ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А45-21472/2021 от 28.04.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                                                 Дело № А45-21472/2021

Резолютивная часть постановления объявлена   апреля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   мая 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                                    Сириной В.В.

судей                                                                  Тихомирова В.В.

                                                                             ФИО1

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобуадминистрации Новосибирского района Новосибирской области на решение от 22.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Лузарева И.В.) и постановление от 26.01.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киреева О.Ю., Афанасьева Е.В., Стасюк Т.Е.) по делу № А45-21472/2021 по иску федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука Сибирского отделения Российской академии наук (630090, Новосибирская обл.,
<...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к администрации Новосибирского района Новосибирской области (630007, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) о понуждении к принятию в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства.

 Третьи лица: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (125009, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (109012, г. Москва,
переулок Никольский, д. 9, ОГРН <***>, ИНН <***>).

Суд установил:

федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука Сибирского отделения Российской академии наук (далее – ИНГГ СО РАН, институт, истец) обратилось в арбитражный суд с иском
об обязании администрации Новосибирского района Новосибирской области
(далее – администрация, ответчик) принять в муниципальную собственность следующие объекты инженерной инфраструктуры: бойлерная к жилому дому, кадастровый номер: 54:19:164604:29, назначение: нежилое здание, общая площадь 89,3 кв. м, адрес: Новосибирская область, Новосибирский район, МО Барышевский сельсовет, в районе
п. Каменушка, здание, № 14; насосная станция, кадастровый номер: 54:19:164604:32, назначение: нежилое здание, общая площадь 9,9 кв. м, адрес: Новосибирская область, Новосибирский район, МО Барышевский сельсовет, в районе п. Каменушка, здание № 15; водозаборное сооружение, скважина К1975, географические координаты точки сооружения водозаборной скважины: северная широта 54:50:43,69, восточная долгота 83:14:03,25, глубина 100 метров от дневной поверхности; адрес: Новосибирская область, Новосибирский район, Барышевский сельсовет, на северо-западной окраине
п. Каменушка; теплотрасса площадки 1 магнитно-ионосферной станции от бойлерной
до жилого дома, год постройки 1965, общая длина трассы 26 м, трубы диаметром 60 мм, источник теплоснабжения электробойлер, расчетные параметры: давление
1,5 Мпа (кгс/см2), температура 65 град. С (не является объектом капитального строительства), адрес: Новосибирская область, Новосибирский район, МО Барышевский сельсовет, в районе п. Каменушка; канализация магнитноионосферной станции от жилого дома до гаража, длина 164 м, не является объектом капитального строительства, адрес: Новосибирская область, Новосибирский район, МО Барышевский сельсовет, в районе
п. Каменушка, близ здания № 13; водопровод от насосной станции до резервуаров магнитноионосферной станции, протяженность 291,7 п. м (не является объектом капитального строительства), адрес: Новосибирская область, Новосибирский район,
МО Барышевский сельсовет, в районе п. Каменушка, близ здания № 13; напорные резервуары магнитно-ионосферной станции, год ввода в эксплуатацию 1965, 1 резервуар 25 м3, 1 резервуар 50 м3, способ установки подземный (не является объектом капитального строительства), адрес: Новосибирская область, Барышевский сельсовет,
в районе п. Каменушка.

Решением от 22.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 26.01.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены. Суд обязал администрацию принять
в муниципальную собственность следующие объекты инженерной инфраструктуры:

1. Бойлерная к жилому дому, кадастровый номер: 54:19:164604:29, назначение: нежилое здание, общая площадь 89,3 кв. м, адрес: Новосибирская область, Новосибирский район, МО Барышевский сельсовет, в районе п. Каменушка, здание № 14;

2. Насосная станция, кадастровый номер: 54:19:164604:32, назначение: нежилое здание, общая площадь 9,9 кв. м, адрес: Новосибирская область, Новосибирский район, МО Барышевский сельсовет, в районе п. Каменушка, здание № 15;

3. Водозаборное сооружение, скважина К1975, географические координаты точки сооружения водозаборной скважины: северная широта 54:50:43,69, восточная долгота 83:14:03,25, глубина 100 метров от дневной поверхности; адрес: Новосибирская область, Новосибирский район, Барышевский сельсовет, на северо-западной окраине
п. Каменушка;

4. Теплотрасса площадки 1 магнитно-ионосферной станции от бойлерной до жилого дома, год постройки 1965, общая длина трассы 26 м, трубы диаметром 60 мм, источник теплоснабжения электробойлер, расчетные параметры: давление 1,5 МПа (кгс/см2), температура 65 град. С, адрес: Новосибирская область, Новосибирский район,
МО Барышевский сельсовет, в районе п. Каменушка;

5. Канализация магнитно-ионосферной станции от жилого дома до гаража, длина 164 м, адрес: Новосибирская область, Новосибирский район, МО Барышевский сельсовет, в районе п. Каменушка, близ здания № 13;

6. Водопровод от насосной станции до резервуаров магнитно-ионосферной станции, протяженность 291,7 п. м, адрес: Новосибирская область, Новосибирский район,
МО Барышевский сельсовет, в районе п. Каменушка, близ здания № 13;

7. Напорные резервуары магнитно-ионосферной станции, год ввода в эксплуатацию 1965, 1 резервуар 25 м3, 1 резервуар 50 м3, способ установки подземный, адрес: Новосибирская область, Барышевский сельсовет, в районе п. Каменушка.

