ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А45-19376/2022 от 11.10.2023 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А45-19376/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2023 года.

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Зюкова В.А.,

судей Ишутиной О.В.,

Качур Ю.И. -

при ведении протокола помощником судьи Рахмеевой Д.Р. рассмотрел в судебном заседании с использованием системы веб-конференции посредством сервиса «Картотека арбитражных дел» кассационную жалобу акционерного общества «Новосибирскэнергосбыт» (далее – АО «Новосибирскэнергосбыт») на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 08.02.2023 (судья Кодилова А.Г.)
и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2023 (судьи Фролова Н.Н., Иванова О.А., Кудряшева Е.В.) по делу № А45-19376/2022 принятые
по заявлению АО «Новосибирскэнергосбыт» к ответчикам: Администрации Муниципального образования Балтинского сельсовета Мошковского района Новосибирской области, Администрации Мошковского района Новосибирской области
и Богданову Евгению Александровичу о привлечении к субсидиарной ответственности.

В судебном заседании в режиме веб-конференции посредством использования информационной системы «Картотека арбитражных дел» приняли участие представители АО «Новосибирскэнергосбыт» - Мельшикова О.В. по доверенности от 02.03.2022, Администрации муниципального образования Балтинского сельсовета Мошковского района Новосибирской области - Станкевич С.Е. на основании постановления администрации от 14.10.2022.

Суд установил:

АО «Новосибирскэнергосбыт» 14.07.2022 обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российский Федерации (далее - АПК РФ), о привлечении солидарно Администрацию Мошковского района Новосибирской области, Администрацию Муниципального образования Балтинского сельсовета Мошковского района Новосибирской области и Богданова Е.А. к субсидиарной ответственности
по обязательствам муниципального унитарного предприятия «Балтийское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее - МУП «Балтинское ЖКХ», должник) в размере
466 597,84 руб., в том числе 333 388,33 руб. - основной долг, 116 141,51 руб. - пеня,
17 068 руб. - расходы по оплате государственной пошлины.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 08.02.2023, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда
от 30.06.2023, в удовлетворении исковых требований АО «Новосибирскэнергосбыт» отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, АО «Новосибирскэнергосбыт» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт
об удовлетворении требований.

В обоснование кассационной жалобы АО «Новосибирскэнергосбыт» указывает,
что задолженность в размере превышающим 300 000 руб. образовалась к 15.04.2020,
а 15.07.2020 у руководителя должника появилась обязанность обратиться в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании МУП «Балтинское ЖКХ» несостоятельным (банкротом). Должник к 15.07.2020 объективно отвечал признакам неплатежеспособности, что подтверждается наращиванием задолженности по оплате
за электрическую энергию, поставленную на объекты должника. По мнению кассатора,
к 15.07.2020 для контролирующих МУП «Балтинское ЖКХ» лиц стало очевидно,
что должник не способен в полном объеме удовлетворить требования кредиторов. Полагает, что с заявлением о признании должника банкротом Богданов Е.А. обязан был обратиться в срок до 16.08.2020, Администрация Балтинского сельсовета Мошковского района, как собственника имущества МУП «Балтинское ЖКХ» - не позднее 26.08.2020, т.е. через 10 дней в соответствии с пунктом 3.1. статьи 9 Федерального закона
«О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее - Закон
о банкротстве). АО «Новосибирскэнергосбыт» не имело возможности в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора энергоснабжения, заключенного с МУП «Балтенское ЖКХ» не смотря на наличие задолженности. Ссылается на ошибочность выводов суда апелляционной инстанции о том, что у МУП «Балтинское ЖКХ» имелось достаточно имущества для полного погашения требований кредиторов. Действиями (бездействием) Администрацией Мошковского района причинен существенный вред имущественным правам кредиторов, в связи с чем она подлежит привлечению
к субсидиарной ответственности солидарно по обязательствам должника в соответствии
с пунктом 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве.

В судебном заседании представитель АО «Новосибирскэнергосбыт» поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Администрации муниципального образования Балтинского сельсовета Мошковского района Новосибирской области возражает против доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Иные лица, участвующие в деле, не явились. Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационные жалобы рассматриваются в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобы, проверив
в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами, учредителем МУП «Балтинское ЖКХ» является Администрация муниципального образования Балтинского сельсовета Мошковского района Новосибирской области. В период с 30.09.2019
по 01.11.2021 директором МУП «Балтинское ЖКХ» являлся Богданов Е.А.

