Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Тюмень Дело № А45-20608/2014
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2015 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме августа 2015 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Буровой А.А.
ФИО1
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области на решение от 20.01.2015 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Печурина Ю.А.) и постановление от 16.04.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Захарчук Е.И., Киреева О.Ю., Терехина И.И.) по делу № А45-20608/2014 по иску Администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области (632387, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Администрации Куйбышевского района Новосибирской области (632387, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании финансовых средств.
Суд установил:
Администрацией города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области (далее – Администрация города Куйбышева, истец) заявлен иск к Администрации Куйбышевского района Новосибирской области (далее – Администрация Куйбышевского района, ответчик) о взыскании финансовых средств по соглашению от 22.07.2013 № 255 в сумме 5 727 008 руб.
Решением от 20.01.2015 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 16.04.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования Администрации города Куйбышева оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Администрация города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области истец, ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация Куйбышевского района считает доводы истца несостоятельными, а судебные акты – законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция установила следующее.
Как следует из материалов дела, между сторонами было заключено соглашение от 22.07.2013 № 255 (далее – Соглашение) по реализации мероприятий ведомственной целевой программы «Государственная поддержка муниципальных образований по благоустройству территорий населенных пунктов и подготовке объектов ЖКХ Новосибирской области к работе в осенне-зимний период на 2013-2015 годы».
Предметом данного Соглашения являлось предоставление городу Куйбышеву в 2013 году за счет субсидий из бюджета Новосибирской области, предусмотренных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий населенных пунктов Куйбышевского района Новосибирской области, иных межбюджетных трансфертов.
В соответствии с заключенным Соглашением для приведения в надлежащее состояние покрытия проезжей части и тротуаров ул. Партизанской в городе Куйбышеве в рамках вышеназванной программы городу Куйбышеву на 2013 год были выделены иные межбюджетные трансферты в сумме 8 659 350 руб. из бюджета Куйбышевского района за счет субсидий областного бюджета.
На этом основании Администрацией города Куйбышева в 2013 году были проведены аукционные мероприятия и заключен муниципальный контракт на сумму 6 028,518 тыс. руб. с долей областного бюджета 5 727,08 тыс. руб., со сроком исполнения - до 01.08.2014 на выполнение работ по объекту: «Благоустройство пешеходных зон по ул. Партизанская в г. Куйбышеве Куйбышевского района Новосибирской области» от 30.12.2013 № 0151300034813000056, тем самым приняты соответствующие бюджетные обязательства.
Во исполнение пункта 2.2.1 Соглашения Администрация города Куйбышева уведомила Администрацию Куйбышевского района письмом от 18.12.2013 № 01-01-45/4237 о проведенном аукционе и определении победителя аукциона в лице ЗАО «АсфаВодСервис». В этом же письме была сообщена дата заключения контракта по результатам аукциона - 30.12.2013. Копия заключённого контракта передана в Администрацию Куйбышевского района для сведения в соответствии с пунктом 2.2.1. Соглашения от 23.01.2014.
Тем не менее, сумма межбюджетных трансфертов, предназначенных для финансирования работ по ул. Партизанская в 2013 году в бюджет города Куйбышева не поступила, несмотря на то, что в силу пункта 4 Соглашения оно действует до выполнения сторонами обязательств.
Согласно пункту 4 Соглашения после поступления на лицевой счет Администрации Куйбышевского района субсидий из бюджета Новосибирской области она обязана перечислить в доходную часть бюджета города Куйбышева иные межбюджетные трансферты, указанные в пункте 1.3 Соглашения, на софинансирование объектов. Администрация города Куйбышева считает, что независимо от даты Соглашения Администрация Куйбышевского района должна исполнить свои обязательства по Соглашению в текущем периоде.
Администрацией города Куйбышева была направлена претензия и получена Администрацией Куйбышевского района 04.08.2014; претензия оставлена без удовлетворения, так как ответчик считает, что требования об исполнении обязательств необоснованны.
Отказ ответчика в добровольном порядке перечислить истцу 5 727 008 руб. послужил основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований истца, арбитражные суды исходили из того, что в виду неисполнения в 2013 году со стороны Администрации города Куйбышева условий по Соглашению № 1 (отсутствие факта строительно-монтажных работ по объекту «Благоустройство пешеходных зон по ул. Партизанская в г. Куйбышеве Куйбышевского района Новосибирской области», акта о приемке выполненных работ), и, соответственно, отсутствие по состоянию на 31.12.2013 зафиксированной кредиторской задолженности, часть субсидии в испрашиваемой истцом сумме 5 727 080 руб. из областного бюджета в бюджет Куйбышевского района в 2013 году перечислена не была, и, соответственно, она не была перечислена в бюджет города Куйбышева в виде межбюджетных трансфертов.
Перечисление субсидии по факту подписания Соглашения, то есть предварительной оплаты без подтверждения выполненных работ, условиями Соглашения не предусмотрены, как не предусмотрены и Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов, при этом исходит из следующего.
На основании части 4 статьи 15 Федерального закона от 03.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
В силу абзаца первого пункта 3.1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений соглашениями, устанавливаются муниципальными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления в соответствии с указанными соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов, предоставляемых в порядке, предусмотренном статьей 142.5 настоящего Кодекса.
Соглашением предусматривалось предоставление субсидий для приведения в надлежащее состояние покрытия тротуаров, проезжей части и тротуаров улицы Партизанской в городе Куйбышеве только на 2013 год.
Муниципальный контракт № 0151300034813000056 по объекту «Благоустройство пешеходных зон по ул. Партизанская в г. Куйбышеве Куйбышевского района Новосибирской области», заключенный администрацией города Куйбышева на основании Соглашения № 1, на сумму 6 028 518 руб., в том числе с указанной долей софинансирования из областного бюджета в сумме 5 727 080 руб., датирован 30.12.2013 и поступил ответчику только 23.01.2014.
Материалами дела подтверждается факт выполнения работ по муниципальному контракту от 30.12.2013 № 0151300034813000056 в мае-июне 2014 года.
Предоставление субсидии из областного бюджета в 2014 году на исполнение финансовых обязательств перед подрядчиком по муниципальному контракту от 30.12.2013 № 0151300034813000056 действующим бюджетом Новосибирской области за 2014 год не предусмотрено.
Как обоснованно указано судами, предварительной оплаты, без подтверждения выполненных работ, условиями Соглашения и БК РФ не предусмотрено.
Обстоятельства выделения денежных средств из бюджета Новосибирской области в 2014 году не связаны с заключением сторонами Соглашения, и, следовательно, не могут подтверждать правомерность заявленных истцом требований.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что при принятии обжалуемых решения суда первой и постановления апелляционной инстанций с достаточной полнотой установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, правильно применены нормы материального права, регулирующие эти отношения, и не допущено нарушений норм процессуального права, в связи с чем оснований для их отмены или изменения не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 20.01.2015 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 16.04.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-20608/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.А. ФИО2
Судьи А.А. Бурова
Е.В. Поликарпов