С администрации в пользу института взысканы расходы по государственной пошлине по иску в размере 6 000 руб.

Администрация, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилась с кассационной жалобой, просит отменить решение суда первой инстанции
и постановление апелляционного суда и принять новый судебный акт об отказе
в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы администрация ссылается на то, что акт осмотра объектов жилищно-коммунального хозяйства от 29.09.2021 не является доказательством удовлетворительного состояния объектов инженерной инфраструктуры; бремя доказывания соответствия объектов инженерной инфраструктуры состоянию,
не препятствующему их передаче в муниципальную собственность, необоснованно возложено на администрацию; спорные объекты не подлежат кадастровому учету; отсутствует возможность доступа к объектам, земельные участки, на которых расположены объекты, являются землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения.

В отзыве на кассационную жалобу ИНГГ СО РАН просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке
статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судами первой
и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам
и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению без изменения
в связи со следующим.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ИНГГ СО РАН в настоящее время приходится необоснованно нести бремя расходов на содержание имущества, которое институт не использует в своей уставной деятельности (является непрофильным активом), за счет средств от иной деятельности, которая приносит доход.

Спорное имущество, находящееся на балансе института, представляет собой объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные исключительно для обслуживания населения 12-квартирного жилого дома № 13, расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Барышевский сельсовет, поселок Каменушка:

- бойлерная к жилому дому, кадастровый номер: 54:19:164604:29, назначение: нежилое здание, общая площадь 89,3 кв. м, адрес: Новосибирская область, Новосибирский район, МО Барышевский сельсовет, в районе п. Каменушка, здание № 14;

- насосная станция, кадастровый номер: 54:19:164604:32, назначение: нежилое здание, общая площадь 9,9 кв. м, адрес: Новосибирская область, Новосибирский район, МО Барышевский сельсовет, в районе п. Каменушка, здание № 15;

- водозаборное сооружение, скважина К1975, географические координаты точки сооружения водозаборной скважины: северная широта 54:50:43,69, восточная долгота 83:14:03,25, глубина 100 метров от дневной поверхности; адрес: Новосибирская область, Новосибирский район, Барышевский сельсовет, на северо-западной окраине
п. Каменушка;

- теплотрасса площадки 1 магнитно-ионосферной станции от бойлерной до жилого дома, год постройки 1965, общая длина трассы 26 м, трубы диаметром 60 мм, источник теплоснабжения электробойлер, расчетные параметры: давление 1,5 МПа (кгс/см2), температура 65 град. С, адрес: Новосибирская область, Новосибирский район,
МО Барышевский сельсовет, в районе п. Каменушка;

- канализация магнитно-ионосферной станции от жилого дома до гаража, длина
164 м, адрес: Новосибирская область, Новосибирский район, МО Барышевский сельсовет, в районе п. Каменушка, близ здания № 13;

- водопровод от насосной станции до резервуаров магнитно-ионосферной станции, протяженность 291,7 п. м, адрес: Новосибирская область, Новосибирский район,
МО Барышевский сельсовет, в районе п. Каменушка, близ здания № 13;

- напорные резервуары магнитно-ионосферной станции, год ввода в эксплуатацию 1965, 1 резервуар 25 м3, 1 резервуар 50 м3, способ установки подземный, адрес: Новосибирская область, Барышевский сельсовет, в районе п. Каменушка.

Истец направил в администрацию обращение (исх. № 15350-111-9317/115
от 26.02.2021) с просьбой принять спорное имущество в муниципальную собственность
в течение 30 дней.

Однако требование истца о принятии спорных объектов в муниципальную собственность ответчиком до настоящего времени не исполнено.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца
в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу
о том, что находящееся в федеральной собственности имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность, так как, исходя из технического предназначения и фактического использования спорного имущества, предназначенного для теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения многоквартирного дома, расположенного в п. Каменушка Новосибирского района Новосибирской области,
не может находится в федеральной собственности в силу норм действующего законодательства. Кроме того, комиссией на момент осмотра не было обнаружено признаков неисправности объектов инженерной инфраструктуры, объекты находятся
в работоспособном состоянии.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит
из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
(далее – Закон № 131-ФЗ), устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления
в Российской Федерации и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац двенадцатый части 1 статьи 2).

Из положений пункта 4 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ следует, что к вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся в том числе и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.