МУП «Балтинское ЖКХ» на основании договора энергоснабжения от 15.01.2007
№ О-365 приобретало у АО «Новосибирскэнергосбыт» электрическую энергию
для электроснабжения своих объектов, находящихся в Мошковском районе Новосибирской области.

В связи с нарушением МУП «Балтинское ЖКХ» условий договора по оплате отпущенной электрической энергии АО «Новосибирскэнергосбыт» обратилось с исками
о взыскании задолженности.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 04.12.2019 по делу
№ А45-36226/2019 с МУП «Балтинское ЖКХ» в пользу АО «Новосибирскэнергосбыт» взыскана пеня в размере 81 207,56 руб. за период с 01.02.2019 по 07.11.2019, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 248 руб. Исполнительный лист по указанному делу не исполнен.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 28.04.2020 по делу
№ А45-4969/2020 с МУП «Балтинское ЖКХ» в пользу АО «Новосибирскэнергосбыт» взыскана сумма основного долга за потребленную электрическую энергию за период
с 01.11.2019 по 31.01.2020 в размере 186 334,74 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 590 руб. Исполнительный лист по данному делу исполнен частично.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 29.06.2020 по делу
№ А45-9652/2020 с МУП «Балтинское ЖКХ» в пользу АО «Новосибирскэнергосбыт» взыскана задолженность по оплате электрической энергии по договору на подачу
и потребление электрической энергии от 15.01.2007 № 365 за период с 01.02.2020
по 31.03.2020 в сумме 48 947,32 руб., расходы по уплате государственной пошлине
в сумме 2 000 руб. Исполнительный лист по делу исполнен частично.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 05.09.2020 года по делу
№ А45-16270/2020 с МУП «Балтинское ЖКХ» в пользу АО «Новосибирскэнергосбыт» взыскана задолженность по оплате электрической энергии по договору на подачу
и потребление электрической энергии от 15.01.2007 № 365 за период с 01.04.2020
по 31.05.2020 в сумме 116 441,42 руб., расходы по уплате государственной пошлине
в сумме 4 493 руб. Исполнительный лист по указанному делу не исполнен.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 18.03.2021 года по делу
№ А45-2012/2021 с МУП «Балтинское ЖКХ» в пользу АО «Новосибирскэнергосбыт» взыскана задолженность за потребленную электрическую энергию по договору
от 15.01.2007 № О-365 за период с 01.10.2020 по 31.01.2021 в размере 178 440,06 руб., государственную пошлину в размере 3 740 руб. Исполнительный лист по указанному делу не исполнен.

Арбитражным судом Новосибирской области выдан судебный приказ от 07.09.2020 по делу № А45-22553/2020 о взыскании с МУП «Балтинское ЖКХ» в пользу
АО «Новосибирскэнергосбыт» задолженности за потребленную электрическую энергию по договору от 15.01.2007 № 365 за период с 01.06.2020 по 31.07.2020 в размере
119 352,26 руб., судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме
2 290 руб.

Арбитражным судом Новосибирской области выдан судебный приказ от 09.11.2020 по делу № А45-29293/2020 о взыскании задолженности по договору электроснабжения
от 15.01.2007 № О-365 задолженность за потребленную электрическую энергию за период с 01.08.2020 по 30.09.2020 в размере 94 849,06 руб., 1 897 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

В дальнейшем, 20.05.2021 АО «Новосибирскэнергосбыт» обратилось
в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании МУП «Балтинское ЖКХ» несостоятельным (банкротом), в связи с наличием задолженности в размере
726 084,42 руб., из них: основной долг - 629 808,86 руб., государственная пошлина -
81 207,56 руб.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 12.10.2021 по делу
№ А45-13504/2021 должник, признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура банкротства - конкурсное производство по упрощенной процедуре отсутствующего должника. Конкурсным управляющим был утвержден Кильчик Артем Анатольевич.

