СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Томск Дело № А45-2446/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2022 года
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2022 года
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Зайцевой О.О.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы «Картотека арбитражных дел» до перерыва помощником судьи Карташовой Н.В., после перерыва помощником судьи Лачиновой К.А. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Спортивный квартал» (№07АП-5926/2022) на решение от 23.05.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-2446/2022 (судья Галкина Н.С.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Спортивный квартал» (ИНН <***>), г. Новосибирск к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (ИНН <***>), г. Новосибирск о признании недействительным решения.
В онлайн-режиме посредством использования информационной системы «Картотека арбитражных дел» в судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Спортивный квартал»: ФИО1 по доверенности от 01.06.2022 (на 1 год).
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Спортивный квартал» (далее – заявитель, общество, ООО «Спортивный квартал») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее – Управление, регистрирующий орган) о признании незаконным решения отдела государственной регистрации недвижимости № 6 Управления Росреестра по Новосибирской области от 27.12.2021 № КУВД-001/2021-38140743/8 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на сооружение «Спортивный город», общей площадью 2813,5 кв. м, год завершения строительства 2016, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 54:35:021295:11 (Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Фабричная), иное сооружение (испытание спортивного покрытия), обязании Управления осуществить действия по регистрации прав ООО «Спортивный квартал» по постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав сооружения «Спортивный город», общей площадью 2813,5 кв. м, год завершения строительства 2016, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 54:35:021295:11 (Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Фабричная), иное сооружение (испытание спортивного покрытия).
Решением от 23.05.2022 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что сооружение является объектом сезонного назначения, используется в весенне-летний период. Критерием определения объекта к сооружению сезонного назначения является принадлежность объекта к виду сооружений пониженного уровня ответственности, а также исходя из технических и физических характеристик.
В рассматриваемом случае разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию не требуется в силу прямого указания закона.
Отказ в регистрации незаконен, так как на регистрацию были представлены все необходимые документы, сооружение «Спортивный город» является сооружением временного (сезонного) назначения, схоже с сооружением вспомогательного использования, относятся к одному уровню ответственности, при регулировании отношений связанных с созданием, государственной регистрацией и т.д. сооружения временного (сезонного) назначения применяются нормы, применяемые при регулировании аналогичных отношений связанных с сооружением вспомогательного использования.
Полагает, что представленное для постановки на государственный кадастровый учет и на государственную регистрацию прав сооружение «Спортивный город», общей площадью 2813.5 м.кв не требует разрешения на строительство, а, следовательно, и разрешения на ввод в эксплуатацию объекта.
Основания, приведенные регистрирующим органом в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, отличаются от снований, указанных в качестве обоснования отказа государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В отзыве Управление просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, изложенным в ней.
Управление, надлежащим образом извещенное о дате и времени судебного заседания, своего представителя не направило.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
В судебном заседании 27.07.2022 объявлен перерыв до 10 часов 25 минут 02.08.2022. После окончания перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя общества.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Из материалов дела следует, общество обратилось в Управление с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав сооружения «Спортивный город», общей площадью 2813.5 м. кв.
21.09.2021 регистрирующий орган принял решение о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету и по государственной регистрации прав в отношении вышеуказанного сооружения, обосновывая его непредставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, предоставленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства РФ; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
11.11.2021 общество направило пояснения от 02.11.2021, в которых выразило свое несогласие с выводами, изложенными в решении о приостановлении, указало, что запрашиваемое регистрирующим органом разрешение на ввод объекта в эксплуатацию либо иной документ, подтверждающий право на сооружение требуется не во всех случаях, обосновывая ссылками на действующее градостроительное законодательство, а также то, что на регистрацию представлено сооружение, которое по своим техническим параметрам не относится к капитальному объекту, в отношении которого требуется выдача разрешения на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, следовательно, как обществу, так и регистрирующему органу не требовалось обращаться в Управление архитектурно-строительной инспекции мэрии города Новосибирска за выдачей указанных документов.
Управление указанные доводы не учло и 27.12.2021 приняло решение об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав (уведомление № КУВД-001/2021- 38140743/8).
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности оспариваемого отказа.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон №218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункты 2 и 8 части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ).
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, в том числе документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и вменение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного закона и требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ).
В силу пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу статьи 27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу пункта 12 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суде.
В соответствии с пунктом 10 статьи 40 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении), для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В соответствии с пунктами 5, 7 части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступивший в законную силу судебный акт, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 24 Федерального закона № 218-ФЗ в техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.
