ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А45-21951/14 от 09.07.2015 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А45-21951/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2015 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Ильина В.И.

судей Григорьева Д.В.

Черноусовой О.Ю.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов
 на решение от 27.12.2014 Арбитражного суда Новосибирской области
 (судья Рубекина И.А.) в редакции определения от 30.12.2014 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 16.03.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Бородулина И.И., Марченко Н.В.) по делу № А45-21951/2014 по заявлению Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (630087, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Немировича-Данченко, 167, 518, ИНН 5404161860, ОГРН 1025401491246)
 к Территориальному управлению Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области (630057, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Советская, 52, 2, ИНН 5405276165,
 ОГРН 1045401929682) об оспаривании представления.

Суд установил:

Верхне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (далее – управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области (далее – надзорный орган) о признании недействительным пункта 7 представления от 29.09.2014 № 51-07/05-13/3195.

Решением от 27.12.2014 Арбитражного суда Новосибирской области (в редакции определения от 30.12.2014), оставленным без изменения постановлением от 16.03.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требование управления удовлетворено частично, оспариваемый заявителем пункт 7 представления признан недействительным в части суммы нарушения 44 405 983 руб. В удовлетворении остальной части заявленного управлением требования отказано.

В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение.

По мнению управления, судом сделан неверный вывод о том, что не отражение данных по счетам 150221000, 150231000 в графах 11, 12 Отчета противоречит абзацам 20, 21, 22 пункта 70 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н (далее – Инструкция № 191н), и не позволяет главному распорядителю бюджетных средств учесть годовые объёмы утвержденных (доведенных) бюджетных назначений, принятых, но неисполненных получателем бюджетных средств по расходам бюджета и источникам финансирования на последующие финансовые годы.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заявителя и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению
 по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, по результатам проведенной ревизионной группой надзорного органа проверки финансово-хозяйственной деятельности управления за 2013 год составлен акт от 26.08.2014 и выдано представление от 29.09.2014 № 51-07/05-13/3195.

Из содержания оспариваемого заявителем пункта 7 данного представления следует, что выявленное проверкой нарушение выразилось в не отражении в момент совершения хозяйственных операций по кредиту счета 150221000 «Принятые бюджетные обязательства» принятые бюджетные обязательства по 11 государственным контрактам на 2014 и 2015 годы планового периода, что привело к искажению отчетных данных в графах 6,7,11 Отчета о принятых бюджетных обязательствах (форма ОКУД 0503128) по состоянию на 01.01.2014; сумма нарушения составляет 119 313 633 руб.

Принимая судебные акты о частичном удовлетворении заявленного управлением требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что заключив государственные контракты, управление приняло соответствующее обязательство, следовательно, должно отразить данные обязательства в бюджетном учете по кредиту счета 150221000, раскрыв его в Отчете ф. 0503128.

В связи с тем, что надзорным органом была допущена ошибка в сумме нарушения, пункт 7 представления признан судом недействительным в части суммы нарушения 44 405 983 руб.

Статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Согласно пункту 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении
 о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 68 Инструкции № 191н Отчет (ф. 0503128) составляется на основании данных о принятии и исполнении получателем бюджетных средств бюджетных обязательств в рамках осуществляемой им бюджетной деятельности.

Отчет (ф. 0503128) формируется получателями бюджетных средств
 в порядке, предусмотренном пунктами 70, 71 Инструкции №191н, составляется и представляется по итогам полугодия и года, а также на иную отчетную дату, установленную главным распорядителем бюджетных средств в рамках осуществления им ведомственного финансового контроля в сфере своей деятельности.

Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что принятые заявителем на 2013 год бюджетные обязательства путем заключения 8 государственных контрактов со сроками исполнения в 2014 и 2015 годах не отражены в регистрах бюджетного учета в момент совершения хозяйственных операций на второй (2014) и третий (2015) годы планового периода на общую сумму 74 907 650 руб. по доведенным Федеральным агентством водных ресурсов лимитов бюджетных обязательства на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годам по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» (по целевой статье 1001200 «Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах»), виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг»; по целевой статье расходов (ЦСР) 2800200 «Мероприятия по информационному обеспечению и другие работы в области водных ресурсов», виду расходов 244.

Указанные нарушения признаны надзорным органом как искажение отчетных данных в графах 6, 7, 11, 12 Отчета о принятых бюджетных обязательствах (форма по ОКУД 0503128) на 01.01.2014.

Порядок ведения бюджетного учета главными распорядителями (распорядителями), получателями бюджетных средств утвержден Приказами Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» и от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее – Инструкции 157н,162н).

Инструкциями 157н, и 162н предусмотрена обязанность отражения на счетах бюджетного учета принятых участниками бюджетного процесса бюджетных обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год и операций по их изменению.

Согласно Инструкции № 191н информация о показателях принятых бюджетных обязательств (денежных обязательств) текущего (отчетного) финансового года подлежат раскрытию в Отчете о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128) в составе сводной полугодовой (годовой) бюджетной отчетности (полугодовой (годовой) бюджетной отчетности), составляемой и представляемой главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета (получателями бюджетных средств).

Таким образом, показатели принятых обязательств, отраженные получателями бюджетных средств в графах 11, 12 в Отчете о принятых бюджетных обязательствах (ф.0503128) должны быть идентичны показателям кредитовых оборотов соответствующих счетов аналитического учета счета 150221000 «Принятые бюджетные обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)», счета 150231000 «Принятые бюджетные обязательства на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)» (сумме бюджетных обязательств), принятых отчетном периоде 2013 года, исполнение которых за счет средств федерального бюджета соответственно предусмотрено в 2014, 2015 годах (с учетом денежных обязательств, принятых и неисполненных по состоянию на 01.01.2014).

Указанные показатели принятых бюджетных обязательств формируются в сумме обязательств по предоставлению в текущем финансовом году средств из федерального бюджета, предусмотренных условиями заключенных в отчетном периоде получателями бюджетных средств государственных (муниципальных) контрактов (договоров), а также сумме обязательств по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), принятых и не исполненных по состоянию на 01.01.2014, исполнение которых предусмотрено за счет средств федерального бюджета соответственно в 2014, 2015 годах.

Абзацем 20 пункта 70 Инструкции № 191н предусмотрена группа граф «Не исполнено принятых обязательств» (графы 11,12), в которых отражается объем принятых бюджетных обязательств (денежных обязательств), исполнение которых предусмотрено в следующие отчетные периоды: в графе 11- разность графы 6 и графы 10; в графе 12 - разность графы 8 и графы 10 (абз. 21, 22).

Следовательно, в графах 11,12 Отчета (ф. 0503128) отражаются объемы принятых, но не исполненных бюджетных обязательств, исполнение которых будет осуществляться в следующие отчетные периоды.

Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что не отраженные в бюджетном учете принятые и не исполненные бюджетные обязательства, по заключенным заявителем государственным контрактам, привели к искажению отчетных данных в Отчете о принятых бюджетных обязательствах.

Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 27.12.2014 Арбитражного суда Новосибирской области
 и постановление от 16.03.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-21951/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий В.И. Ильин

Судьи Д.В. Григорьев

О.Ю. Черноусова