Требования акционерного общества «Новосибирскэнергосбыт» в размере
726 084,42 руб., из них: основной долг - 629 808,86 руб., пени - 81 207,56 руб., государственная пошлина - 15 068 руб. включены в реестр требований кредиторов отсутствующего должника с отнесением в третью очередь удовлетворения.

Определением суда от 21.02.2022 по делу № А45-13504/2021 в реестр требований кредиторов отсутствующего должника также включены требования
АО «Новосибирскэнергосбыт» в размере пеня за потребляемую электрическую энергию по договору от 15.01.2007 № О-365 за период с 01.12.2019 по 31.12.2020 в размере
34 933,95 руб., государственная пошлина в размере 2 000 руб.

Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 05.07.2022 по делу
№ А45-13504/2021 (резолютивная часть определения объявлена 28.07.2022) судом завершена процедура конкурсного производства по делу № А45-13504/2021
о несостоятельности (банкротстве) должника - МУП «Балтинское ЖКХ».

В результате проведенных конкурсным управляющим, конкурсным кредитором
АО «Новосибирскэнергосбыт» поисков имущества, у должника выявлено имущество
в виде переплаты по налогам и сборам в размере 861 395,4 руб.

В связи с частичным возвратом в конкурсную массу излишне уплаченных налогов, кредитору АО «Новосибирскэнергосбыт» конкурсным управляющим перечислены денежные средства в размере 296 420,53 руб.

Остаток непогашенной задолженности должника перед
АО «Новосибирскэнергосбыт», составляет 333 388,33 руб. - основной долг,
116 141,51 руб. - пени, 17 068 руб. - расходы по оплате государственной пошлины.

В обоснование заявленных исковых требований кредитор ссылается на статьи 61.11 и 61.12 Закона о банкротстве, указывая на возможность привлечения ответчиков
к субсидиарной ответственности, в связи с неподачей заявления о банкротстве общества, так и в связи с действиями (бездействием) контролирующих должника лиц, повлекшими невозможность полного погашения требований кредиторов.

В частности, в качестве оснований для привлечения директора МУП «Балтинское ЖКХ» Богданова Е.А. к субсидиарной ответственности солидарно по статье 61.11 Закона
о банкротстве истец указывает, что в ходе рассмотрения дела о банкротстве выявлена информация о наличии у должника переплат по налогам и сборам в размере
591 420,84 руб. В свою очередь директор МУП «Балтинское ЖКХ» достоверно зная
о задолженности перед кредиторами и о наличии переплаты по налогам и сборам
не предпринял мер для взыскания (истребования) с МИФНС России указанной переплаты с целью расчета с кредиторами.

Основанием для привлечения Администрации Мошковского района Новосибирской области к субсидиарной ответственности по статье 61.11 Закона о банкротстве, истец указывает, что узнав о задолженности МУП «Балтинское ЖКХ» перед
АО «Новосибирскэнергосбыт», Администрация Машковского района не решает вопрос
по выделению администрации Балтинского сельсовета межбюджетных трансфертов для осуществления ими своих полномочий, а Постановлением от 29.09.2020 № 1354-па наделяет статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения на территории Балтинского сельсовета МУП «Водолей» (ИНН 5432002974), в дальнейшем передав
ему в хозяйственное ведение имущество ранее находящееся в хозяйственном ведении МУП «Балтинское ЖКХ».

В качестве оснований для привлечения директора МУП «Балтинское ЖКХ» Богданова Е.А. и Администрации Балтинского сельсовета Мошковского района Новосибирской области к субсидиарной ответственности солидарно по статье 61.12 Закона о банкротстве истец указывает, что задолженность более 300 000 руб. возникла
у МУП «Балтинское ЖКХ» 18.06.2020, следовательно, 18.09.2020 у должника появились признаки неплатежеспособности, а потому у контролирующих должника лиц возникла обязанность обратиться в суд с заявлением о банкротстве предприятия: у руководителя Богданова Е.А. - не позднее 18.10.2020, у Администрации Балтинского сельсовета Мошковского района, как собственника имущества МУП «Балтинское ЖКХ» - не позднее 28.10.2020. Директор МУП «Балтинское ЖКХ» и администрация Балтинского сельсовета Мошковского района не могли не знать о том, что у должника имеются признаки неплатежеспособности.

Суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из недоказанности совокупности обстоятельств для привлечения ответчиков к ответственности
по обязательствам должника.

Суд кассационной инстанции считает выводы судов правильными.

Если после завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве лицу, которое имеет право на подачу заявления о привлечении
к субсидиарной ответственности в соответствии с пунктом 3 статьи 61.14 настоящего Федерального закона и требования которого не были удовлетворены в полном объеме, станет известно о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, предусмотренной статьей 61.11 настоящего Федерального закона, оно вправе обратиться
в арбитражный суд с иском вне рамок дела о банкротстве (пункт 1 статьи 61.9 Закона
о банкротстве).

Заявление, поданное в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, рассматривается арбитражным судом, рассматривавшим дело о банкротстве. При рассмотрении заявления применяются правила пункта 2 статьи 61.15, пунктов 4 и 5 статьи 61.16 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 61.9 Закона о банкротстве).

С учетом процессуальных особенностей, применяемых при рассмотрении данной категории споров после принятия Федеральным законом от 29.07.2017 № 266-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»
и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» главы III.2 Закона о банкротстве, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» (далее - Постановление № 53), при решении вопроса о том, какие нормы подлежат применению - общие положения о возмещении убытков (в том числе статья 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо специальные правила о субсидиарной ответственности (статья 61.11 Закона о банкротстве), - суд в каждом конкретном случае оценивает, насколько существенным было негативное воздействие контролирующего лица (нескольких контролирующих лиц, действующих совместно либо раздельно)
на деятельность должника, проверяя, как сильно в результате такого воздействия изменилось финансовое положение должника, какие тенденции приобрели экономические показатели, характеризующие должника, после этого воздействия. Если допущенные контролирующими лицами нарушения явились необходимой причиной банкротства, применению подлежат нормы о субсидиарной ответственности (пункт 1 статьи 61.11 Закона о банкротстве), совокупный размер которой по общим правилам определяется
на основании абзацев первого и третьего пункта 11 статьи 61.11 Закона о банкротстве.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 3 Постановления № 53
по общему правилу, необходимым условием отнесения лица к числу контролирующих должника является наличие у него фактической возможности давать должнику обязательные для исполнения указания или иным образом определять его действия (пункт 3 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 61.10 Закона
о банкротстве).

В силу пункта 1 статьи 61.12 Закона о банкротстве, неисполнение обязанности
по подаче заявления должника в арбитражный суд (созыву заседания для принятия решения об обращении в арбитражный суд с заявлением должника или принятию такого решения) в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 Закона, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых Законом возложена обязанность
по созыву заседания для принятия решения о подаче заявления должника в арбитражный суд, и (или) принятию такого решения, и (или) подаче данного заявления в арбитражный суд.

Исходя из содержания статьи 61.12 Закона о банкротстве законодатель презюмировал наличие причинно-следственной связи между обманом контрагентов
со стороны руководителя должника в виде намеренного умолчания о возникновении признаков банкротства, о которых он должен был публично сообщить в силу Закона, подав заявление о несостоятельности, и негативными последствиями для введенных
в заблуждение кредиторов, по неведению предоставивших исполнение лицу, являющемуся в действительности банкротом, явно неспособному передать встречное исполнение.

Заявление должника должно быть направлено в суд в случаях, предусмотренных настоящей статьей, не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств (пункт 2 статьи 9 Закона о банкротстве).

При решении вопроса о возможности возложения на ответчика субсидиарной ответственности необходимо иметь в виду, что субсидиарная ответственность возлагается не в силу одного лишь факта неподачи заявления должника, а потому что указанное обстоятельство является презумпцией невозможности удовлетворения требований кредиторов, возникших в период просрочки подачи заявления о несостоятельности (банкротстве), по причине неподачи данного заявления.

Таким образом, при разрешении вопроса о привлечении бывшего руководителя
к ответственности за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника
о собственном банкротстве существенное значение имеет установление момента возникновения соответствующей обязанности. Этот момент определяется тем, когда обычный, разумный и добросовестный руководитель, поставленный в ту же ситуацию,
что и руководитель должника, должен был осознать такую степень критичности положения подконтрольной организации, которая объективно свидетельствовала
о невозможности продолжения нормального режима хозяйствования.