Технический план состоит из графической и текстовой частей (часть 3 статьи 24 Федерального закона № 218-ФЗ).
Частью 6 статьи 24 Федерального закона № 218-ФЗ местоположение помещения устанавливается посредством графического отображения границы геометрической фигуры, образованной внутренними сторонами наружных стен такого помещения, на плане этажа или части этажа здания либо сооружения, а при отсутствии этажности у здания или сооружения на плане здания или сооружения либо на плане соответствующей части здания или сооружения.
В силу части 11 статьи 24 Федерального закона № 218-ФЗ, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Как следует из материалов дела, технический план от 08.09.2021 подготовлен в связи с постановкой на кадастровый учет сооружения «Спортиный город», общей площадью 2813,5 кв.м. Площадь определена по результатам натурного обследования объекта. Технический план подготовлен в результате кадастровых работ, содержит информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.
Таким образом, обществом представлены необходимые документы, в том числе договор аренды земельного участка от 15.07.2021, для постановки объекта сезонного назначения на кадастровый учет и регистрации прав на указанное сооружение.
Приостанавливая государственную регистрацию объекта сезонного назначения, Управлением указано на необходимость предоставления разрешения на ввод в эксплуатацию либо иной документ, подтверждающий право на сооружение, а затем отказывая в этом праве указано на непредставление с Управления архитектурно- строительной инспекции мэрии города Новосибирска разрешения на строительство объекта и ввода его в эксплуатацию или документа, подтверждающего, что указанный объект является вспомогательным, для него не требуются разрешение на строительство и его ввод.
Как следует из материалов дела, представленный на государственную регистрацию объект является сооружением сезонного значения, тогда как в силу части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой, в том числе, документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного объекта капитального строительства требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 ГрК выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. При этом ГрК РФ не дает определение понятию «объект вспомогательного использования», не устанавливает критерии отнесения тех или иных строений и сооружений к числу вспомогательных, а также не относит к числу объектов вспомогательного использования здания, ограничиваясь только строениями и сооружениями.
В силу части 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
В настоящем деле кадастровым инженером к техническому плану от 08.09.2021 приложена декларация, заверенная и подписанная представителем общества, представленное сооружение является объектом сезонного значения, не имеет крыши, не требует в силу закона получения разрешения на строительство и ввод его в эксплуатацию, используется в весенне- летний период, относится к виду сооружений пониженного уровня ответственности с учетом его технических и физических характеристик.
Иных оснований для отказа в государственной регистрации права на сооружение, являющееся объектом сезонного значения, Управлением не приведено.
При таких обстоятельствах оснований для отказа обществу в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав у Управления не имелось.
Решение Арбитражного суда Новосибирской области по рассматриваемому делу подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, апелляционная жалоба – удовлетворению.
В порядке выполнения требований пункта 2 статьи 269 АПК РФ Седьмой арбитражный апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных ООО «Спортивный квартал» требований.
Расходы по государственной пошлине за подачу заявления в суд первой инстанции в размере 3 000 рублей и за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей, понесённые обществом, в связи с удовлетворением апелляционной жалобы и заявленных первоначально требований подлежит взысканию с Управления в пользу заявителя, излишне уплаченная в сумме 1500 рублей подлежит возврату подателю апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьями 104,110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Спортивный квартал» удовлетворить.
Решение от 23.05.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45- 2446/2022 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Удовлетворить заявленные обществом с ограниченной ответственностью «Спортивный квартал» требования.
Признать недействительным решение Отдела государственной регистрации недвижимости №6 Управления Росреестра по Новосибирской области от 27.12.2021 №КУВД-001/2021-38140743/8 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на сооружение «Спортивный город», общей площадью 2813,5 кв.м , год завершения строительства 2016, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 54:35:021295:11 (Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Фабричная), иное сооружение (испытание спортивного покрытия).
Управлению Росреестра по Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Спортивный квартал» путем совершения действий по регистрации прав общества с ограниченной ответственностью «Спортивный квартал» по постановке на государственный учет и государственную регистрацию прав на сооружение «Спортивный город», общей площадью 2813,5 кв.м , год завершения строительства 2016, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 54:35:021295:11 (Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Фабричная), иное сооружение (испытание спортивного покрытия).
Взыскать с Управления Росреестра по Новосибирской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Спортивный квартал» судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 4500 (Четыре тысячи пятьсот) рублей за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Спортивный квартал» (ИНН <***>) из федерального бюджета 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 08.06.2022 № 41.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий И.И. Бородулина
Судьи: О.О. Зайцева
Т.В. Павлюк