ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А45-21794/14 от 06.10.2015 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                   Дело № А45-21794/2014

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2015 года .

Постановление изготовлено в полном объеме октября 2015 года .

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи                  Шуйской С.И.,

судей                                                            Бушмелевой Л.В.,

                                                                     ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Емельяновой Е.В., рассмотрел
в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Новосибирского района Новосибирской области (заинтересованного лица)
на решение от 07.04.2015 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рубекина И.А.) и постановление от 09.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ходырева Л.Е., Скачкова О.А., Хайкина С.Н.)
по делу № А45-21794/2014 по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (ОГРНИП <***>,
ИНН <***>) к администрации Новосибирского района Новосибирской области (630007, <...>
д. 33 «А», ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании ненормативного правового акта органа местного самоуправления.

Другие лица, участвующие в деле: федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» (630008, <...>,
ОГРН <***>, ИНН <***>), администрация Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (630550, Новосибирская обл., Новосибирский р-он, с. Барышево,
ОГРН <***>, ИНН <***>).

В заседании путем использования систем видеоконференц-связи
при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Емельянова Г.М.)приняли участие представители:

от администрации Новосибирского района Новосибирской области (заинтересованного лица) – ФИО3 по доверенности от 10.12.2014 № 72;

от федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» (третьего лица) – ФИО4 по доверенности от 12.01.2015 № 07.

Суд установил:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства (далее – КФХ) ФИО2 обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее – администрация Новосибирского район) о признании недействительным решения, изложенного в письме от 21.03.2014 № 13699/01-12, об отказе в предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения, ориентировочной площадью 200 – 245 га, расположенного в границах кадастрового квартала 54:19:165001, в южной его части, имеющего почтовый адрес ориентира: Новосибирская область, Новосибирский район, муниципальное образование «Барышевский сельсовет».

Требования со ссылкой на статьи 34, 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), статьи 11, 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве), статью 198 АПК РФ мотивированы нарушением оспариваемым отказом администрации прав и законных интересов ФИО2 в предпринимательской деятельности.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» (далее –                                ФУАД «Сибирь»), администрация Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.

Решением от 07.04.2015 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 09.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены, При этом суд обязал администрацию Новосибирского района повторно рассмотреть заявление главы КФХ ФИО2 от 03.09.2012 № 13669.

В кассационной жалобе администрация Новосибирского района просит отменить вынесенные судебные акты, принять новый судебный акт об отказе
в удовлетворении заявления главы КФХ.

В обоснование жалобы заинтересованное лицо ссылается на то, что размер испрашиваемого земельного участка должен соотноситься с числом членов фермерского хозяйства, а не с количеством привлеченных работников, в связи с чем ФИО2, индивидуально ведущий свое хозяйство, неправомерно претендует на земельный участок большой площади.

Указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие намерение ФИО2 осуществлять деятельность в рамках КФХ; испрашиваемый заявителем земельный участок относится к зоне СХ-1 – зоне садоводства и дачного хозяйства, его использование для пчеловодства и сенокошения законом не предусмотрено.

Податель жалобы также считает, что судами не учтено, что                                    ФИО2 не требует земельный участок в аренду с кадастровым номером 54:19:165001:29, а намерен в его границах сформировать и поставить на государственный кадастровый учет новый земельный участок.

Поэтому полагает, что у администрации Новосибирского района отсутствует возможность утвердить схему расположения на кадастровом плане территории без нарушения установленных законом требований и правил использования испрашиваемого земельного участка, а заявитель не сможет осуществить постановку на государственный кадастровый учет земельного участка с разрешенным использованием для пчеловодства, сенокошения.

Представленный ФУАД «Сибирь» отзыв на кассационную жалобу не принимается во внимание ввиду отсутствия доказательств направления его копии участвующим в деле лицам.

В судебном заседании представитель администрации Новосибирского района поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, просил отменить оспариваемые судебные акты, а представитель  ФУАД «Сибирь» возражал против удовлетворения жалобы.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии
со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением от 17.10.2013 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-15352/2013 признан незаконным отказ администрации Новосибирского района в предоставлении ФИО2 в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения приблизительной площадью 245 га из земель сельскохозяйственного назначения, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, Барышевский сельсовет, с кадастровым номером 54:19:165001:29, изложенный в письме от 26.04.2013 № 4270/0112.

Администрация Новосибирского была обязана устранить нарушение прав и законных интересов главы КФХ ФИО2 путем повторного рассмотрения заявления от 03.09.2012 № 13699 в течение 30-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

По результатам повторного рассмотрения заявления ФИО2 от 03.09.2012 № 13699 администрация Новосибирского района отказала заявителю в предоставлении земельного участка, указав в письме от 21.03.2014 № 13699/01-12, что представленное главой КФХ обоснование не содержит ссылок на статьи 1, 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, расчет площади участка произведен на основании произвольных показателей, неподтвержденных положениями соответствующих нормативов, вследствие чего требование  о предоставлении земельного участка площадью 245 га, необоснованно. Также администрация Новосибирского района сослалась на то, что в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:165001:29, относительно которого испрашивается земельный участок, расположены сельскохозяйственные угодья и территориальные зоны, градостроительные регламенты которых не предусматривают использование земельного участка согласно заявленным целям; в соответствии со сведениями, представленными ФУАД «Сибирь», испрашиваемая территория будет задействована при строительстве Восточного обхода г. Новосибирска для размещения автомобильной дороги и ее санитарно-защитных зон.