Невыполнение руководителем требований Закона о банкротстве об обращении
в арбитражный суд с заявлением должника о его собственном банкротстве свидетельствует, по сути, о недобросовестном сокрытии от кредиторов информации
о неудовлетворительном имущественном положении юридического лица. Подобное поведение руководителя влечет за собой принятие несостоятельным должником дополнительных долговых обязательств в ситуации, когда не могут быть исполнены существующие, заведомую невозможность удовлетворения требований новых кредиторов, от которых были скрыты действительные факты, и, как следствие, возникновение убытков на стороне этих новых кредиторов, введенных в заблуждение в момент предоставления должнику исполнения. Хотя предпринимательская деятельность не гарантирует получение результата от ее осуществления в виде прибыли, тем не менее
она предполагает защиту от рисков, связанных с неправомерными действиями (бездействием), нарушающими нормальный (сложившийся) режим хозяйствования.

В силу прямого указания закона привлечение к субсидиарной ответственности
за неподачу заявления о собственном банкротстве возможно только в отношении
тех обязательств должника, которые возникли после истечения установленного в пункте 2 статьи 9 Закона о банкротстве месячного срока для подачи заявления о признании должника банкротом.

Согласно пункту 9 Постановления № 53 обязанность руководителя по обращению
в суд с заявлением о банкротстве возникает в момент, когда добросовестный и разумный руководитель, находящийся в сходных обстоятельствах, в рамках стандартной управленческой практики, учитывая масштаб деятельности должника, должен был объективно определить наличие одного из обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 9 Закона о банкротстве.

Судами установлено, что в рамках дела о банкротстве МУП «Балтинское ЖКХ»
№ А45-13504/2021 в реестр требований кредиторов должника включена задолженность АО «Новосибирскэнергосбыт» за период с 01.02.2019 по 31.01.2021, возникшая
из правоотношений по договору от 15.01.2007 № О-365.

При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства возникновения каких-либо новых обязательств должника перед кредиторами после истечения срока на подачу заявления о банкротстве (18.10.2020 и 28.10.2020).

Доводы кассационной жалобы данный вывод судов не опровергают.

Материалами дела также не подтверждается, что АО «Новосибирскэнергосбыт» было введено в заблуждение должником и по неведению предоставляло исполнение лицу, являющемуся в действительности банкротом, явно неспособному передать встречное исполнение.

По результатам исследования и оценки доказательств, осуществленных по правилам статьи 71 АПК РФ судами установлено, что АО «Новосибирскэнергосбыт» регулярно отслеживало размер задолженности, сформировавшейся у МУП «Балтинское ЖКХ»
и направляло должнику информацию о размере задолженности. В адрес МУП «Балтинское ЖКХ» от АО «Новосибирскэнергосбыт» от 18.10.2020 и 09.11.2020 также поступили уведомления о введении ограничения режима электропотребления.

В этой связи суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения ответчиков к субсидиарной ответственности
по обязательствам должника.

Апелляционный суд верно указал, что учитывая специфику деятельности должника связанную с водоснабжением и водоотведением, при осуществлении которой большую роль играет своевременная оплата коммунальных услуг населением, в силу особенностей указанной деятельности, кредиторская задолженность должника, отраженная
в бухгалтерской отчетности и в последующем включенная в реестр требований
ее кредиторов, фактически представляет собой долги граждан по оплате коммунальных услуг, которые находятся в прямой зависимости от платежеспособности населения
и не связаны с результатами экономической деятельности должника.

В рассматриваемом случае с целью взыскания задолженности были поданы заявления в суд о взыскании в принудительном порядке задолженности с физических лиц.

На расчетный счет МУП «Балтинское ЖКХ» 16.07.2021 внесена денежная сумма
в размере 63 436,58 руб. в счет погашения задолженности по коммунальным услугам,
в подтверждение чего в материалы дела представлена квитанция от 16.07.2021
№ 52429528/174112874976.

