ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А45-19694/2010 от 12.07.2011 АС Западно-Сибирского округа

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А45-19694/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2011 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Цыгановой Е.М.

судей Отческой Т.И.

Шабалковой Т.Я.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу мэрии города Новосибирска на решение от 29.12.2010 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Чернова О.В.) и постановление от 24.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Солодилов А.В., Музыкантова М.Х., Павлюк Т.В.) по делу № А45-19694/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новосибирск Строй Монтаж» (630099, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к мэрии города Новосибирска (630099, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным ненормативного правового акта.

В заседании приняли участие представители:

от мэрии города Новосибирска – ФИО1 от 22.12.2010 № 01-40-400, ФИО2 по доверенности от 27.12.2010 № 01-23-2950, ФИО3 по доверенности от 02.03.2011 № 01-23-483;

от ООО «Новосибирск Строй Монтаж» - ФИО4 по доверенности от 01.04.2011.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Новосибирск Строй Монтаж» (далее – ООО «Новосибирск Строй Монтаж», общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным решения мэрии города Новосибирска (далее - мэрия) от 23.07.2010 № 928 об отказе в выдаче разрешения на строительство многоэтажного жилого дома с общественными помещениями на земельном участке с кадастровым номером 54:35:012580:0057, расположенном по адресу: <...> и об обязании мэрии принять решение о выдаче обществу разрешения на строительство многоэтажного жилого дома с общественными помещениями на указанном земельном участке.

Решением от 29.12.2010 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 24.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе мэрия, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов судов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование кассационной жалобы, заявитель жалобы указывает на то, что отказ в выдаче обществу разрешения на строительство многоэтажного жилого дома с общественными помещениями является законным и обоснованным, так как данный отказ был обусловлен несоответствием проектной документации требованиям градостроительного плана.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО «Новосибирск Строй Монтаж» является застройщиком многоквартирного жилого дома с общественными помещениями, расположенного по адресу: <...>.

28.07.2007 мэрией обществу было выдано разрешение на строительство выше указанного объекта сроком до 30.03.2008.

Впоследствии, в связи с утверждением проектной документации общество 01.03.2010 обратилось с заявлением в Управление архитектурно-строительной инспекции мэрии города Новосибирска о выдаче разрешения на строительство многоэтажного жилого дома с общественными помещениями.

Письмом 10.03.2010 № 253 в выдаче разрешения обществу было отказано со ссылкой на статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также указано на необходимость устранения замечаний.

После устранения замечаний, обществу повторно 22.04.2010 письмом № 450 отказано в выдаче разрешения на строительство на том основании, что схема планировочной организации земельного участка не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка.

Данные обстоятельства, послужили основанием для повторного обращения общества 09.07.2010 с заявлением о выдаче разрешения на строительство, однако 23.07.2010 письмом № 928 управление в выдаче разрешения отказало, ссылаясь на часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения ООО «Новосибирск Строй Монтаж» в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», статей 199 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. Указанной статьей также предусмотрен перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство, в том числе градостроительный план земельного участка.

В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствий представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Из мотивировочной части отказа в выдаче разрешения на строительство следует, что основанием для его вынесения послужило несоответствие представленной застройщиком схемы планируемой организации земельного участка градостроительному плану, а именно на земельном участке не предусмотрено достаточное количество мест для размещения машин, определенное рабочим проектом строительства объекта.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что в положении градостроительного плана земельного участка № RU 54303000-0000000000000106 отсутствует указание на количество машиномест для строящегося жилого дома с общественными помещениями; в рабочем проекте, представленном застройщиком, указано на организацию парковочных мест и представлен расчет необходимого количества автостоянок для 27 машиномест.

Судами также установлено, что схема земельного участка и нанесенный на нее объект строительства были утверждены, в том числе Департаментом строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска и никаких замечаний по количеству или организации парковочных мест заявителю не предъявлялось. Рабочий проект застройщика прошел государственную экспертизу в государственном бюджетном учреждении Новосибирской области и получил положительное заключение от 28.04.2009 № 54-1-2-0096-08 (т. 1, л.д. 96-97).

Кроме того, судами установлено, материалами дела подтверждается, что Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области вынес предписание в адрес управления и мэрии, в соответствии с которым обязал управление, в том числе в срок до 28.05.2010 выдать обществу разрешение на строительство и предусмотреть дополнительное выделение территории для размещения необходимого количества парковочных мест для жилого дома, однако данное предписание не было исполнено.

В нарушение требований статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мэрией не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство.

При указанных обстоятельствах правомерным является вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у мэрии правовых оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство.

В целом, доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку они по существу направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств, основания для которой в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют.

Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 29.12.2010 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 24.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-19694/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Е.М. Цыганова

Судьи Т.И. Отческая

Т.Я. Шабалкова