Заявитель оспорил данный отказ в арбитражном суде.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из несоблюдения заинтересованным лицом при принятии вышеназванного решения порядка предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотренного статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Выводы судов отвечают установленным по делу фактическим обстоятельствам и применимому к спорным правоотношениям законодательству. 

Согласно статье 23 Гражданского кодекса Российской Федерации  гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 1). Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 5).

В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства (пункт 1 статьи 16 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).

В силу пункта 1 статьи 2 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны содействовать осуществлению фермерскими хозяйствами своей экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам.

По правилам пункта 1 статьи 81 ЗК РФ, действовавшей в рассматриваемый период, гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, регламентирован статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

В пункте 1 названной нормы закреплено, что граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); 4) срок аренды земельных участков; 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); 6) предполагаемое местоположение земельных участков.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду (пункт 4 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).

Порядок согласования, утверждения схем расположения земельного участка или участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, требования к ее разработке определен в Положении о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Новосибирского района Новосибирской области, утвержденном решением от 17.02.2011 № 5 Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области (далее – Положение).

В пунктах 1 и 2 статьи 8 Положения, как и в статье 12 Закона
о крестьянском хозяйстве, указано на то, что граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка должны обратиться в администрацию Новосибирского района с соответствующим заявлением.

Схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории утверждается администрацией Новосибирского района с учетом зонирования территории в срок, не превышающий один месяц со дня поступления в администрацию или ее уполномоченным сотрудникам, в соответствующих поселениях заявления гражданина.

Утвержденная схема расположения земельного участка является основанием для проведения кадастровых работ. Заявитель за свой счет обеспечивает проведение кадастровых работ в отношении земельного участка и обращается в орган кадастрового учета с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет (пункт 3 статьи 8 Положения).

С учетом изложенного правомерен вывод судов, что администрация Новосибирского района обязана была обеспечить изготовление схемы расположения испрашиваемого ФИО2 земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в предусмотренном порядке утвердить и выдать указанную схему.

В ходе разрешения спора судами установлено, что
ФИО2 в администрацию Новосибирской области обратился с заявлением от 03.09.2012 № 13699, в котором указал все предусмотренные пунктом 1 статьи 12 Закона о крестьянском хозяйстве и статьей 8 Положения сведения, с приложением подтверждающих документов (дополнительные документы представлены 17.09.2012). В частности, в заявлении указаны: цель использования земельного участка (пчеловодство и сенокошение); испрашиваемое право на предоставляемый земельный участок (аренда); срок аренды земельного участка (49 лет); обоснование размера предоставляемого участка; предполагаемое расположение земельного участка.

Кроме того, заявителем представлены: расчет предельных (минимальных и максимальных) размеров площади земельного участка для пчеловодства и сенокошения от 07.09.2012, выполненный на основании                   СП 19.13330.201 1 «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий», ЗК РФ, Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве; схемы примерного местоположения земельного участка; РД АПК 1.10.08.01-10 «Методические рекомендации по технологическому проектированию объектов пчеловодства»; технико-экономический расчет выделения земельного участка; расчет предельных (минимальных) размеров земельного участка, составленный обществом с ограниченной ответственностью «СтройТехЭкспертПроект», в соответствии с которыми предельный (минимальный) размер земельного участка для пчеловодства и сенокошения составляет 245 га.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ содержащиеся в деле  доказательства, в том числе вышеперечисленные, суды посчитали, что  ФИО2 выполнил все требования порядка оформления заявления на предоставление земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Несогласие администрации Новосибирского района с расчетами относительно испрашиваемой площади земельного участка отклонено ввиду их неопровержения заявителем.

Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве наделяет уполномоченный орган правом оценивать представленное заявителем обоснование размера испрашиваемого земельного участка. Если орган находит какое-либо несоответствие, он вправе отказать в предоставлении земельного участка. Но такой отказ должен быть, на что правомерно указано судами, мотивирован, в том числе экономически, и подтвержден ссылками на фактические обстоятельства, в противном случае возможно необоснованное вмешательство органа в деятельность хозяйствующего субъекта.

Однако администрация Новосибирского района вопреки части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ документально не подтвердила законность и обоснованность отказа в предоставлении ФИО2 земельного участка, изложенного в письме от 21.03.2014 № 13699/01-12, должным образом заявление предпринимателя не рассмотрела.

При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворены судами правомерно.

Доводы администрации Новосибирского района, приведенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, о неправильном применении норм права не свидетельствуют, и по существу сводятся к несогласию с данной судами оценкой установленных обстоятельств и доказательств по делу, оснований для переоценки которых у суда кассационной инстанции не имеется, а переоценка не входит в его компетенцию в силу статьи 286 АПК РФ (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда инстанции Российской Федерации от 05.03.2013 № 13031/12).

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 07.04.2015 Арбитражного суда Новосибирской области
и постановление от 09.07.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-21794/2014 оставить без изменения, кассационную
жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           С.И. ФИО5

Судьи                                                                                 Л.В. Бушмелева

                                                                                            ФИО1