На основании Закона Новосибирской области от 24.11.2014 № 484-ОЗ
«Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» полномочия по организации тепло-, водоснабжения и водоотведения населения относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Пунктом 1 статьи 28 Устава Новосибирского района Новосибирской области предусмотрено, что администрация района в сфере управления муниципальным имуществом формирует муниципальную собственность в соответствии с процедурой разграничения государственной собственности, организует учет муниципального имущества Новосибирского района, ведет реестр объектов муниципального имущества, организует контроль за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества, решает вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Подпунктом 19 пункта 1 статьи 29 Устава Новосибирского района Новосибирской области предусмотрено, что администрация района осуществляет полномочия
по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В силу части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ
«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи
с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» приведен перечень имущества, который может находиться в федеральной собственности, предусмотрен порядок перераспределения имущества между публично-правовыми образованиями, а также случаи, в которых имущество подлежит безвозмездной передаче на иной уровень публичной собственности.

При рассмотрении спора, суды первой и апелляционной инстанции, исходя
из анализа представленных в материалы доказательств, пришли к обоснованному выводу о том, что техническое предназначение и фактическое использование спорного имущества, предназначенного для теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения многоквартирного дома, расположенного в п. Каменушка Новосибирского района Новосибирской области, свидетельствует о том, что оно не может находиться
в федеральной собственности. Следовательно, находящееся в федеральной собственности имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами местного самоуправления, для целей, установленных
в соответствии со статьей 50 Закона № 131-ФЗ.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что положительное решение Минобрнауки России о передаче имущества в муниципальную собственность сформировано. Письмом от 18.01.2021 № МН-21/96 в связи с отсутствием согласия ответчика учредитель рекомендовал институту обратиться в суд с требованием
о понуждении администрации к принятию вышеуказанных объектов федерального имущества в муниципальную собственность.Спорное имущество, сформированное
к передаче в муниципальную собственность, находится в рабочем состоянии.

Отклоняя доводы администрации о том, что спорное имущество находится
в неудовлетворительном состоянии, что препятствует их передаче безвозмездно
в собственность района, суды правомерно указали, что акт осмотра объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенных по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Барышевский сельсовет, п. Каменушка, близ дома № 13, составленный 29.09.2021 комиссией в составе представителей администрации Новосибирского района и ИНГГ СО РАН, свидетельствует об отсутствии на момент осмотра каких-либо признаков неисправности объектов инженерной инфраструктуры.

Комиссия установила, что объекты инженерной инфраструктуры предназначены для обслуживания жилого дома № 13 в п. Каменушка Новосибирской области. В результате обследования и изучения передавленных технических документов установлено, что бойлерная к жилому дому, имеет кадастровый номер: 54:19:164604:29, назначение: нежилое здание, общая площадь 89,3 кв. м, насосная станция имеет кадастровый номер: 54:19:164604:32, назначение: нежилое здание, общая площадь 9,9 кв. м, водозаборное сооружение, скважина К1975, имеет географические координаты: 54:50:43,69 С.Ш., 83:14:03,25 В.Д., теплотрасса площадки 1 магнитно-ионосферной станции от бойлерной до жилого дома, год постройки: 1965, общая длина трассы: 26 м, труба диаметром 60 мм, источник теплоснабжения: индукционный водонагреватель проточного типа для систем
с повышенной жесткостью теплоносителя с бойлером (дополнительным теплообменником), канализация магнитно-ионосферной станции от жилого дома
до гаража, общая протяженность: 164 м, адрес: Новосибирская область Новосибирский район, МО Барышевский сельсовет в районе п. Каменушка близ дома № 13, водопровод
от магнитно-ионосферной станции, общая протяженность: 291,7 м, напорные резервуары магнитно-ионосферной станции, год ввода в эксплуатацию: 1965, способ установки: подземный, объем резервуаров: 25 м3 и 50 м3.

Таким образом, судами установлено и материалами дела подтверждено, что спорные объекты находятся в работоспособном состоянии, водоснабжение, теплоснабжение
и водоотведение осуществляются локально, без подключения к централизованным системам, так как такие системы отсутствуют в данной местности (отсутствует технологическая возможность). Каких-либо доказательств, опровергающих установленные обстоятельства, ответчиком в материалы дела не представлено.

Правильно установив все обстоятельства по делу, суды двух инстанций пришли
к обоснованным выводам о том, что администрация района безосновательно уклоняется от принятия от истца объектов инженерной инфраструктуры, относящихся к сфере жилищно-коммунального хозяйства, следовательно, находящееся в федеральной собственности спорное имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.

Все аргументы, приводимые администрацией в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов как первой, так и апелляционной инстанций
и отклонены ими с приведением соответствующих доводов в мотивировочных частях обжалуемых судебных актов, и, по своей сути, они сводятся к несогласию
ответчика с выводами судов, то есть направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установление новых обстоятельств, отличных от установленных судами,
в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции.
Доводы кассационной жалобы не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов, не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии
со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 22.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление
от 26.01.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-21472/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                          В.В. Сирина

Судьи                                                                                                        В.В. Тихомиров

                                                                                                                   А.В. Щанкина