В результате проведенных конкурсным управляющим МУП «Балтинское ЖКХ», конкурсным кредитором АО «Новосибирскэнергосбыт» поисков имущества, у должника выявлено имущество в виде переплаты по налогам и сборам в размере 861 395,49 руб.,
а также дебиторская задолженность населения в размере 864 100,59 руб.

Конкурсным управляющим поданы заявления в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 23 по Новосибирской области о возврате излишне уплаченных налогов и сборов. В ходе конкурсного производства в конкурсную массу поступили денежные средства в виде излишне уплаченных налогов на сумму
591 420,84 руб.

При этом, в сентябре-октябре 2020 года (период, когда, по мнению истца, директор
и учредитель должника должны были обратиться с заявлением о банкротстве)
у МУП «Балтинское ЖКХ» имелось достаточно имущества (переплата по налогам
и дебиторская задолженность) для полного погашения требований кредиторов.

Суды установили, что за счет полученной субсидии, МУП «Балтинское ЖКХ» 21.09.2020 платежным поручением № 42363 на расчетный счет отдела по ИОИП УФССП России по Новосибирской области согласно исполнительному документу ФССП
от 24.08.2020 № б/н по исполнительному производству/делу № 16272/20/54043-СД перечислена сумма в размере 123 160 руб. Согласно отчету, указанные денежные средства направлены конкурсным управляющим на погашение текущих расходов в рамках дела
о банкротстве № А45-13504/2021.

Таким образом, материалами дела опровергается довод истца о том,
что Богдановым А.И. и Администрацией Балтинского сельсовета Мошковского района Новосибирской области не принимались меры для возврата переплаты и истребования задолженности для последующего расчета с кредиторами МУП «Балтинское ЖКХ».

При таких обстоятельствах суды сочли недоказанным, что в спорный период сложились условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Закона о банкротстве,
для возникновения обязанности по обращению в суд с заявлением о банкротстве.

Судами установлено, что на основании постановлений Администрации Балтийского сельсовета Мошковского района Новосибирской области от 26.01.2021 № 7, от 19.02.2021, от 17.06.2021 № 50, № 51 все объекты, связанные с водоснабжением, водоотведением переданы Администрацией Балтийского сельсовета Мошковского района Новосибирской области в муниципальную собственность Мошковского района Новосибирской области.

Оценивая доводы кассатора о том, что действия учредителя должника по передаче водных объектов, вывод и изъятие имущества у должника фактически лишили последнего возможности получать прибыль суды верно исходили из следующего.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), устанавливая в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы
его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения
и их дифференциацию по видам муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом
в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации
(пункт 4).

При принятии закона Новосибирской области от 24.11.2014 № 484-03
«Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» полномочия по водоснабжению были закреплены, в том числе, за сельскими поселениями.

Законом Новосибирской области от 31.01.2017 № 137-03 «О внесении изменения
в статью 3 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» (принят постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области от 26.01.2017 № 137-ЗС) внесены изменения согласно которым, вопросы местного значения по водоснабжению в том числе, были переданы
на уровень муниципальных районов.

Статьей 3 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 № 484-03 «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» (далее - Закон НСО № 484-03), на основании части 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ закреплены
за сельскими поселениями Новосибирской области вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 (в части вопросов организации в границах поселения электро- и газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации).

Таким образом, вопросы местного значения по водоснабжению возложены
на Администрацию Мошковского района Новосибирской области.

Частью 4 статьи 15 Закона № 131-ФЗ органам местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, предоставлено право заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации,
а органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий
по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 50 Закона № 131-ФЗ в случаях возникновения
у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Закона № 131-Ф3 Советом депутатов Мошковского района Новосибирской области 04.07.2017 принято решение № 132
«О передаче полномочий Мошковского района Новосибирской области в области организации в границах поселений тепло- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом органам местного самоуправления поселений», которым, в том числе, указанные полномочия переданы Балтийскому сельсовету Мошковского района Новосибирской области.

В свою очередь Советом депутатов Балтийского сельсовета Мошковского района Новосибирской области 06.07.2017 принято решение № 82 «О принятии полномочий Мошковского района Новосибирской области в области организации поселений тепло-
и водоснабжения, водоотведении, снабжения населения топливом».

