Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А45-19589/2014
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2015 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2015 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Тамашакина С.Н.
ФИО1
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Корпорация Терра» на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.02.2015 (судья
Попова И.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2015 (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Скачкова О.А.) по делу
№ А45-19589/2014
по заявлению администрации Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (633100, <...>,
ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (107078, <...>
д. 10, стр. 1, ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице филиала
по Новосибирской области
о признании незаконным решения от 03.12.2013 о внесении сведений
о границе населенного пункта в государственный кадастр недвижимости, обязании исключить из государственного кадастра недвижимости сведения
о границе населенного пункта.
Другие лица, участвующие в деле: закрытое акционерное общество «Корпорация Терра» (630521, <...>/А, ИНН <***>, ОГРН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Услуги для бизнеса», закрытое акционерное общество «Пригородное», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, Правительство Новосибирской области, администрация Новосибирского района Новосибирской области, мэрия города Новосибирска.
В заседании приняли участие представители:
от закрытого акционерного общества «Корпорация Терра» -
ФИО3 на основании доверенности от 14.01.2015,
от закрытого акционерного общества «Пригородное» -
ФИО3 на основании нотариально удостоверенной доверенности от 10.04.2015 № 54 А А 1745112, адвокат Антонова М.В. на основании доверенности от 12.01.2015 № 13.
Суд установил:
администрация Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра», кадастровая палата) с заявлением о признании незаконным решения от 03.12.2013 о внесении сведений о границе населенного пункта
с. Толмачево Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в государственный кадастр недвижимости
на основании землеустроительного дела «По описанию местоположения границы населенного пункта с. Толмачево Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области» от 02.12.2013 регистрационный номер 03-О/5400-1350; обязании исключить
из государственного кадастра недвижимости сведения о границе населенного пункта с. Толмачево Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, внесенный на основании землеустроительного дела «По описанию местоположения границы населенного пункта с. Толмачево Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области» от 02.12.2013 регистрационный номер 03-О/5400-1350.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц,
не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество «Корпорация Терра»
(далее - ЗАО «Корпорация Терра»), общество с ограниченной ответственностью «Услуги для бизнеса» (далее - ООО «Услуги для бизнеса»), закрытое акционерное общество «Пригородное»
(далее - ЗАО «Пригородное»), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - Управление Росреестра), правительство Новосибирской области, администрация Новосибирского района Новосибирской области, мэрия города Новосибирска.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 24.02.2015, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2015, заявленные требования удовлетворены
в полном объеме.
ЗАО «Корпорация Терра» в поданной кассационной жалобе просит решение и постановление отменить, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права,
и принять новый судебный акт об отказе в заявлении или передать дело
на новое рассмотрение.
По утверждению подателя жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов администрации; кроме того администрацией пропущен установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ срок на обжалование решения кадастровой палаты.
Представленный администрацией через систему «Мой арбитр» отзыв
не принимается во внимание, поскольку в нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса РФ отсутствуют доказательства его направления всем участвующим в деле лицам (приложены квитанции
о направлении отзыва ЗАО «Корпорация Терра» и ФГБУ ФКП Росреестра
в лице филиала по Новосибирской области).
В судебном заседании представитель ЗАО «Корпорация Терра» поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представители
ЗАО «Пригородное» выразили согласие с доводами кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей остальных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом
о судебном заседании по делу.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судами норм действующего законодательства, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами по материалам дела установлено, что ФГБУ «ФКП Росреестра» принято решение от 03.12.2013 № 54/13-179029 о внесении кадастровых сведений о границе с. Толмачево Новосибирского района Новосибирской области в Государственный кадастр недвижимости (ГКН).
Основанием для принятого ФГБУ «ФКП Росреестра» данного решения явилось решение внеочередной 5-й сессии четвертого созыва Совета депутатов Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 23.06.2010 № 25, корректировки генерального плана территории муниципального образования Толмачевский сельсовет от 23.06.2010 № б/н, кадастровых планов территории от 07.10.2013, 15.10.2013, картографического материала от 13.11.2013, электронного картографического материала, полученного сканированием сельскохозяйственных карт, договор на выполнение землеустроительных работ.
Решением внеочередной пятой сессии четвертого созыва Совета депутатов Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 23.06.2010 № 25 утверждена корректировка генерального плана территории муниципального образования Толмачевский сельсовет Новосибирского района Новосибирской области с генеральными планами населенных пунктов: с. Толмачево, с. Красноглинное, д. Алексеевка,
п. Красноармейский, п. Новоозерный и внесением изменений границ населенного пункта Новоозерный, с исключением земель сельскохозяйственного назначения коллективно-долевой собственности.
