории
и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее – требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Документы и сведения, которые необходимо представлять в уполномоченные органы для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства, перечислены в части 7 статьи 51 ГрК РФ.

В соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 названной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка,
а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство.

В рассматриваемом случае основанием для отказа обществу в выдаче разрешения на строительство многоквартирного дома послужило несоответствие представленных обществом документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства (Проекту планировки территории), установленным на дату выдачи градостроительного плана земельного участка от 02.04.2021, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 41 ГрК РФ проект планировки территории относится к документации по планировке территории. Основная часть проекта планировки территории включает в себя положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории
(в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов (пункт 2
части 3 статьи 42 ГрК РФ).

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что обществом испрашивается разрешение на строительство многоквартирного среднеэтажного дома на земельном участке с кадастровым номером 54:35:063605:99; между тем в соответствии
с Проектом планировки территории данный земельный участок расположен в зоне планируемого размещения объектов капитального строительства с наименованием «Зона делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1)», в которой предусмотрено размещение общественных зданий административного назначения, офисов, бизнес-центров, банков, гостиниц и иных объектов, а также многоэтажной жилой застройки, застройки торгового назначения (пункт 2.2).

Поскольку в указанной зоне планируемого размещения объектов капитального строительства не допускается возведение среднеэтажных жилых домов, суды обоснованно согласились с доводами мэрии о несоответствии представленных обществом документов (проектной документации) требованиям Проекта планировки территории.

Вопреки позиции общества необходимость проверки проектной документации на соответствие требованиям, установленным проектом планировки территории, при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства следует из буквального толкования положений частей 1 и 13 статьи 51
ГрК РФ и подтверждается судебной практикой (определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2021
№ 18-КАД20-35-К4).

То обстоятельство, что проектная документация на спорный объект подготовлена
с учетом требований, установленных Генеральным планом для функциональной зоны «Жилая зона» и Правилами застройки для территориальной зоны «Зона застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж1)», не исключает ее несоответствие требованиям, установленным Проектом планировки территории к зоне планируемого размещения объекта.

Кроме того, в период рассмотрения заявления общества о выдаче разрешения на строительство мэрией были проведены общественные обсуждения по вопросу жилищной застройки в спорной территориальной зоне, по результатам которых были внесены изменения в Правила землепользования в части установление запрета на строительство
в ней любых многоквартирных домов.

С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования, поскольку оспариваемый отказ мэрии соответствует действующему законодательству и не нарушает прав
и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права
к установленным обстоятельствам дела.

Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 20.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление
от 24.01.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-18602/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                       О.Ю. Черноусова

Судьи                                                                                    Ю.Н. Киричёк

                                                                                                С.Т. Шохирева