Во исполнение вышеуказанных решений между администрацией Мошковского района и администрацией Балтийского сельсовета Мошковского района 04.07.2017 было заключено соглашение № 5, предметом которого являлась передача администрации поселения осуществление полномочий по организации в границах Балтийского сельсовета Мошковского района теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 5.2 указанного соглашения, срок действия соглашения
до 31.12.2019.

С января 2019 по ноябрь 2019 года Балтийский сельсовет зарегистрировал право собственности на большую часть объектов водоснабжения.

Советом депутатов Балтийского сельсовета Мошковского района Новосибирской области 14.01.2020 принято решение № 198 «О прекращении действия Соглашения № 5
от 04.07.2017 между администрацией Мошковского района Новосибирской области
и Администрацией Балтийского сельсовета Мошковского района Новосибирской области» в области организации поселений тепло- и водоснабжения, водоотведении, снабжения населения топливом» с 1 февраля 2020 года.

Право собственности на последний оставшийся объект водоснабжения, скважину зарегистрировано Балтийским сельсоветом 04.09.2020.

Постановлением Администрации Балтийского сельсовета Мошковского района
от 26.01.2021 № 7 передана часть имущества согласно приложения, в муниципальную собственность Мошковского района Новосибирской области.

Постановлением Администрации Мошковского района Новосибирской области
от 02.02.2021 № 101- па, переданное имущество принято в муниципальную собственность Мошковского района.

Постановлением администрации Балтийского сельсовета Мошковского района
от 17.06.2021 № 50 передана оставшаяся часть имущества согласно приложения,
в муниципальную собственность Мошковского района Новосибирской области.

Постановлением Администрации Мошковского района Новосибирской области
от 28.06.2021 № 775-па переданное имущество принято в муниципальную собственность Мошковского района.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному и мотивированному выводу о том, что передача имущества в собственность Администрации Мошковского района обусловлена прямым указанием закона, направлена на исполнение требований законодательства, не имела противоправной цели причинения вреда имущественным интересам кредиторов. Напротив, бездействие Балтийского сельсовета и администрации Мошковского района по передаче-принятию имущества повлекло бы неблагоприятные социальные и экономические последствия с учетом изложенного выше законодательства.

Постановлением администрации Мошковского района Новосибирской области
от 29.09.2020 № 1354-па МУП «Водолей» Мошковского района Новосибирской области было наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения
на территории Балтинского сельсовета.

Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 29.09.2020 № 217-В установлен тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение
для Муниципального унитарного предприятия «Водолей» Мошковского района Новосибирской области, осуществляющую деятельность на территории Мошковского района Новосибирской области, в том числе, на территории Балтинского сельсовета.

В связи с этим Администрацией Балтинского сельсовета Мошковского района Новосибирской области в АО «Новосибирскэнергосбыт» 23.11.2020 направлено письмо
№ 430, о том, что оплату за электроэнергию на водных объектах, расположенных
на территории д. Балта, д. Вороново, д. Бурлиха и н.п. Кубово с 01.11.2020 будет производить МУП «Водолей» Мошковского района Новосибирской области.

Указанные обстоятельства позволили судам прийти к выводу о том,
что неблагоприятное положение должника вызвано внешними факторами, не связанными с деятельностью контролирующих должника лиц, в связи с чем данные обстоятельства
не могут безусловно свидетельствовать о наличии фактических оснований
для удовлетворения заявленного иска. Доказательств наличия в действиях (бездействии) Богданова Е.А. и Администрацией Балтинского сельсовета Мошковского района Новосибирской области вины в доведении МУП «Балтинское ЖКХ» до банкротства
не представлено.

Доводы жалобы указанные выводы судов не опровергают, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.

Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные
по сравнению со сделанными судами выводы относительно того, какие обстоятельства
по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств,
не допущена (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции»).

Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы
и оценены в соответствии с требованиями части 7 статьи 71 АПК РФ. Нормы материального права применены правильно. Несогласие заявителя с выводами судов не свидетельствует о неправильном применении ими норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела, а потому не может служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке (статьи 286, 287
АПК РФ).

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Новосибирской области от 08.02.2023 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2023 по делу № А45-19376/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.

Председательствующий В.А. Зюков

Судьи О.В. Ишутина

Ю.И. Качур