ООО «Услуги для бизнеса» по заявке ООО «Пригородное» подготовило землеустроительное дело «По описанию местоположения границы населенного пункта с. Толмачево Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области» со ссылкой на решение внеочередной пятой сессии четвертого созыва с. Толмачево от 23.06.2010 № 25 Совета депутатов Толмачевского сельсовета, схемы функционального зонирования
с. Толмачево Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области М1:5000, согласно которым земельные участки
с кадастровыми номерами 54:19:034001:425, 54:19:034001:1360 включены
в черту населенного пункта с. Толмачево Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
Фактически были изменены границы с. Толмачево.
Администрация, полагая, что решение ФГБУ «ФКП Росреестра»
от 03.12.2013 № 54/13-179029 принято с нарушением требований законодательства, её прав и законных интересов, обратилась в суд
с соответствующим заявлением.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса РФ, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда
о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу приведенных правовых норм удовлетворение требований
о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Разрешая спор, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение принято при несоблюдении требований статьи 15 Федерального закона
от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»
(далее - Закон о кадастре недвижимости), нарушает права и законные интересы администрации.
При этом суды отклонили доводы относительно пропуска администрацией срока для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением и отсутствия доказательств нарушения прав и законных интересов администрации оспариваемым решением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о кадастре недвижимости государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению
в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Закона о кадастре недвижимости).
Пунктом 5 статьи 4 Закона о кадастре недвижимости установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных
за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Согласно статье 9 Закона о кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов.
Исследовав представленные в дело документы, судебные инстанции при разрешении спора установили, что сведения о границе населенного пункта
с. Толмачево Толмачевского сельсовета Новосибирского район Новосибирской области внесены в ГКН 03.12.2013 на основании корректировки Генерального плана территории муниципального образования Толмачевский сельсовет, утвержденной решением внеочередной 5-й сессии четвертого созыва Совета депутатов Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 23.06.2010
№ 25 и сведений о границе населенного пункта с. Толмачево на основании землеустроительного дела, полученных в результате проведения землеустройства.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Закона о кадастре недвижимости органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы в соответствии
с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в части 1 настоящей статьи, а в случае, если
в соответствии с частью 5 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия указанных
в части 1 настоящей статьи решений. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего
ее лица.
В части 7 статьи 15 Закона о кадастре недвижимости определено, что
в случае, если указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи сведения
не внесены в государственный кадастр недвижимости в сроки, установленные настоящей статьей, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. Орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает содержащие указанные сведения документы в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Материалы дела не содержат доказательств того, что ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Новосибирской области запрашивало необходимые документы у администрации Толмачевского сельсовета или обращалось с заявлением в кадастровую палату.
Судами отмечено, что информация была передана из Управления Росреестра.
Администрацией не направлялись соответствующие документы в орган кадастрового учета, поскольку границы населенного пункта с. Толмачево
не изменялись в установленном порядке.
Граница с. Толмачево, описанная в землеустроительной документации, составленной ООО «Услуги для бизнеса», имеет пересечения с границей муниципального образования Толмачевский сельсовет, в связи с чем, администрация возражала на принятие в государственный фонд данных Управления Росреестра землеустроительной документации.
Руководствуясь нормами Закона о кадастре недвижимости, ссылаясь
на Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 618
«Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости» (действовавшего в спорный период), Приказ Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости», на основании установленных обстоятельств суды пришли к обоснованному выводу
о наличии предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ условий для признания незаконным оспариваемого решения ФГБУ «ФКП Росреестра», правомерно удовлетворив заявленные требования администрации.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, в том числе относительно пропуска срока исковой давности, а также полномочий ФГБУ «ФКП «Россреестра» осуществлять в области государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, вопроса изменения категории земель, недоказанности администрацией нарушения прав и законных интересов, являлись предметом рассмотрения и оценки в судах при разрешении спора и обоснованно были отклонены.
Доводы кассационной жалобы основаны на ином толковании норм права, не опровергают правильность выводов судов, не подтверждают нарушение норм права при принятии обжалуемых судебных актов,
а фактически направлены на иную оценку доказательств и установленных обстоятельств, на что у кассационной инстанции отсутствуют полномочия
в силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Судом кассационной инстанции не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для отмены судебных актов.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.02.2015
и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2015 по делу № А45-19589/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Корпорация Терра» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Л.В. ФИО4
Судьи С.Н. Тамашакин
С.И. Шуйская